Руслан. Г.: «Во время последнего прямого эфира с дагестанцами глава республики Рамазан Абдулатипов сообщил, что руководитель Дербентского района уйдет в отставку, а затем подписал соответствующий указ. Нельзя сказать, что заявление Рамазана Абдулатипова о скорой отставке главы Дербентского района Курбана Курбанова стало неожиданностью. Сказать по правде, причины для его смены достаточно уже той, что он бессменно руководит районом с 1998 года, сменив на этом посту своего отца Сеида Курбанова, руководившего районом более 45 лет, в то время как руководство республики обновляется каждые четыре года. Курбанов известен также тем, что является главой азербайджанского клана, правившего в районе без малого более 65 лет. Но речь не об этом. И не о том, что, по словам многих экспертов, Курбанов лоббирует интересы соседнего Азербайджана в районе.
Некоторые из числа сторонников Курбановых, крайне не заинтересованных в его уходе, призывают саботировать исполнение указа главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Этот факт не двузначно они дали понять во время собрания в администрации Дербентского муниципального района, на котором предложили выступить против назначения нового руководства МО и отставки ныне действующего.
На этом собрании глава муниципалитета и его окружение дали понять, что считают руководство республики и дагестанский народ наивным стадом. Как иначе понять выходку так называемого актива района, который коллективно выразил негодование по поводу неизбежной отставки Курбанова? Дешевая и безрезультатная попытка шестисот, а по другим данным – трехсот человек (почти в два раза меньше 1% населения района) убедить всех в том, что жители Дербентского района против такого решения и искренне желают, чтобы Курбанов никуда не уходил. Но самым нелепым выглядит заявление самого главы, который также присутствовал на встрече: «Я даже не хотел сюда на актив приходить, но люди уговорили. Сказали, что если не приду, то это будет предательством по отношению к ним».
Среди людей, о которых упоминает Курбанов, были бизнесмены, депутаты районного собрания, директора школ, АПК, главы нескольких сел, заместители главы администрации района и даже заместитель муфтия республики. Верится с трудом, что наиболее обеспеченная прослойка общества, прикрываясь заботой о благополучии народа, заступается за главу муниципалитета, клан которого узурпировал власть многие десятилетия. На самом деле руководство района просто использовало имеющиеся рычаги давления и вынудило их собраться.
На знаменитом собрании Курбанов дал понять, что все, что делается и сделано в Юждаге и Дагестане, делается в основном властями Азербайджана. И что конкретно они сделали, какие денежные и иные вливания произвели в Дагестан? Да, разговоры вокруг будущих инвестиций ведутся, но они ведутся с 1995 года, и с тех пор пока ничего не сделано, и даже самой азербайджанской диаспоре в РД.
Не отставал от Курбанова и глава села Ултаркеме Абдулжалил Бекахмедов, который заявил, что никто не может отправить Курбанова в отставку, так как за него голосовало 98% населения района, в то время как на самом деле их количество не превышает 46 тыс. человек, а это меньше половины жителей. Бекахмедов также сетовал на Рамазана Абдулатипова, который, по его словам, работая на своем посту полтора года, ни разу не был в администрации района. Видимо, сельский глава не помнит, как по поручению главы республики представители исполнительной власти неоднократно посещали Дербент и Дербентский район. Причем чаще всего из-за многочисленных жалоб, которые до сих пор поступают от местных жителей.
Когда у Бекахмедова закончились все аргументы, он решил сыграть на национальном вопросе. «Единственный азербайджанец был в правительстве, и его освободили, – возмущался он, имея в виду Азади Рагимова, бывшего министра юстиции, который заменит Курбанова на посту главы района. – Наших представителей и так мало, теперь и их натравливают друг на друга». Эти слова звучат как издевательство в том плане, что в структурах власти Азербайджана нет ни одного представителя этнических дагестанцев, проживающих в пяти районах и численность которых в АР не меньше, чем азербайджанцев в Дагестане.
Кто-то из присутствовавших на собрании высказался, что отставка Курбанова происходит не по Конституции, по закону гор, что, выходя за ее рамки, руководство республики показывает молодежи плохой пример. Но ни закон гор, ни Конституция не предполагают того, чтобы отец и сын по очереди руководили муниципалитетом в течение нескольких десятков лет, а другие члены этой же семьи представляли республику в соседнем государстве и район в парламенте. Не слишком ли много привилегий для близких родственников? Или они считают, что клановость и кумовство, напротив, являются поучительными примерами для молодежи?»
Предыстория…
Есть люди, которые никогда не меняются. Безнаказанность делает их наглее, самоувереннее, а вседозволенность усиливает присущую им алчность и презрение к остальным. Но, как мне кажется, ничто не может их оправдать, когда самым дешевым образом они пытаются обмануть не только простой народ, но и руководство республики, принимая тех и других за наивных простаков либо надеясь на их инертность. Это последняя черта, перейдя которую, человек рискует потерять все. И теряет. Совсем недавно такой переход за черту закончился десятью годами тюрьмы.
Так чего же боятся представители бывшего главы Дербентского района? Известно, что абсолютно все активы, все предприятия в МО, все учебно-образовательные структуры, ведомства, а, следовательно, и все денежные средства находятся под их личным контролем. И кто же захочет упускать все эти блага?
Отец Курбанова, Сеид Курбанов, руководил районом еще со времен советской эпохи, а затем на волне лихих 90-х пришел его сын, разумеется, получив район в наследство. В эти годы Курбановы укрепили свои позиции во многих сегментах местного бизнеса, что позволяло им управлять, используя не только политические, но и экономические рычаги влияния. Причиной отставки Курбанова послужили его неспособность развивать район, а также излишняя политическая ориентированность на руководство Азербайджана. Интенсивные прежние контакты в Баку и неспособность улавливать посылы руководства республики сыграли с Курбановым злую шутку.
Его брат, Магомед Курбанов, представлял интересы Республики Дагестан в Азербайджане, также десятки лет находясь на посту официального представителя республики в этой стране. И только в 2013 году был снят с должности Рамазаном Абдулатиповым за постоянное потакание властям соседнего государства. Сын Курбанова также является депутатом Народного собрания РД и представлен председателем в одном из ведущих комитетов НС РД – по экологии и природным ресурсам. Как видим, семья прочно засела во все властные и экономические структуры муниципального образования «Дербентский район».
И вполне понятно стремление чиновников остаться на казенных креслах. Это самый лакомый кусок в Южном Дагестане, это 858 кв. км территории на берегу Каспийского моря с населением более 110 тысяч человек, 60% из них составляют азербайджанцы, лезгины – 18%, табасаранцы – 10%, даргинцы – около 8%. Как строилась эта статистика, тоже понятно: буквально несколько лет назад число азербайджанцев было на порядок ниже, а прирост обеспечивался указаниями из Баку.
В районе более 43 населенных пунктов, в том числе два крупных городских поселка – Белиджи и Мамедкала. Все населенные пункты этого муниципального района газифицированы, телефонизированы и связаны между собой и районным центром асфальтированными дорогами. Поселки имеют перспективу получить статус города, так как население каждого из них превышает 10 тысяч человек. Плотность населения в районе одна из самых высоких в Дагестане – 125 человек на 1 кв. км, и при этом она постоянно растет вследствие высокой миграции и рождаемости.
И этому району нужны управленцы, так как в Дербентском районе сосредоточены более сорока крупных сельскохозяйственных перерабатывающих и промышленных предприятий района, в том числе бывшие совхозы, занимавшиеся выращиванием винограда, преобразованные в МУПы, АО и объединенные в многоотраслевую агропромкомпанию «Дербент». В советский период на территории района производилось и перерабатывалось более 100 тысяч тонн винограда и 200 тысяч тонн овощей и фруктов. В районе имеются минерально-сырьевые ресурсы, крупные запасы нефти и газа, строительного известняка, песка, глины и галечника, а сам район числится стратегически и экономически важным районом Дагестана.
Район может дать многие аграрные возможности республике, однако отсутствие грамотных управленцев в последние годы вызвало ухудшение ситуации. Все активы района фактически принадлежат Азербайджану, и именно за счет этого шло последовательное усиление позиций Азербайджана в Дербентском районе и в самом Дербенте, где азербайджанцы составляют около 35% населения, а в структурах органов исполнительной власти и внутренних органах более 80% представлены этим этносом.
Падение Голиафа
Глава РД неоднократно предупреждал действующих глав районов, посылал различные сигналы и лично декларировал тезис о кадровом голоде в Дагестане, о том, что нужны профессионалы, которые будут работать, успевая за установленными в республике новыми темпами.
Перестановки идут, так или иначе с момента прихода Абдулатипова к руководству республикой свои кресла сменили более 22 глав муниципальных образований. В отношении многих из них возбуждены уголовные дела и ведутся следственные мероприятия. Глава республики своим заявлением от 23 июля о смене руководства Дербентского и Казбековского районов, во время своего прямого эфира «Открытая власть», всего лишь подтвердил уже ранее им же заявленную информацию.
Смена руководства Дербентского района Дагестана – давно назревшая необходимость, и это пойдет на пользу району. Такое мнение высказали дагестанские политологи, комментируя анонсированную ранее главой республики отставку главы Дербентского района.
Влияние же Курбановых в районе в последнее время заметно расшаталось. Ранее под их контролем происходил передел собственности в районе, сопровождавшийся укреплением позиций азербайджанцев в экономике и политике. Акционерный коммерческий земельный банк «Дербент-Кредит», созданный Курбановыми, был закрыт в 2012 году из-за утраты банковского капитала. Кроме того, были возбуждены уголовные дела в отношении некоторых районных чиновников по фактам нецелевого использования средств района.
Овощеводческая и плодоводческая продукция района контролируется Курбановыми через агрокомпанию «Дербент». Они имеют свои торговые сети, АЗС, винзаводы, виноградники, телекомпании, радио, газеты, издательства, турфирмы, агентства, строительные площадки в Дагестане и Азербайджане. Курбановы укрепились во многих сегментах экономики Дербента и Дербентского района, что позволяло им влиять на политические и экономические процессы. Ожидаемая в 2016 году приватизация большинства предприятий Дербентского района также не обошлась бы без участия Курбановых. Но все это уже в прошлом.