Будущее начинается с дороги

Надежды на экономическое развитие горного Дагестана связаны с прокладкой Аваро-Кахетинской дороги

Надежды на экономическое развитие горного Дагестана связаны с прокладкой Аваро-Кахетинской дороги

В последнее время в средствах массовой информации очень много говорят и пишут об Аваро-Кахетинской дороге. Даже Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев во время открытия Гимринского автомобильного тоннеля в Унцукульском районе сказал, что мы скоро вплотную будем заниматься Аваро-Кахетинской дорогой. Еще раньше о необходимости прямой автомобильной дороги, соединяющей Дагестан и Грузию, говорил президент РФ Владимир Путин. Большое внимание этому проекту уделяет президент Дагестана – Рамазан Абдулатипов.

История дороги

В древний и средневековый периоды большую роль в связях Дагестана играли склоны восточной части Главного Кавказского Водораздельного хребта и верхняя часть Кахетии. Преимущественно по этим (Аваро-Кахетинской и Белоканской) дорогам с глубокой древности, вплоть до присоединения Кавказа к России, пролегали торговые пути и двигались завоеватели. Позже, с укреплением торговых отношений Грузии и России, значение дорог, пролегавших через перевалы, возросло, ибо именно через территорию Нагорного Дагестана, в частности через бежтинские земли, проходили наиболее близкие и удобные пути сообщения Грузии с Дагестаном и Россией.

Посетив 12 марта 2013 г. историко-архитектурный музей им. А. Тахо-Годи в г. Махачкале, президент Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов дал интервью для СМИ, где он отмечал: «Нас, дагестанцев, иногда воспринимают как дикий народ. Но у нас есть памятники древнейшей письменности, говорящие о высочайшей культуре. Мы – один из тех народов, которые формируют современную человеческую цивилизацию».

И в самом деле, Дагестан – это один из центров формирования культурных связей. Археологические исследования показывают, что с раннего средневековья в Бежтинском участке было сконцентрировано производство металла, другие промыслы, здесь располагался крупный торгово-ремесленный центр Аварии и в целом Восточного Кавказа, связанный как с внутренними районами Дагестана, так и соседними областями, особенно с Восточной Грузией. В период правления грузинской царицы Тамары (конец ХII – начало ХIII в.) связи Аварии с Грузией усиливаются. Свою внешнюю политику Тамара строила на началах активного сотрудничества с соседними «лекIами».

Вахушти Багратиони сообщает, что в 1640 г. грузинский царь Таймураз, желая открыть дорогу из Грузии в Россию через Цунту (Дидо), вступил в эту страну и захватил несколько крепостей, но цунтинцы, пригласив на помощь жителей других регионов Аварии, разбили Таймураза и обратили его в бегство.

Отношения между жителями регионов Анцух – Бежта (до середины ХVIII в. они были единым обществом) и Грузией несколько ухудшились также в период персидской и турецкой экспансии на Закавказье. Аварские нуцалы, заручившись поддержкой этого влиятельного общества, носившего общее название Анцух, включавшего в свой состав нынешние Бежтинский участок, Цунтинский район и северную часть Тляратинского района, а также земли на южном склоне Главного Кавказского хребта, вели активную внешнюю политику на Южном Кавказе. Именно уроженцы Бежты, Гунзиба и Анцуха служили дипломатами, послами и военачальниками в большинстве военно-дипломатических акций нуцалов на Южном Кавказе.

Дагестано-грузинские политические связи крепли и становились еще теснее в борьбе против иноземных завоевателей. Многовековая история народов Дагестана, Грузии и других кавказских регионов знает немало примеров героической борьбы против внешних врагов. На протяжении многих веков Дагестан и Грузия были объектом захватнических действий и ареной многочисленных столкновений различных народов и стран. В конце ХVIII – начале XIX в. взаимоотношения народов Дагестана и Грузии крепли и развивались в совместной борьбе за национальное и социальное освобождение.

Строительство дороги в ХIХ веке

На сегодняшний день колесная Аваро-Кахетинская дорога, построенная во время Кавказской войны XIX в. и проходящая через Шамильский, Тляратинский районы и Бежтинский участок, запущенна и местами превратилась в тропу, годную только для проезда верхом.

Аваро-Кахетинская дорога еще в середине ХIХ века считалась стратегически важной, в первую очередь в военном отношении – чтобы в случае нападения турок можно было быстро перебросить войска из Грузии. Немаловажной была и экономическая значимость дороги. В то время она была самой короткой между Грузией и Дагестаном и самой выгодной. Тогда дорога эта строилась с большим размахом, средств не жалели.

Работали 4–5 разных полков и еще много рабочих из числа местных жителей. В сложных условиях – многие скалы приходилось прорубать вручную. Было много жертв, но, поскольку выделялись хорошие деньги, добровольцев всегда хватало. Естественно, от камнепадов и других несчастных случаев люди гибли. Здесь в основном участвовали жители окрестных сел Бежты и Анцуха. Аварцы и грузины, являясь ближайшими соседями, были связаны не только исторической, но и этнической общностью, на что указывают данные языка, археологии, антропологии, этнографии. Разносторонние связи дагестанского населения с грузинским осуществлялись как через перевалы Главного Кавказского Водораздельного хребта, так и по другому торговому пути, пролегавшему по западному берегу Каспийского моря.

О значении перевальных дорог для связей Дагестана и Грузии свидетельствует тот факт, что в официальных документах представители царской администрации неоднократно подчеркивали необходимость строительства Аваро-Кахетинской дороги, которая бы соединила по кратчайшему пути Алазанскую долину Кахетии с северной и северо-западной частью нагорного Дагестана. О крайней необходимости для жителей западного Дагестана перегона скота в районы Грузии говорит тот факт, что без этой перекочевки бежтинцы и другие общины этого региона не могли обеспечивать жизнедеятельность своего хозяйства.

С древнейших времен дороги являлись олицетворением мощи государства, прочности власти и благосостояния народа. Они соединяли страны, сближали народы, несли прогресс и цивилизацию. Империи исчезали, а дороги оставались.

По-настоящему серьезно заняться наземными дорогами в этом регионе Россию вынудила Кавказская война XIX в. Царские власти скоро поняли, что завоевать Кавказ и держать в покорности горцев без надежных путей сообщения невозможно. В период ведения войны и после ее окончания, во второй половине XIX века, по специальной программе царского правительства в Дагестане было построено около 1 500 километров дорог с множеством мостов, уникальных по тем временам конструкций. Эти дороги обеспечивали связь военных укреплений на территории Дагестана и соединяли их с городами Тбилиси, Владикавказ, Темирхан-Шура, где находились представители высшего военного командования царской армии.

Особое значение придавалось строительству Аваро-Кахетинской дороги Карадах – Вантляшевский перевал, проходившей вдоль реки Авар-ор, впоследствии получившей название Аварское Койсу. Она соединяла Дагестан и Тбилиси, где обосновался царский наместник Кавказа. Само название «Вантляшевский» перевал получил в честь русского путешественника, профессора Вантляшевского, который пешком обходил эту трассу и предложил самый оптимальный вариант прокладки дороги.

Важность ее заключалась в том, что она обеспечивала круглогодичное сообщение между Тбилиси и Дагестаном, когда как Военно-Грузинская дорога, соединяющая Владикавказ с Тбилиси, полностью закрывалась для движения в зимний период из-за снежных заносов и лавин.

Аваро-Кахетинская дорога строилась ручным способом в тяжелейших горных условиях, и царское правительство не жалело ни сил, ни средств для ее строительства. Хотя дорожная сеть, построенная на территории Дагестана, служила военно-стратегическим целям царской России, она вместе с тем имела большое значение для социально-экономического развития территории.

Вот о чем пишется в книге исследователя Кавказа Н. Я. Динника «Путешествие по Закатальскому округу и Дагестану», выпущенной Русским географическим обществом в 1911 г. в Тифлисе, об этой дороге: «Аваро-Кахетинская дорога проведена полсотни лет тому назад по распоряжению наместника кавказского князя Барятинского вскоре после взятия Гуниба в 1859 г. Ни почтовых лошадей, ни станций на ней никогда не было; кроме того, она мало ремонтировалась, а последние годы была почти оставлена на произвол судьбы. Вследствие этого по некоторым частям ее невозможно проехать даже верхом. Сооружение этой дороги начато царскими войсками в начале 60-х г. XIX в., вслед за взятием Шамиля и покорением Восточного Кавказа. В ее прокладке принимали участие воинские части Самурского, Апшеронского, Ширванского, Дагестанского и Эриванского полков. Ежедневно здесь работали не менее 500–600 человек».

С началом Русско-японской войны 1905 г. строительство дороги отодвинулось на задний план, потом революция и гражданская война… В 1937 году, согласно архивным данным, была установка возобновить строительство, но Великая Отечественная война 1941–1945 гг. не дала осуществиться этим планам. А дорога очень нужная и важная для России и Грузии.

Цунтинский район с Бежтинским участком – самые отдаленные уголки от республиканского центра. Наши предки, когда не было автомобильной дороги к центру, поддерживали тесные связи с Грузией, зимой ходили туда на заработки, скот гоняли пасти – там климат мягче. То есть занимались отходничеством. Летом в горах, а зимой в Грузии (Кахетии) кукуруза, чача, вино, овощи, фрукты – этим они жили. Когда в 1957 г. открылась дорога в Махачкалу, прежние торгово-экономические отношения с Грузией не прекратились. И когда развалился СССР, бежтинцам стало негде продавать сыр, картофель. Возить в Махачкалу было невыгодно – почти 300 км. Скот гнать далеко. В Грузию было гораздо ближе и удобнее.

Возросшая актуальность строительства автодороги

В 1990-е годы расширением и реконструкцией Аваро-Кахетинской дороги от горячего источника до Кварельского района Грузии занимался дорожный строитель, житель села Бежта Магомед Кебедов. Все жители Нагорного Дагестана очень благодарны ему, и недаром горцы о нем говорят: «НикIалай пачаясул ирсилав» («наследник царя Николая»).

В 1990-е годы Аваро-Кахетинская дорога была предназначена для гужевого транспорта. Еле-еле «легковушка» проезжала по ней. А в советские времена дорогу расширили (6 метров). После «Хунзахводстрой» занимался расширением до 12 метров. Деньги на это получали нечестные люди. В итоге дорога стала хуже. По ней сейчас невозможно ездить – разбили, взорвали, пригнали бульдозер и ушли. И, самое главное, завалили огромными камнями известный целебный источник, куда приезжали лечиться даже из Грузии и Азербайджана.

Движение по Аваро-Кахетинской дороге, единственной, связывающей Грузию и Дагестан, было прекращено с конца 1996 года. Государственная граница между обоими государствами была уже окончательно закрыта.

В те годы Министерство транспорта РФ заняло совершенно непонятную позицию относительно дороги, соединяющей Россию и Грузию. Мы являемся свидетелями, как федеральную дорогу Владикавказ – Тбилиси (Военно-Грузинская дорога) ежегодно закрывают в зимний период для движения транспорта из-за снежных заносов и лавин, а эта дорога не подвержена таким факторам природной стихии. Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ, которому Правительством РФ была поручена реализация данного решения, без объяснения причин в одностороннем порядке приостановило работы на участке Вантляшевского перевала Аваро-Кахетинской дороги и заморозило решение вопроса о включении этих дорог в федеральную сеть. Для расширения сети федеральных дорог на территории республики нам необходимо добиться реализации решения заседания Правительства РФ от 25 июня 1999 г. о включении автомобильной дороги Махачкала – Буйнакск – Гимры – государственная граница Республики Грузия общей протяженностью 282 км в перечень федеральных дорог.

Дагестан и Грузия – словно два хурджина, переброшенные через Большой Кавказский Водораздельный хребет. Там и тут горцы любят свой край, развивают культуру, созидают новую жизнь. Часто эти места сравнивают со Швейцарией, как с патентованным краем горной красоты, лучшим мировым курортом. Да, первозданная красота этих мест не менее ярка и, может быть, даже превосходит Швейцарию своим естественным совершенством. Но в тысячу первый раз рождается сожаление, что все это остается неиспользованным, в тысячу первый раз задаешь себе вопрос, когда же, наконец, будут распахнуты миру эти красоты, будут проложены дороги? Когда же эта изумительная природа будет служить здоровью и счастью тысяч людей? А караваны все идут и идут по Аваро-Кахетинской дороге, но до самой границы.

Дорога эта идет как в видовом фильме – что ни поворот, то новое зрелище поразительнее прежнего. Глубокие ущелья, высокие вершины, укрытые душистым ковром трав и цветов, сосновые, еловые, лиственные леса, тянущиеся на сотни километров. Деревья густы. Словно расталкивая друг друга, они теснятся к дороге, к людям, протягивая ветки, шепча о скрытых тайнах и сокровищах своих дебрей. Много написано о красоте этой дороги, и снова хочется говорить об этом.

Природа нашего района отличается своеобразной красотой рельефа, где вечнозеленые хвойные леса сменяются прекрасными альпийскими лугами и вечными ледниками. Многие путешественники из разных стран мира восхищались красотой горной природы.

Еще в 70-х годах прошлого века руководство нашего района вынашивало план строительства автомобильного тоннеля на Гинухском перевале, за которым проживают более 10 тысяч человек. В зимний период и в летнее ненастье дорога для грузового транспорта закрывается, а основная часть населения района оказывается отрезанной от внешнего мира более полугода. После завершения строительства дороги Шаури – Эчеда и возможного строительства тоннеля под Гинухским перевалом дорога связала бы две реки: Авар-ор и Анди-ор (Аварское и Андийское Койсу), и горная кольцевая дорога смогла бы функционировать круглый год.

И в заключение хотелось бы выразить вековую мечту жителей Нагорного Дагестана – это жизненно важная Аваро-Кахетинская дорога, что является одной из важнейших магистралей в Горном Дагестане. В Армении или Грузии микроавтобусы, маршрутные такси подходят к каждому селению, а в любимом Дагестане почему-то этого нет. Не пора ли нам взяться? А если бы проложили через Большой Кавказский Водораздельный хребет, т. е. Вантляшевский перевал, автомобильную дорогу, было бы прямое сообщение между Махачкалой и Тбилиси. Но такого сообщения нет, и приходится ездить окольным путем, через Баку или Владикавказ, т. е. по Военно-Грузинской дороге. Надежды на это у нас появились в связи с последними заявлениями руководства страны и республики, надеемся, что эти планы удастся осуществить в краткосрочной перспективе.

Дагестанец в Тбилиси или грузин в Махачкале – гость редкий. А ведь соседи веками живут бок о бок. Покрыть бы горы Нагорного Дагестана современными дорогами, настроить гостиниц, кафе и здравниц – край стал бы Меккой мирового туризма, затмил своей славой Швейцарию. А какие чудесные здесь места и родники для горных курортов! Особенно в ближних к Бежте и Кварели районах, где еще сохранились великолепные сосновые леса, перемежаемые зелеными, усыпанными цветами альпийскими полянами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру