Ностальгия по прошлому

Воспоминания о том, что можно было сделать за 10 советских рублей.

Воспоминания о том, что можно было сделать за 10 советских рублей.

Афанди Хазратуллин: «Что можно было сделать за 10 советских рублей? Затариться продуктами на целую неделю. Это сегодня десяти рублей нам не хватит даже на буханку хлеба. А в СССР, придя с такой суммой в магазин, можно было запастись продуктами на целую неделю. Не с шиком, конечно, но на минимальный набор хватит. Считаем: молоко – 28 копеек за пол-литра, килограмм колбасы – около 3 рублей, булка хлеба – 15 копеек, килограмм сахара – около 80 копеек, спички – 1 копейка, папиросы «Беломор» – 16 копеек, мороженое – 13 копеек, бутылка водки – 3,5 руб., килограмм масла – 3,5 рубля. В общем, можно было себе практически ни в чем не отказывать. Если бы советский человек задался целью обойти магазины и набрать всякой всячины на десять целковых, он вернулся бы домой с полными авоськами. Утюг – пять рублей, футбольный мяч – три рубля, махровое полотенце – 1,80, записная книжка – 47 копеек, набор крючков и петель – две копейки. Или другой набор: алюминиевая сковорода – 4,80, кукла – три рубля, мужские трикотажные плавки – 2,50, фотопленка – 35 копеек. Мужу – рубашку, жене – колготки. Пополнить гардероб чем-то внушительным за десять рублей и в СССР, конечно, было нельзя. Но кое-что весьма нужное и полезное могли себе купить и мужчины, и женщины. Например, немецкие колготки – они стоили порядка 7 рублей, наших можно было купить две пары по пять. Мужскую рубашку можно было найти за 5–10 рублей. Советские босоножки тоже стоили примерно 10 рублей – гораздо дешевле, чем импортные, – их стоимость доходила до 45–50 рублей. Доехать из Москвы в Ленинград. За червонец из Москвы в те времена вполне можно было добраться на поезде за тысячу километров. Ну, почти за червонец. Билет на поезд Москва – Ленинград стоил 11 рублей. И, не поверите, столько же – авиабилет Москва – Чебоксары и Москва – Минск. А уж на такси на такие деньги можно было рассекать сколько душе угодно – стандартный тариф составлял 10 копеек за километр. Отдохнуть на Черном море. В семидесятые провести отпуск или хотя бы какое-то его подобие. Судите сами: в мае в частном секторе черноморского поселка Джубга можно было устроиться за три рубля в день с носа. Или снять сносную комнату на четверых за червонец. Ну а разнообразить пляжный отдых можно было практически как угодно: три копейки – за выстрел из пневматического ружья в тире, 20 копеек – за билет в зоопарк, 13 копеек – за стаканчик мороженого или килограмм арбуза».

Абдурашид Саидов: «На 460 рублей можно было купить цветной неподъемный телевизор, которого чаще не оказывалось в продаже. А 460 рублей – это была почти трехмесячная зарплата врача или учителя. Сегодня в месяц учитель получает… пусть 15 тысяч рублей, хотя в Москве намного больше. На 15 тысяч сегодня можно купить супер ЖК-телевизор. И не надо три месяца зубы на полку :)). А тот «Рубин» или «Радуга» сегодня на помойке бомжей не интересуют. Приведенная бумажка по большому счету к деньгам не относилась, часто к пачке этих денег нужно было добавлять бумажку с печатью – подтверждение многолетней очереди, постановление месткома-парткома, что вам дали талон на «Жигули» и массу прочих прибамбасов. И об этом должны знать молодые, а то, как в том анекдоте, пойдут слезы: "Хочу в советский союз!"»

София Шнайдер: «Что такое пицца, курица гриль мы тогда не знали. Мы не ели никаких семг и форелей, они разве что у начальства были. Я помню, как впервые увидела зубную пасту Blend-a-med, а сейчас вот чищу зубы в основном ей (хотя иногда и другими шикарными пастами, Colgate например). Я покупала мороженое, но в основном в бумажном стаканчике, в вафельном пломбир попадался крайне редко. Что такое мороженое бывает и шоколадным, даже не представляла. Шоколадную сгущенку впервые увидела в Прибалтике, сырок подобного толка – в Москве. За колбасой нам с мамой пришлось обеим стоять, чтобы дали лишний килограмм...»

Владимир Акимов: «Во всяком случае, колбаса была без сои, мясо и рыба – без красителей, масло было маслом (без пальмовых примесей), молоко натуральным, а не порошковым, хлеб без разрыхлителей и прочей ерунды, фрукты не обкалывали пенициллином, а творог и мороженое – без транс-жиров. А уж то мороженое до сих пор вспоминаю – фруктовое, за 7 копеек, просто сказка! Или пломбир в шоколадной глазури. А уж в Москве и Ленинграде мороженого столько всякого было! Легкая промышленность отставала, но нагоняла! В 80-х в СССР открылось производство кроссовок Adidas, пепси-колы, жвачки, джинсовых изделий. Сегодня есть ощущение, что за нынешнее сомнительное изобилие мы расплачиваемся будущим».

Саният Мансурова: «На червонец я могла припеваючи прожить студенческую неделю. Еще и на колготки хватало. Иногда – и на такси. Тогда хлеб в столовой был бесплатный, первое – копейки. Да и котлетки не дороже 30 копеек. Был еще костный бульон. А овощное соте обходилось в 50 копеек на четверых (готовили сами)».

Далгат Мирзаев: «Я не хочу помнить про длинные очереди в магазинах за вполне обыденными вещами, про изобилие баклажанной икры с селедкой иваси... Помню и очередь на квартиру, в которой я состоял с 83 года, но так и не получил, как не получил и брат аж с 76 года, как, впрочем, и другие... Помню, как надо было с боем брать автобус, чтоб поехать куда-нибудь (в Махачкалу, село...) Да, все это было, как были и необыкновенно теплые отношения между людьми, безопасность, хорошее образование, пусть паршивая, но бесплатная медицина. И много чего помню. И оценка выше – это не оценка насекомого, а человека, который и тогда, и сейчас хочет ощущать себя (пусть будет пафосно) элементарно гражданином...»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру