Культура и прогресс Махачкалы

В Махачкале развивается своя яркая, самобытная культура

В Махачкале развивается своя яркая, самобытная культура

Махачкала - сердце Дагестана и в столице пересекаются судьбы, чаяния, надежды наших народов, неповторимо соединяются культуры, языки, традиции и религии.

Здесь крепнет наше духовное единство, строится наш общедагестанский дом. Махачкала была и остается одним из важнейших на Кавказе центров диалога культур со своей колоритной этнической мозаикой.

Я убежден, что одной из самых важных причин быстрого прогресса нынешней Махачкалы является свобода прогресса именно культуры и искусства. Сюда стремятся тысячи молодых дагестанцев не потому, что жизнь в Махачкале легче, а потому что Махачкала манит их «огнями большого города».

В течение нескольких десятилетий в Махачкале развивается своя яркая, самобытная культура и создаются значительные материальные и духовные ценности, богатые традиции человеческих контактов.

Основное внимание в деятельности учреждений культуры уделяется доступности культурных ценностей и отдыха. Идет формирование новых подходов к развитию культуры и искусства как насущной проблеме всего общества.

Безусловно, круг вопросов, которые надо решить, гораздо шире темы культурной политики и требует всестороннего и глубокого анализа. Проблема культурного развития не может быть рассмотрена без исследования процессов происшедших с обществом в целом…

Падение советской системы драматически повлияло на судьбы людей. Это был коренной перелом во всех сферах жизни: в работе и в потреблении, образовании и отдыхе, участии в политике и религиозности, медицинском обслуживании и средствах массовой информации. Для части общества это были желанные перемены. Но для других, это стало культурной травмой.

Интеллигенция особенно радовалась «запретной свободе» или свободе от деспотизма политической системы, нерационального центрального планирования, от стресса повседневной «экономики дефицитов», от скуки подцензурных СМИ. Как правило, идеализируемые понятия «Запад», «Европа», «Свобода» - воспринимались как синоним счастья, процветания и изобилия, и заменяли реалистическое видение будущего у лидеров тогдашних демократических движений и новой политической элиты.

С 2000 годов в стране и в Дагестане начался постепенный экономический рост. Общество адаптировалось к новым условиям и научилось работать и развиваться.

Но адаптация не во всех сферах прошла безболезненно.

В Дагестане в 90-е годы проявилась специфическая стратегия смягчения травм переломной эпохи атакой на фундамент системы под лозунгом возврата к чистой религии. Ислам позволил смягчить травму, облегчить культурно-идеологические трудности, связанные со всплеском потребительства и гедонизма. Но с другой стороны, в Дагестане радикальными формами такой ориентации стал религиозный фундаментализм и обращение к нетрадиционному исламу.

Результатом такой радикализации общества стало то, что сегодня в Дагестане открытое выступление в защиту светскости стало весьма дефицитным явлением для политиков. Они должны обладать незаурядным гражданским мужеством, решительно выступая против насаждения в обществе мракобесия.

Что делать для создания условий работы учреждений культуры, когда на граждан довлеет отрицающее культуру идеологические влияние? Как работать в неблагополучной социальной среде, с процветающим, «религиозным экстремизмом»?

Фактически светская культура на многих территориях Дагестана остановилась в развитии и выродилась в «имитацию» наличия культуры. Есть человек, занимающий должность работника культуры, а самой культуры - нет.

Но в Махачкале этого не произошло. Здесь культура развивалась многопланово и по разным направлениям.

Как отметил Глава города Саид Амиров в одном из своих интервью «Вот тут встаёт вопрос культурного сосуществования и совпадения культурных кодов. Это сложнее, чем обеспечение рабочими местами желающих. Молодёжи нужна возможность тратить избыточную энергию, развлекаться. Мы в Дагестане для этих целей из бюджета содержим спорт и физкультуру. В Махачкале есть много увеселительных заведений, кафе, ресторанов. Тот, кто исповедует строгую религиозную мораль, этим недовольны, но мы стараемся находить баланс. Всё же спорт, кино, театры и рестораны определяют привлекательность светского образа жизни, всех тех ценностей, которыми живёт современное общество. И через эти ценности мир объединяется…».

Реалиями Дагестана стала стагнация культуры на многих территориях, которая заключается в отсутствии равного доступа к сфере культуры у жителей города и села. Сегодня большая часть населения республики не ходят ни на концерты, ни в театры, ни в кинотеатры просто потому, что живут «на отшибе», которым стала вся сельская местность. Это тревожный симптом для всего общества.

Я подчеркиваю эту асимметрию рынка: доступ к услугам организаций культуры имеют, преимущественно, жители Махачкалы. В республике не удалось еще разработать механизмы, компенсирующие недостаток качественных услуг сельским жителям республики. Спектр услуг, предоставляемых местными организациями культуры слишком традиционен, недостаточно представлены инновационные формы культурной деятельности, проявления современной культуры.

К сожалению, культурный шок 1990-х годов был очень тяжелым и затяжным. И даже сегодня, преодолев экономический кризис, мы не можем избавиться от последствий кризиса общества. Кризис 1990-х всей системы привел к расстройству нормального хода вещей, неопределенности культурного состояния. Сталкиваясь с травмами, люди прибегают к разным стратегиям их преодоления. И многие – ведут в тупик, к полному отрицанию светского образа жизни.

С другой стороны, в Махачкале небольшой авангард динамичных, ориентированных на будущее оптимистов, по-видимому, становится значимой социальной силой, влияет на остальное общество. В столице – намного реже случаи политической апатии. И это хороший знак для всего общества, дающий надежду на его счастливое будущее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру