Саларосо – «одно из аварских равнинных обществ»

История микрорегиона на севере Казбековского района

История микрорегиона на севере Казбековского района
Окрестности Саларосо

 В конце ХVI в. в засулакской части Дагестана происходили процессы, оказавшие решающее влияние на образование здесь государственности и заселение большей части территории. В 1574 г. умирает шамхал Чупан, и через некоторые время его сыновья от второй жены (кабардинки) Султан-Махмуд, Нуцал и Ахмадхан были лишены наследства детьми от первой жены, происходившей из рода кайтагских уцмиев, на основании их неравноправного происхождения. В результате братья вынуждены были поселиться в Гельбахе, старшиной которого являлся влиятельный и богатый аварец Бегав. Как полагают исследователи, «по-видимому, смелый юноша пришелся по душе местным жителям, и они оказали ему свое покровительство, избрав его к тому же и военным предводителем» .

Кумыкский автор ХIХ в. Девлетмирза Шихалиев пишет, что «прибытие Султанмута в урочище Чирюрт (которое иначе называлось и теперь называется Кельбах) было эпохою возрождения и заселения Кумыкской плоскости», т. е. началом заселения Терско-Сулакской низменности, почти не имевшей постоянного населения со времен нашествия Тамерлана. «Когда Султанмут прибыл в Чирюрт, там жили Риконинские выходцы, предки нынешних сала-узденей, а в вышеупомянутой записке (памятная запись на арабском языке, на которую ссылается Д.-М. Шихалиев) сказано, что эти выходцы происходили из Анди. Впрочем, и Рикони есть отселок Андийский» . Он же выше пишет, что Султанмут нашел Гельбах, заселенным салатавцами, которые оказали ему поддержку прежде кабардинцев .

Шихалиев пишет: «…Первые союзники Султанмута, салатавцы, обитавшие у Саласу и частью в Чирюрте, составляли сильный класс в своем племени. С прибытием в Андреев их потомков под именем «сала» эти нимало не лишились своих преимуществ. Потомки Султанмута осыпали их разными благодеяниями, дарили им земли, невольников, оружие и прочее» .

В обращении сала-узденя Хаджимуратова, поданном в сословно-поземельную комиссию, сообщается: «Предки мои, жившие первоначально в селении Гельбах Хасавюртовского округа, происходящие из почтенных узденей, так называемых сала-узденей, пользовались, и ныне фамилия наша пользуется, правами и преимуществами наравне с беками и независимо от последних; не платили ни бекские повинности, ни государственную подать» .

Султан-Махмуд «прибыл в Чирюрт, где был раньше древний город Огран, и, взяв с собою трех андийцев, живших там, отправился в Кабарду просить защиты от притеснения братьев» .

В материалах сословной комиссии ХIХ в. имеются очень подробные сведения, проливающие свет как на происхождение Бегава и его потомков, так и на обстоятельства становления сословия сала-узденей. В силу этих обстоятельств, мы цитируем целый отрывок, посвященный данной теме: «Сала-уздени показали, что предок их Беге с родными своими из Андии, поселившись в Салатавии, на р. Сала-су (село Саларосо – прим. Ш. Х.), получал с коренных жителей ясак. С течением времени сии последние (коренные жители – по преданиям, жители Дылыма – прим. Ш. Х.) перебили его родственников, а сам он успел скрыться за Сулак с 3 сыновьями – Абдурахманом, Султаном и Камбулатом – и основал аул Гелбах, где к нему присоединились 10 семей, вышедших из гор, и они занялись и прославились наездничеством на Кабарду и соседние места. В это время Султанмут, сын Андия Шамхала Тарковского и кабардинской узденки из фамилии Анзоровых или Азнауровых, скрываясь от своих братьев, не хотевших дать ему часть из отцовского владения, прибыл в Гельбах и по совету Беге отправился вместе с ним и двумя андийцами в Кабарду просить помощи у родственников своих со стороны матери» .

Переселение родственников аварских правителей – «нуцалчи» – из Саламеэра в Гельбах в XVI в. , вероятно, стало результатом борьбы с укреплявшимися общинами, но сведений об этом пока не имеется, кроме устных преданий. На их основе говорится, что предки сала-узденей перешли из верховьев реки Сала-ор в ее низовья (район современного с. Дылым), а далее в Эндирей, Саларосо (Салаюрт), Кандаур-аул и другие селения равнинной части Терско-Сулакского междуречья . По крайней мере к прибытию Султан-Махмуда в Гельбах там он застал аварское население, возглавляемое «тремя богатыми семействами гумбетовцев… там Султанмут терпел крайнюю бедность и сам должен был заниматься полевыми работами» .

Об аварском происхождении сала-узденей говорят и другие источники. По Н. Семенову: «Как сказано выше, одно из кумыкских сословий до освобождения крестьян носило название «сала-уздень» (народ употребляет его и теперь), переводимое словами «независимые дворяне». Дворяне эти – Кандауровы, Паштовы, Бамат-аджиевы и Тавлиевы – всеми признаются выходцами из Гумбета или Салатавии (т. е. дагестанцами аварской народности) и эпитет их „сала“ объясняется названием речки Сала-су, протекающей в последней местности» .

По преданиям дылымцев, именно на их землях жил «хан по имени Сала», которому принадлежали все окружающие территории . Согласно преданиям предки сала-узденей из Нуцабазул-росо переселились в местность у устья реки Салаор (на месте современного селения Калининаул, которое старики-аварцы по традиции называют Саларосо), где основали селение Саларосо (в некоторых источниках – Салаюрт) и местность Чурми, выше современного Эндирея. Впоследствии жители Чурми и Саларосо переселились в Эндирей и Дылым .

Чеченцы-аккинцы и сейчас называют урочище на восточной стороне села Калининаул «Сал-юртом». По их преданиям, это селение «было сожжено, а жители, оставшиеся в живых, разбрелись кто куда, главным образом по соседним селениям» . Таким образом, и по аварским, и по чеченским преданиям селение Саларосо (вариант названия – Салаюрт) было расположено на окраине современного Калининаула еще до прибытия сюда аккинцев, которые были поселены здесь аварским нуцалом после постепенной миграции аварцев в Эндирей и равнинные селения (об этом ниже). Общине села Саларосо принадлежали земли современных селений Калининаул, Ленинаул, Новокули и Чапаево.

Саларосо упоминается и в русских архивных источниках в связи с событиями ХVII в. Сюда возвращается в 1614 г. Султан-Махмуд после отказа принятия у него аманата русской администрацией Терского города на основании того, что он «безюртной человек» , т. е. человек, не имевший постоянной резиденции или населенного пункта, где бы он жил на постоянной основе. Е. Н. Кушева – авторитетный исследователь русских архивных источников по Северному Кавказу – дает следующее определение населенному пункту Саларосо: «Сала-юрт – одно из аварских равнинных обществ, соседних с аккинцами. Входило в состав владения Салтан-Магмута-мурзы» .

О заселении местности, где сейчас расположено село Калининаул, аварцами Саламеэра, говорят и русские авторы середины ХIХ в. («несколько семей салатовцев… спустились к ущелью Акташа и поселились на правом берегу его… при впадении в Акташ потока Сала-су») . Эти же сведения сообщает кумыкский автор ХIХ в. Девлетмирза Шихалиев: «Сала или салатавцы, предки нынешних кумыкских сала-узденей, вышедшие из находящейся за гумбетовским хребтом деревни Рикони, жили на речке Саласу, впадающей в Акташ» .

Здесь мы должны подчеркнуть разницу между Саларосо и местностью, сейчас известной как Салаюрт. Саларосо, как указано в вышеприведенном документе, было расположено «на правом берегу» Акташа при впадении в него реки Салаор. На этом же месте сейчас располагается Калининаул, а как видно из прилагаемых выше сведений, ранее располагалось аварское селение Саларосо. Салаюрт же – это местность на левом берегу реки Салаор, напротив Калининаула и ниже современного Дылыма. Салаюрт, по местным преданиям, являлся кутаном – временным поселением аварцев «сала», а Саларосо – постоянным, т. е. стационарным, довольно крупным поселением. Не менее вероятно, что селение было расположено по обе стороны речки Ахдач/Акташ.

Также необходимо указать, что на южной стороне Калининаула расположено пастбище, которое аккинцы называют «Саласкр-кIажа», т. е. «поляна Сала-аскара» , а аварцы – Сала-аскарил тала. В данном случае название следует понимать как «поляна, предназначенная для дружины («аскар») нуцалчи Сала.

Говоря о времени заселения этой местности аварцами, указывается, что это произошло «немного раньше» первой половины ХVI в., т. е., вероятно, в XV в., причем оговаривается, что эти аварцы были вынуждены уйти в горы в связи со «свирепыми набегами татар», т. е. монголов и далее Тимура в самом конце XIV в., после чего уже в ХV в. они стали возвращаться на места своего прежнего проживания.

Российские архивные данные XIX в., основанные на опросе представителей сала-узденей, свидетельствуют: «Сала-уздени показали, что предок их Беге с родными своими из Андии, поселившись в Салатавии, на р. Сала-су, получал с коренных жителей ясак. С течением времени сии последние перебили его родственников, а сам он успел скрыться за Сулак с 3 сыновьями – Абдурахманом, Султаном и Камбулатом – и основал аул Гельбах, где к нему присоединились 10 семей, вышедших из гор... Сведение это сообщено отставным подпоручиком Кабардинского полка Махти Кандауровым» . Это свидетельство о том, что «коренные жители», т. е. саламеэрские аварцы, «перебили» нуцалчи – родственников предков сала-узденей, стыкуется с приведенным выше преданием аккинцев, живущих в Калининауле, о том, что селение Саларосо было сожжено, а его жители переселились на равнину. Произошло это, видимо, в середине или конце ХVII в., поскольку в 1614 г. Саларосо упоминается в русских источниках как аварское селение, где временно жил Султан-Махмуд.

Значительно позднее сюда начали переселяться представители аккинцев. Чеченец, офицер русской армии в ХIХ в. У. Лаудаев пишет: «Фамилии, образовавшие чеченское племя и происшедшие из различных элементов, находились в неприязненных одна к другой отношениях; они взаимно грабили друг друга. Более других терпела Аккинская фамилия (Акка). Вследствие этого половина этой фамилии уходит под покровительство аварского хана, в Аух, и получает название ауховцев; сами же для себя эти фамилии удержали название прародительской фамилии Аккий, т. е. выходцы из Акки. Чеченцы тоже называли их этим именем; когда же ауховцы приняли магометанство, а первобытная Аккинская фамилия оставалась еще в язычестве, то для религиозных отличий этой фамилии чеченцы называли первобытную Аккинскую фамилию керестан-аккий, т. е. христианские аккийцы, в отличие от ауховцев, принявших ислам» .

Аккинцы переселились в долину Акташа позднее, нежели заселили низовья рек Ямансу и Ярыксу. Г.-Р. А.-К. Гусейнов обосновывает точку зрения, согласно которой поселение здесь аккинцев имело место между 1781 и 1797 гг. . Видимо, в конце ХVIII в. часть аккинцев переселилась и на Акташ/Ахдач. Как показывают вышеприведенные источники, на месте полузаброшенного аварского селения Саларосо образовалось чеченское – аккинское – Юрт-аух.

Таким образом, целый ряд источников ХVII–XIX вв. свидетельствует, что в XV–XVII вв. на месте современного Калининаула располагалось аварское селение Саларосо. После того как аварцы переселились в Гелбах и Эндирей, Саларосо заселили по приглашению аварских нуцалов аккинцы, жившие на тот момент в долине реки Мичик, на территории современного Гудермесского района. Несмотря на это, и сейчас среди аккинцев Калининаула имеются родственные группы, называемые «сулий» и считающиеся потомками аварцев. Являются ли они остатками былого аварского населения или нет, установить сложно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру