Праздник Ураза-Байрам

Праздник Ураза-Байрам

 Этика праздничного дня

У мусульман два главных праздника: Иду-ль-фитр и Иду-ль-адха. Иду-ль-фитр – это праздник разговения, как принято у нас называть – Ураза-байрам. После месячного священного поста, на первый день месяца Шавваль по мусульманскому календарю, мусульмане завершают пост и празднуют священный праздник. В этих двух мусульманских праздниках есть сокровенный смысл и великие блага, которых нет в других ложных и выдуманных праздниках.

В эти праздники Всевышний Аллах сделал радость поклонением. Разговляться в этот день Всевышний сделал обязательным, а пост – запретным. Самый явный признак радости в Иду-ль-фитр – это, конечно же, разговение. В хадисе сказано:

» لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ يَفْرَحُهُمَا إِذَا أَفْطَرَ فَرِحَ، وَإِذَا لَقِىَ رَبَّهُ فَرِحَ بِصَوْمِهِ«

«У постящегося две радости: когда разговляется, он радуется, и когда встречает своего Господа, радуется своему посту».

В связи с приближением счастливого праздника нам следует знать о действиях, которые желательно совершить в этот день.

Первое – это, конечно же, такбир. Начинают его с захода солнца накануне праздничного дня и до совершения праздничного намаза.

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд (три раза).

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила».

В промежутке от полуночи до праздничного намаза желательно совершить полное омовение (гусль), надеть лучшую одежду и нанести благовония. Лучше всего, чтобы одежда была новая, если таковая имеется.

Прежде чем отправиться в мечеть для совершения праздничного намаза, желательно немного поесть сладостей. А уже отправляясь в мечеть, выходя из дома, на улице, внутри мечети следует читать такбир вслух.

Желательно отправляться в мечеть по одной дороге, а возвращаться по другой, и чтобы дорога в мечеть была длиннее, чем дорога обратно, потому что так поступал Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), согласно достоверному хадису, переданному имамом Бухари. Праздничный намаз желательно совершать в мечети с джамаатом, хотя и засчитывается, если совершить его индивидуально и вне мечети. Старайтесь не упустить его ни в коем случае. Намаз также является желательным для детей и женщин, кроме тех, кому запрещено его совершать. После завершения праздничного намаза желательно послушать хутбу имама.

Является сунной поздравлять с праздником своих братьев по вере. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, поздравляли следующими словами: «Такаббаля-Ллаху минна ва минкум», что в переводе означает «Да примет Аллах у нас и у вас». Для совершения праздничного намаза желательно выходить из дома пораньше. Лучше всего выйти сразу после утреннего намаза. Что же касается имама, то ему не следует приходить рано, а следует прийти к совершению намаза. Также желательно отправляться в мечеть спокойно, не спеша и пешком.

В этот день желательно навестить родственников, особенно пожилых и больных, посетить соседей и уважаемых людей.

Самое главное – не забудьте выплатить закяту-ль-фитр до совершения праздничного намаза. Если не успели, то постарайтесь не откладывать до захода солнца, это харам. 

Закяту-ль-фитр

В первую очередь мусульманин должен позаботиться о том, чтобы выплатить обязательный закяту-ль-фитр. Закяту-ль-фитр является не только предписанием Всевышнего Аллаха, но и искуплением за пустословие и сквернословие во время поста.

Закяту-ль-фитр (или закят-са‘; закят-сах) обязан уплатить каждый мусульманин (мусульманка), имеющий пропитание на более чем одни сутки и живой ко времени захода солнца накануне ‘Иду-ль-фитра (то есть накануне дня Ураза-байрам). Так, если до этого момента родится ребенок, то за него следует уплатить закяту-ль-фитр, и если кто-либо умрет до этого момента, то за него закяту-ль-фитр не снимают.

Закяту-ль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамазан, но лучше – со времени захода солнца накануне ‘Иду-ль-фитра. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – харам (запрещено). А кто не успел выплатить закяту-ль-фитр к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.

Каждый взрослый мусульманин обязан уплатить закят-сах не только за себя, но и за тех, кто законно находится на его иждивении (за жену, детей и т. д.) При этом желательно получить полномочие (вакиль) от тех, за кого уплачивается сах.

Сах снимается наиболее часто употребляемыми продуктами. В Дагестане (как и по всей России) наиболее часто употребляемым продуктом является пшеничный хлеб, поэтому сах следует снимать пшеницей. При этом пшеница должна быть хорошего качества и чистой. Сах пшеницы составляет 2 кг 400 г, но с учетом возможных примесей лучше отдать по 2 кг 500 г. Некоторые алимы считают, что сах – это 2 кг 700 г, если взять за основу это количество, будет еще лучше. По ханафитскому мазхабу сах составляет 3 кг 700 г, и если его выдают пшеницей, то достаточно половины саха.

Кроме того, в том случае, если выплатить сах пшеницей затруднительно, по ханафитскому мазхабу сах можно выплатить и деньгами – стоимость такого же количества пшеницы. При этом шафи‘итам, делая нийят, необходимо говорить, что сах выплачивается деньгами, следуя имаму Абу Ханифе. Но последователям шафи‘итского мазхаба лучше сах снять пшеницей.

Перед снятием закят-сах следует сделать нийят: «Я намереваюсь снять за себя (за свою жену, несовершеннолетних детей: сына, дочь – произносится имя того, за кого снимаешь) обязательный (фарз) сах – закяту-ль-фитр во имя Всевышнего Аллаха».

Если за совершеннолетнего мусульманина сах снимает другой мусульманин, то следует его уполномочить на это, т. е. сделать его вакилем.

Закяту-ль-фитр, как и закят вообще, следует отдать только строго определенным категориям людей:

1) бедным (т. е. имеющим доход, составляющий 20–30% от необходимого);

2) неимущим (т. е. имеющим доход в 70–80% от необходимого);

3) работникам, связанным со сбором, хранением, учетом, распределением закята, в качестве заработной платы;

4) новообращенным (т. е. тем, кто принял ислам и нуждается в материальной или моральной поддержке);

5) невольникам, освободившимся по договору о самовыкупе;

6) тем, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные шариатом (лечение, питание, строительство необходимого жилья, покупка необходимой одежды и т. д.);

7) тем, кто находится на истинном пути и ведет священную войну (газават) против неверных;

8) путникам, находящимся в путешествии, дозволенном шариатом, и оставшимся без необходимых средств.

Необходимо подчеркнуть, что закат положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим (например, сиротам или инвалидам, если они не попадают в перечисленные категории, мечетям и т. д.) недопустима, ибо в этом случае фарз остается неисполненным и это считается просто милостыней (садака).

В первую очередь закят следует отдать родственникам и соседям, которым он положен (за исключением тех родственников, кого по шариату обязан содержать выплачивающий сах; а содержать мусульманин обязан жену, несовершеннолетних детей, немощных родителей и т. д.). Если среди них нет людей, которым положен закят, тогда надо отдать тем, кому положено, из жителей данного населенного пункта. Если и в селе (городе) нет таких людей, то в соседние города, села.

Тот, кому положен сах и кто получил его, вправе распоряжаться им как захочет: съесть, продать, подарить и т. д.

Сах следует отдать не менее чем трем мусульманам. Поэтому лучше смешать несколько сахов, а потом разделить между получателями.

Сах очищает мусульманина от небольших грехов, от погрешностей поста. В хадисе сказано, что пост, который мусульманин соблюдал в течение месяца Рамазан, не возносится на небо, а зависает между небом и землей, пока не будет уплачен закяту-ль-фитр.

Но закят-сах следует уплатить независимо от того, соблюдал мусульманин пост в месяце Рамазан или нет.

 

Если сах не был выплачен ранее, то его следует возместить как можно скорее, ибо это фарз (обязанность) каждого мусульманина.

Праздничный намаз

Праздничный ид-намаз является сунной Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), и совершать его желательно коллективно. С тех пор как этот намаз был предписан, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) его не пропускал. Праздничные намазы, совершаемые в праздник разговения (Иду-ль-фитр) и праздник жертвоприношения (Иду-ль-адха), были узаконены во втором году по хиджре.

Время праздничного намаза наступает, когда взойдет солнце, и продолжается до тех пор, пока солнце не поднимется к зениту. Предпочтительнее откладывать его до тех пор, пока солнце не поднимется на размер копья, а это спустя 30 минут после восхода солнца.

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз по случаю Уразы-байрама (Курбан-байрама) ради Всевышнего Аллаха».

Если намаз совершается джамаатом (коллективно), то к намерению еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Порядок совершения ид-намаза по шафиитскому масхабу

В начале намаза, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Аль-Фатиха»), те, кто знают, читают молитву (дуа) «Ваджахту». По окончании этой молитвы, снова поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив и сложив их под грудью, читают: «Субханаллахи вальхамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху валлаху акбар» («Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах»).

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву («Субханаллахи вальхамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху валлаху акбар»). И так шесть раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесенного для вступления в намаз) и шесть раз читают «Субханаллахи вальхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху валлаху акбар». После этого в седьмой раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «тааввуз» (а’узу билляхи мина-шшайтани-рраджим) и суру «Аль-Фатиха». Далее, до окончания второго земного поклона (суджуда), все делают как в обычном намазе.

Вставая со второго земного поклона для совершения второго ракаата, поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Вновь поднимают руки, произносят «Аллаху акбар», кладут их под грудью и читают ту же самую молитву «Субханаллахи…». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесенного, вставая с суджуда) и четыре раза читают «Субханаллахи…». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «Аль-Фатиха». Далее все совершают как в обычном намазе.

В обоих ракаатах после суры «Аль-Фатиха» желательно читать еще что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате прочитать суру «Каф», во втором – «Иктараба», а кто не знает их, в первом – суру «Аль-Кафирун» («Кул я аййухал кафируна...»), во втором – «Ихлас» («Кул хува-Ллаху ахад...»).

После завершения праздничного намаза в мечети имам читает хутбу, состоящую из двух частей, как и перед пятничным намазом.

Кто совершает праздничный намаз дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

 Кто не знает приведенной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-сунну, имея намерение совершить праздничный намаз. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершенной, и совершивший ее получит соответствующее вознаграждение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру