В своих статьях, написанных ранее, я не раз называл Махачкалу самой успешной, или даже единственной перспективной территорией Дагестана. Я и сейчас готов подписаться под каждым словом в тех статьях. Однако все эти статьи относятся к «той Махачкале», что была еще два месяца назад - до ареста мэра города Саида Амирова. После ареста ситуация существенно изменилась. Будущее города стало менее определенным. С одной стороны, город при определенных условиях может сохранить свой статус самой успешной территории Дагестана. Теоретически, если ему будут переданы дополнительные финансовые ресурсы, может даже еще больше преуспеть. Но велика вероятность и того, что неумелые или злонамеренные действия разрушат город.
Любой город, а тем более город крупный, чрезвычайно уязвим. Уязвимость города - особая тема, мы посвятим ей отдельную статью. Сейчас же просто замечу, что если в огромной Махачкале всего на сутки отключить летом воду, а зимой - отопление, то город из самого перспективного в Дагестане превратится в зону чрезвычайной ситуации и катастрофы. Те, кто живет в Махачкале достаточно долго, помнят, как всего несколько лет назад энергетики, чтобы забрать «за долги» - то есть бесплатно, электрические сети Махачкалы, устроили в городе коммунальную катастрофу. В разгар новогодних холодов в Махачкале отключали порайонно свет. А затем отключили насосы, подающие к Махачкале воду. Город остался без воды и, практически сразу, без отопления. Тогда действия энергетиков поддерживало республиканское руководство. Так что, ничего нового в искусственных коммунальных катастрофах для Махачкалы нет.
Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов ставит перед собой невероятно высокую планку задач. Утроить ВРП республики, вывести из тени в пять раз больший, чем сейчас, объем экономики - от таких заявлений любой экономист или хозяйственник-практик схватится за голову. Возможно ли это в принципе? Я не знаю, что и сказать.
Мы видим, что некоторые инициативы врио президента продвигаются довольно успешно. В частности, арест руководителя ведомства, ответственного за жилье молодым, стал подтверждением серьезности его намерений. Всю республику уже достала ситуация, когда деньги, выделяемые федеральным Центром под жилье для молодых семей, попадали в руки компаний крупных кланов. На эти деньги возводилось элитное жилье, которое продавалось потом по элитным же ценам. С этим явлением пытался бороться еще Саид Амиров - но его возможностей не хватило.
С другой стороны, мы видим, что некоторые инициативы врио президента носят сомнительный характер. Я никак не могу понять, зачем переодевать в черкески, а в зимнее время - еще и в папахи, несколько десятков тысяч чиновников. И это - за государственные деньги? Как это может способствовать развитию экономики? Разве это повысит намус чиновников? Они перестанут брать взятки? Вряд ли. Несколько сотен миллионов рублей будут потрачены впустую - без явной экономической и социальной отдачи.
Возьму на себя смелость утверждать, что обеспечение жизнедеятельности Махачкалы - куда более трудная задача, чем забота обо всем остальном Дагестане. Горожанин вообще для властей во всем мире - огромная проблема. Местная власть должна обеспечить его всем, должна постоянно заботиться о нем. Должна следить, чтобы у него дома было тепло. Чтобы ему было, где погулять. Чтобы ему было, куда припарковать свою машину. Чтобы он ездил по гладкой и ровной дороге. Чтобы дома у него была вода. Чтобы цена хлеба или проезда в общественном транспорте не росла слишком быстро. Чтобы у него была работа. Чтобы дети его были устроены сначала в садик, потом - в школу, потом - в институт...
Подорожает буханка хлеба не на рубль, а на два сразу - люди критиковали Амирова. Поднимется цена проезда в маршрутке - критиковали Амирова. Мусор их сосед выбросит из окна или оставит в подъезде - критиковали Амирова. В общем, работа Главы города - трудная и неблагодарная. Особенно - в Махачкале.
Большинство горных районов самодостаточны. Они не получают централизованного отопления. Газ есть не везде. Дороги - хорошо если есть со щебенкой. Цены на маршрутку или буханку хлеба там местная власть вообще не контролирует. В общем, большая часть Дагестана - самодостаточна. И в этом смысле ситуация там обратно пропорциональная Махачкале.
У врио президента есть интересные идеи относительно нового облика Махачкалы. В частности, он предлагает реконструировать прогулочную зону в районе Аварского театра. Требует, чтобы Махачкала обрела свое, «традиционное горское лицо». Пока непонятно, что имеется ввиду - возможно, новые памятники, а может, крыша одного дома должна стать двором другого?.. Президент требует вывести из Махачкалы заводы, и на их месте разбить парки и построить культурно-массовые заведения.
Но яркие идеи - это хорошо, а практическая их реализация - еще лучше. Что касается промышленных предприятий, то не думаю, что это осуществимо без их ликвидации. Они давно дышат на ладан, а их самоокупаемость находится на минимально возможном уровне. Даже в Москве вывод промпредприятий за пределы городского центра стал возможен при активной помощи из бюджета города и из Федерального бюджета. А в Махачкале заводы не закрывают не потому, что они нужны, а потому, что об этом Москву просили местные руководители. Поэтому, денег Центр на этот переезд точно не даст. Да и республиканский бюджет свободные деньги на это вряд ли найдет.
Согласен, можно построить новые памятники, чтобы Махачкала стала более «горской», более «дагестанской». Но и здесь надо быть осторожным. Наша горская архитектура сакральна не тем, что она какая-то особенная. Ее сакральность в том, что она - свидетель деяний наших предков, нашей многотысячелетней истории, свидетель молодости человечества. А создание новостроев, просто похожих на нашу традиционную архитектуру, опошлит саму идею и лишит ее сакральности. Мы получим что-то вроде наших ансамблей: есть что-то похожее на традицию, но копни глубже - чисто гимнастические упражнения и ничего больше.
Талант Саида Амирова как градоначальника не в том, что он умеет выдвигать какие-то особые идеи, которые никому раньше не приходили в голову. Его талант в том, что он умеет реализовывать задачи коммунального переустройства практически. То есть, в условиях ограниченного бюджета находит деньги, умеет заставить и убедить людей работать, умеет убедить горожан потерпеть до окончания строительства. Это - талант хозяйственника. Конечно, тут есть и проблемы. Саид Амиров сумел модернизировать, и с запасом обеспечить город коммунальной инфраструктурой на годы вперед. Но городу действительно не хватало парков, детских аттракционов, мест для прогулок, пешеходных и велосипедных дорожек... Не хватало единого архитектурного облика. Хронически не везло с памятниками. То какие-то бронзовые червяки, то витязь в грузинской одежде с тяжелым германским мечом, атакующий непонятно кого... Не «леков» ли?
Но все это - частности. Потому что гораздо более значимые вопросы Саид Амиров решал успешно. Он умел находить баланс между желаниями горожан и суровой реальностью дефицита бюджета.
При Саиде Амирове Махачкала стала самодостаточной. Готовы ли республиканские власти к тому, что при «ручном управлении» Махачкала из экономического локомотива Дагестана превратится в самого большого нахлебника? До сих пор почти все налоги Дагестана собирались в Махачкале. И махачкалинский бизнес скрепя сердце терпел эту вопиющую несправедливость. В самом деле, в Махачкале цех по сборке окон платил налоги в миллионы рублей в год, а в соседнем районе - всего в двадцати километрах от первого цеха, его конкуренты не платили почти ничего.
Выступая на вышеупомянутом совещании, заместитель Главы Махачкалы по экономике Осман Османов сказал, что городские власти пытались усиливать налоговые сборы с бизнеса. И бизнес «голосовал ногами» - просто перебирался за пределы махачкалинской юрисдикции.
Я уверен, что сегодня на Дагестан надвигается экономический кризис, настоящее экономическое цунами. В этой ситуации нужно всем заниматься своим делом. Республиканское руководство должно решать стратегические вопросы. А вопросы муниципального уровня должны решать сами муниципалитеты.