От туризма к терроризму и обратно

Вот уже несколько лет республиканские власти прикладывают огромные усилия для того, чтобы превратить Дагестан в туристический край

Дагестан имеет замечательные возможности для развития туризма, возможности, которых нет у иных лидеров мировой туриндустрии. В самом деле, история и культура, насчитывающие несколько тысяч лет, обилие древних крепостей, музеев, яркое самобытное народное искусство, теплый песчаный берег моря, леса, укрывшие склоны гор, - чего же еще желать?

Вот уже несколько лет республиканские власти прикладывают огромные усилия для того, чтобы превратить Дагестан в туристический край

Вот уже несколько лет республиканские власти прикладывают огромные усилия для того, чтобы превратить Дагестан в туристический край. И в то же время в республике идет настоящая война между террористическим подпольем и правоохранительными органами, с числом убитых с каждой из сторон в несколько сот человек. Очевидно, что туризм и терроризм несовместимы. Или в самое ближайшее время будет одержана решительная победа над бандподпольем, или могут разбиться грандиозные инвестиционные планы и будут выброшены на ветер огромные капиталовложения.

НЕЛЕГКАЯ ИНДУСТРИЯ

Ошибкой было бы думать, будто развитие индустрии туризма – простое дело. Где как, а в Дагестане становление этой отрасли с самого начала происходило директивно, через большие затраты и тяжелый труд. В 1925 году, на фоне разрухи, IV Вседагестанский съезд Советов назвал здравоохранение «третьим ударным фронтом». Были выделены средства и срочно начали искать квалифицированные лечебные кадры для организации первых санаториев. Съезд поручил правительству ДАССР срочно организовать курорт на Талгинском целебном источнике и открыть в высокогорном Гунибе санаторий и дом отдыха. Начались работы по организации курорта на Ахтынских серных источниках. А уже через два года курорт Талги получил всесоюзную известность. Так, революционно, открывалась для Дагестана эпоха туризма.

ДАГЕСТАН КОНКУРИРОВАЛ С ЧЕРНОМОРСКИМ ПОБЕРЕЖЬЕМ

К 1990-м годам в Дагестане был накоплен мощный потенциал туристско-рекреационного комплекса. В 1992 году общая емкость туристской сети и оздоровительных учреждений достигла 42 тысячи мест. Основными объектами размещения были санаторий «Каякент», «Каспий», «Талги», туристские базы профсоюзов, многочисленные ведомственные пионерские лагеря (185 объектов). Это позволяло принимать до 300 тысяч организованных туристов извне Дагестана.

Всего же за сезон в Дагестане, включая самих дагестанцев и неорганизованных туристов-«дикарей» отдыхало до 500 тысяч человек. И все равно, потребность в путевках на туристско-экскурсионные и санаторно-курортные услуги значительно перекрывала возможности рекреационной сети республики. Летний отдых в санаториях, домах отдыха, экскурсионные поездки и туристические походы в последние советские годы были тривиальной и почти обязательной частью нашей жизни.

Многообещающей была эпоха «перестройки», эпоха «открытых дверей». Были основания считать, что инвесторы со всего мира оценят рекреационные возможности Дагестана. К примеру, турки (хорошо известная в Москве строительная фирма «Корай-Байтур») построили санаторий «Дагестан» (тогда он назывался оздоровительный комплекс «Махачкала»), рассчитанный на 250 мест. Ныне это – самый крупный и известный санаторий Дагестана. Принадлежит он ФСБ России.

В древний Дербент приезжали американские инвесторы, собирались строить туристический комплекс на 500 человек. Были и другие инвестиционные планы. Но затем ситуация резко переменилась. Союз начал разваливаться, экономическая ситуация в России быстро ухудшалась, а Кавказ превращался в сплошную «горячую точку».

ОТ ТУРИЗМА – К ЭКСТРЕМИЗМУ

Увы, в годы реформ система туристско-рекреационного комплекса республики просто рухнула. За несколько лет организованный туризм в Дагестане перестал существовать. Без людской заботы, заброшенные, многие объекты быстро пришли в негодность. Из-за споров республиканских органов власти и профсоюзов «повисла в воздухе» судьба многих объектов туристской индустрии. Они считались собственностью профсоюзов, но финансировались через республиканский бюджет. Возникла правовая коллизия, в результате чего, к примеру, не на что оказалось отремонтировать прорвавшуюся водопроводную трубу на территории Махачкалинского кемпинга. Труба текла, территория заболачивалась, зарастала камышом, а через несколько месяцев кемпинг, с огромной стоимостью основных фондов просто перестал существовать как объект туристической индустрии.

К концу «лихих 90-х» количество мест на предприятиях туристского комплекса, которые можно предоставить отдыхающим, сократилось по сравнению с 1992 годом более чем в 3 раза и составляло 12,8 тысяч мест.

Еще была война в соседней Чечне, теракты, бандитские лежки на склонах Тарки-Тау (над Махачкалой), похищения людей, рабство, массовая безработица и взрыв криминального котла. В результате всего этого Дагестан приобрел славу региона, в который не то что ездить, но и разглядывать на карте страшно.

В РОССИИ КРИЗИС УЖЕ ПРЕОДОЛЕН

Россия уже давно преодолела кризис в туристической отрасли. К примеру, в 1989 году Россию посетило более 2 млн. 740 тыс. иностранцев. С 1992 г. начался резкий спад въездного туризма. Но уже с 1995 года он вновь начал расти и в 1999 году нашу страну посетили более 3 миллионов 59 тысяч туристов из 200 стран мира. Сегодня туристический поток в Россию стабильно держится на уровне 9 миллионов человек в год. Правда, лишь незначительная часть этого потока попадает за пределы Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца».

ДАГЕСТАН: ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ЕСТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ

Дагестан обладает культурным наследием, состоящим из более, чем 6 тысяч памятников истории, архитектуры и природы. Наиболее значительным из них является архитектурный комплекс «Цитадель» (Дербент). Древний город Дербент, кстати, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это - единственный такой объект на всем Северном Кавказе.

У Дагестана длина песчаной береговой полосы теплого Каспийского моря превышает 500 км. Это дает возможность создания замечательных пляжей, не требующих дорогостоящих работ по обустройству. Купальный сезон здесь длится до 150 дней, средняя температура морской воды в летний период +21 градуса. В году - более 100 ясных дней.

Ждут освоения богатые запасы лечебных грязей. Минеральные источники Дагестана по своим лечебным качествам не уступают источникам известных водных курортов. На сегодня их изучено более 300.

ПЕРСПЕКТИВЫ НАРОДНОГО ТУРИЗМА

Уже много лет Краснодарский край, в особенности – район Сочи, является одним из самых дорогих регионов России. Цены во многих гостиницах, ресторанах, цены на недвижимость и на любой сервис значительно превышают средний европейский уровень. Для подготовки к Олимпиаде государство вкладывает в развитие инфраструктуры Сочи дестяки млрд. долларов. Естественно, что ожидание будущих свердоходов подогревает беспримерный рост цен, который уже сегодня отмечается по всему Кавказу. Уже сегодня для российского среднего класса доступнее отдых где-нибудь в Турции, Египте или, даже Европе, нежели на Черноморском побережье России. Строительство же вокруг Сочи серии российских «куршавелей» окончательно вытеснит массовый туризм из региона. При гораздо меньших инвестициях Дагестан мог бы стать центром дешевого, «народного» туризма.

БЛЕСК БОЛЬШИХ ДЕНЕГ

Туризм в Республике Дагестан в ближайшей перспективе должен стать одной из главных отраслей экономики, её бюджетообразующей частью. Некоторые страны третьего мира именно этим живут и процветают.

Потенциальные возможности республики позволяют, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, принимать до 1 млн. туристов, довести услуги курортно-туристского комплекса до 6 млрд. рублей в год и создать более 100 тысяч новых рабочих мест.

Но…

ПЕРВАЯ БОМБА БУДЕТ ЦЕНОЮ В МИЛЛИАРДЫ

Увы, вопросы обеспечения безопасности невозможно прописать ни в одном из программных документов по развитию туризма. А ведь это – ключевой вопрос. Один-единственный взрыв покончил с туристическими надеждами целых стран. Тем более опасность будет постоянно угрожать такому сложному региону как Дагестан, куда инвесторы вложили и собираются вложить огромные деньги.

СЕГОДНЯ ДАГЕСТАН – В ТРЕВОЖНОМ ОЖИДАНИИ

Дагестан – в тревожном и ежедневном ожидании новых терактов. Сегодня в Дагестане почти 20 тысяч только аттестованных сотрудников милиции. А кроме того – две армейские бригады, бригада морской пехоты, морские и сухопутные пограничники, силы ФСБ, таможни, Госнаркоконтроля, десятки ЧОПов и охранных агентств… И вся сорокатысячная вооруженная группировка ориентирована на борьбу с экстремизмом.

С 2005 года экстремисты начали охоту на сотрудников правоохранительных органов. Всего за последние четыре года ими было убито почти 240 сотрудников милиции. Затем милиция и ФСБ перехватили инициативу и регулярно уничтожают наиболее активных лидеров террористического подполья.

Дагестан уверенно идет в двух противоположных, даже – взаимоисключающих направлениях.

С одной стороны, растет ожесточенность в противостоянии правоохранительных органов и боевиков-сепаратистов. С другой стороны, наращиваются объемы капиталовложений в сферу труизма. За последние два года в развитие туризма в республике вложены многие миллионы долларов. И это – только начало.

Оправдано ли все это? Сегодня этим вопросом задаются многие экономисты и политики. Туризм – достаточно капиталоемкая отрасль, к тому же – чувствительная к внутриполитической обстановке. Что будет, если не удастся быстро сломить сопротивление боевиков? Не окажутся ли объекты инфраструктуры туризма следующими мишенями их атак? И если это случится, что делать с многочисленными турбазами, санаториями и т.д., реконструкция и строительство которых начинается на побережье Каспия? Или, может быть, разумнее употребить имеющиеся средства инвестиций на освоение шельфа Каспийского моря, что приносит огромные дивиденды соседнему Азербайджану?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру