СКФО: новые возможности и новые вызовы

Выделение Кавказа в особую зону повышенного внимания – абсолютно рациональное решение Центра

Выделение Кавказа в особую зону повышенного внимания – абсолютно рациональное решение Центра

В эти дни мы отмечаем одну дату, которая пока еще не стала «красным днем календаря». Речь идет о создании Северо-Кавказского федерального округа (CКФО), выделенного из состава Южного федерального округа указом Президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Что изменилось с формированием СКФО и как изменилась политическая ситуация в Дагестане и на Северном Кавказе с его созданием? Создание округа стало мощным инструментом для решения задач округа. Другое дело, что этот инструмент пока не всегда используется эффективно.

Образование данного округа стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году президентом России В. В. Путиным. Площадь территории округа составляет около одного процента от площади территории Российской Федерации. Однако население округа – многочисленное и динамичное является важным стратегическим ресурсом округа и России.

Проблемы Северного Кавказа хорошо известны и в России и, даже, во всем мире. С целью стабилизировать обстановку, 19 января 2010г. было объявлено о создании Северо-Кавказского федерального округа из части регионов, ранее входивших в ЮФО. Кремль понимает необходимость прикладывать колоссальные усилия и тратить огромные средства для того, чтобы гармонизировать на Кавказе социальные, межэтнические и межконфессиональные отношения. Поэтому выделение Кавказа в особую зону повышенного внимания – абсолютно рациональное решение Центра.

Последние решения Кремля показывают, что он способен успешно реализовывать главные стратегические задачи по укреплению Кавказа и противодействию имеющимся негативным тенденциям.

Центр округа — город Пятигорск, единственный из центров округов, который не является ни административным центром субъекта, входящего в округ, ни крупнейшим городом округа.

И, наконец, о «начальстве». Первым полномочным представителем Президента РФ в СКФО назначен А.Г. Хлопонин – молодой успешный предприниматель и менеджер, от которого многие ожидали реальных перемен к лучшему.

Однако перемен этих мы так и не увидели. Или, по крайней мере, темпы этих перемен были не столь уж высоки, чтобы стабилизировать сложную обстановку в регионе. Почему?

Истоки многих проблем округа лежат в экономической отсталости региона и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Но все эти этнополитические проблемы – следствие проблем более глубоких: коррупции, клановости и насилия.

Вопрос о клановости – это очень сложный вопрос.

Клан – это не только родственники из аула или члены одного тейпа. Клан – это группа влияния, сложившаяся за долгие годы постсоветского безначалия, пустившая корни в администрации региона, в Москве, во всем сколько-нибудь интересном бизнесе. Кланов может быть два или много, и очень редко попадаются такие, которые реально хотят чего-то, кроме личного обогащения.

Кланы есть везде, но на Кавказе они обретают некую сакральность за счет традиционно теплого отношения к семье и родственникам. В общем, люди на Кавказе не готовы возражать, делать замечания, если видят что тот или другой руководитель «протаскивает своего». Но зато в целом неэффективность такого учреждения, которая становится тем выше, чем больше влезет наверх «своих», раздражает людей. Они говорят: почему в других регионах России нет такой коррупции, таких очередей, такой неэффективности? Значит – это происки «жадной верхушки» Дагестана или происки «партии войны» в Кремле… Нарастающее раздражение становится массовой базой для вербовщиков боевиков.

Сложнейший вопрос – экономика.

Дагестану обещали экономический подъем, который сможет обеспечить новая команда управленцев. Для начала они должны были изложить стратегическое видение перспектив, целей и задач, стоящих перед Республикой Дагестан. Но реально эффективной реализации стратегии не получилось. Как не получилось и самой стратегии.

Пока мы не достигли особых структурных перемен в экономике. Она целиком и полностью зависит от ситуации на российском и внешних рынках. Сегодня эти рынки нестабильны, кто-то предсказывает новую волну кризиса, кто-то подъем, но очень медленный. Поводов для оптимизма немного.

Северо-Кавказский федеральный округ нуждается в комплексном развитии, в основе которого должно лежать обеспечение безопасности.

Безопасность - это ключевое понятие на Кавказе, и инвесторы, особенно долгосрочные, будут осторожными без гарантий обеспечения безопасности.

И тут, кстати, мы видим новые факторы риска. Например, совершенно не учитывается фактор так называемого традиционного ислама. Кавказский традиционный ислам, особенно на востоке региона, порой имеет вполне радикальные формы. Поощряя распространение его норм, власти, по сути, получают тот же результат, с которым борются, когда воюют против радикалов: исламская система ценностей, норм и правил поведения ни в коем случае не должна подменять ценностей, норм и правил поведения, принятых в демократическом и светском государстве.

По мнению ряда экспертов, проблема создания эффективной экономики в Северо-Кавказском ФО является одной из крупнейших социально-экономических проблем федерального масштаба. Несмотря на то, что недавно образованный округ имеет значительный потенциал для инвестиций, в том числе и туристических, существует ряд тормозящих факторов, делающих его не только не прибыльным, но и убыточным. По некоторым данным к 2010 году диспропорция в размере бюджетных трансфертов на условного жителя СКФО и других регионов достигла разницы в шесть к одному.

Северный Кавказ обходится жителю России слишком дорого и это, в свою очередь, становится питательной почвой для роста антикавказского национализма.

Среди самых положительных факторов, которые появились в последние годы, я бы отметил стремление к политическому единству в республике. В 90-е годы политическая элита бурлила и ненавидела друг друга. Сегодня она научилась жить вместе и учится организовывать общество в единое целое ради достижения созидательных целей.

Так, один из самых влиятельных политиков Дагестана глава Махачкалы Саид Амиров очень часто говорит, что сегодня задача руководства города, всех муниципалитетов республики состоит в том, чтобы поддержать Главу республики Магомедсалама Магомедова: «мы не должны вовлекать общество в бессмысленные дискуссии - кто станет президентом через несколько лет, а, напротив, следует сплотиться сегодня, вместе решать повседневные экономические и социальные задачи. У Президента Республики Дагестан хорошие проекты, которые должны быть реализованы. Мы, главы муниципальных образований, должны в этом помочь ему».

Принципиально новым фактором в политических реалиях Дагестана стало в 2000-е годы появление мощных центров влияния общероссийского масштаба.

Эти центры имеют все мыслимые и немыслимые возможности для влияния на ситуацию в республике – и пользуются.

Так, Сулейман Керимов, по данным аналитиков, принимал участие в формировании команды сегодняшнего главы Дагестана Магомедсалама Магомедова, приобрел футбольный клуб «Анжи» и вкладывает огромные средства в его продвижение на международном уровне. Кроме того, на средства его благотворительного фонда тысячи неимущих дагестанцев получают возможность совершать хадж к святым местам в Мекке.

В декабре 2012 года Глава Дагестана подписал Указ о назначении Олега Липатова первым заместителем председателя правительства РДС . Липатов О.Ю. с 1996 года работал в группе компаний «Нафта-Москва». Последняя должность – генеральный директор ОАО «Нафта-Москва».

Что касается Зиявудина Магомедова, то фонд «Чистое сердце», инициатором создания которого он является, уже оказал благотворительную помощь десяткам тысяч семей малообеспеченных дагестанцев. Волонтеры фонда сами приходят в дома к жителям республики и берут на себя заботу о нуждающихся.

Кроме того, по данным экспертов Магомедов финансирует некоторые дагестанские СМИ. Более того, в его финансовых структурах работает много молодых аварских специалистов. В горных аварских районах при поддержке Магомедова возводится много социальных объектов, спортивных комплексов, досуговых центров.

Хотя, по сравнению с масштабами капиталов Керимова и Магомедова, и по сравнению с их политическим влиянием – реализуемые ими проекты – это капля в море существующих проблем. Судя по всему, эти проекты – всего лишь попытка прощупать почву в Дагестане.

Начнется ли реальное участие Керимова и Магомедова в формировании новой системы управления Дагестаном?.. А пока, дагестанская власть, в ожидании возможных больших перемен, пытается сыграть на опережение.

Какими будут дальнейшие шаги обоих бизнес-тяжеловесов на дагестанском направлении, покажет время. Но зрелище, судя по всему, обещает быть захватывающим…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру