История одного города

Основание и развитие населения Закаталы

Объектом исследования в данной статье является город Закаталы – районный центр одноименного района на северо-западе Азербайджанской Республики, на границе с Грузией и Дагестаном.

Основание и развитие населения Закаталы

Город сформировался на основе форштадта, построенного в 1830 году русскими войсками крепости Новые Закаталы, занимавшей площадь 9 га. Ее описание встречается у разных авторов. Как пишет один из них, «добрался я до крепости Новые Закаталы, основанной в 1830 году возле селения Закаталы... Она находится на небольшом пригорке и имеет в окружности около двух верст. Местоположение довольно выгодно, так что для покорения ее нужна сильная и искусная артиллерия, следовательно, азиатским войскам, не исключая и турецких, она неприступна. До 1830 года были тут дома жителей…»

Историческим центром города, вокруг которого и произошло его формирование, является старая городская площадь и прилегающий парк, расположенный к югу от крепости, как раз под ней. Как пишет С. Сулейманова, среди закатальского археографического материала имеется арабоязычный документ, где говорится об объявлении свободы невольнику в «мейдану-л-хауриййа» – «платановая площадь» (можно читать также как «мейдану-л-хурриййа» – «площадь свободы») . Под «платановой площадью» подразумевается, конечно, вышеупомянутая площадь, с правой стороны которой растет знаменитый платан, которому 800 лет . На этой площади проводились заседания Джарского джамаата. Здесь, в платановой роще, находилась и мечеть, которая была позже разрушена при советской власти, а построенная в ХIХ веке церковь сохранилась, примыкая к вышеуказанной площади . В этой связи С. Сулейманова замечает, что название платана – популюс – связывают с латинским populus, означающим «народ», «народное собрание», поскольку народные собрания в древнем Риме проводились в платановых рощах. Воспоминания путешественника К. Гана подтверждают наше мнение о том, что старая площадь была известна в свое время как «платановая площадь». Как он пишет, «подъезжая к Закаталам… уже издали виднеются белые зубчатые стены цитадели, господствующей над маленьким городом и окрестностями. Скоро мы въехали в город по широким улицам и остановились в «клубе», стоящем на большой площади, в сени высоких платанов и лип» .

Интересно, что название платана сохранилось и в местной топонимии. Место, где расположена крепость (над площадью), называлась «Пипахъ» . Образовано оно, скорее всего, от пипе (употребляется в языках аварской группы, носители которого проживают на левобережье Алазани) – то есть «кавказский платан, чинара» (с конечным «-хъ», означающим расположение «у» чего-либо).

Таким образом, основание города Закаталы непосредственно связано с оккупацией царскими войсками Джарской республики в 1830 году, во время управления Кавказом графом Паскевичем, и постройкой крепости «на месте кладбища разоренного аула» . 28 февраля того года «фельдмаршал князь Паскевич признал необходимым занять часть сел. Джары и на этом месте построить крепость. И так часть Джары была разорена и положено основание крепости, получившей название Новые Закаталы» . Три раза аварцы пытались вытеснить царские войска из занятого ими пункта, и все три попытки окончились не в их пользу. Первая из них была сделана под началом Имама Хамзат-бека в 1830 году, когда еще крепость не была полностью окончена. Вторая – под начальством имама Шамиля в 1853 г. и третья – в 1863 году, под началом Занки-апанди из Джара и Муртуз-хаджи из Цалбана.

С более подробным описанием самой закладки крепости можно ознакомиться в «Кавказской войне» В. Потто. «На следующий день, 28 февраля, Ширванский полк, шесть рот сорок первого егерского, две роты кавказских саперов, три сотни казаков и десять орудий заняли Закаталы. Вслед за ним въехал фельдмаршал и, лично ознакомившись с местностью, приказал поставить в Джарском ущелье крепость, которая могла бы держать в повиновении жителей и ограждать наши границы от вторжения хищных лезгин. К постройке ее приступили немедленно; дома и сады джарских жителей, входившие в черту крепостной эспланады, были куплены казной за высокую цену… (сведения процитированного выше автора опровергают данные В. Потто о выкупе усадеб джарцев – Ш. Х.) Окрестные леса также были вырублены, и вековые громадные чинары пошли на устройство деревянных оград» .

Выбор именно этого места для закладки крепости объяснялся несколькими причинами. Во-первых, как пишут русские источники, «укрепление Новые Закаталы… у селения Закаталы, от которого и получило свое название, запирает выход из ущелья того же имени» . Во-вторых, строительство крепости именно в этом месте позволяло контролировать наиболее многочисленный и влиятельный на левобережье Алазани Джарский джамаат (1 260 дворов до завоевания царскими войсками , то есть не менее 8 тысяч населения). Кроме того, Джар имел как естественные («местоположение селений Чары и в особенности Закаталы, которое занимает верхнюю часть Чарского ущелья, чрезвычайно затруднительное по причине густых садов и каменных заборов, наполняющих все ущелье, по обеим сторонам коего горы крупныя, покрытыя лесом»), так и искусственные («сверх сего Закаталы отделены от Чары укреплением каменным» ) укрепления. Завоеватель сталкивался с крупным укрепленным районом, который очень сложно было взять, поскольку каждый дом, окруженный каменной стеной, представлял собой маленькую крепость. К примеру, отряду генерала Гулякова в январе 1804 г. пришлось для покорения Джар направиться «по дороге, называемой закатало, идущей выше местечка Джары, и по обеим сторонам коей были построены дома и расположены обширные сады лезгин, огражденные заборами» . В этом лабиринте из садов, домов-крепостей и высоких каменных заборов был разбит не один отряд завоевателей.

Важно отметить, что до строительства Закатальской крепости в 1830 году верхняя часть Джара была известна как Закатала (джарцы и сейчас называют верхнюю часть своего села Закаталой), а нижняя часть города, где находилась ме¬четь в платановой роще, называлась Джар-базар (местное аварское население называет город ЧIар-базар ). Как писал А. Р. Махмудов, «город Закаталы надо отличать от селения Верхний Джар в нескольких километрах от города. Окрестные аварцы называют Закаталами именно селение Верхний Джар, а город называют – Чар-базар» . Известно, что в Чар-базаре в ХVII веке, наряду с аварцами, жили и грузины, но впоследствии в результате джаро-кахетинских войн они вынуждены были уйти в Инисел (небольшой округ на левобережье Алазани вокруг села Алиабад Закатальского района) и Кизики (правобережье низовий Алазани) .

Пока что первое письменное упоминание топонима («крепость Закатала» в письме джарского кади Муртазали своему сыну Мухаммаду) можно датировать 1738 годом . Закатала упоминается и в тексте «Хроники войн Джара» в связи с событиями 1741 г. . Это название в ХVIII веке было известно и грузинам. Так, например, Иоанн Багратиони в «Описании селений Картли и Кахетии», составленном в 1794–1799 гг., при указании населенных пунктов «Енисели» упоминает «Закатала» (верхняя часть современного Джара) и «Патара Чари» («Малый Чари»; локализация неясна) .

В рукописи ХIX века, автором которой, предположительно, является Халид Ритлябский, дается следующее объяснение названию Закатала. «Что касается происхождения названия Закатала, то здесь дело в том, что первым, кто оживил закатальскую землю, был мужчина по имени Зака. Он создал, таким образом, поляну (тала), которую и стали называть затем «поляна Зака» – Закатала» . Нужно сказать, что арабское по происхождению имя Заки («чистый, праведный»; вариант Занки?) было распространено до недавнего времени среди джарских аварцев. Таким образом, данная этимология топонима «Закатала» не лишена логики. Эти данные подтверждаются и другим источником – местной хроникой ХVIII в. .

В этой связи утверждения некоторых исследователей о том, что населенный пункт «старая Закатала», находящийся ныне в составе селения Джар, был основан в XVII в. мигрировавшими из Дагестана цахурами , которые и дали ему название, выглядят не иначе как плод фантазий, основанных только лишь на внешней схожести двух названий. Авторы времен Российской империи в угоду политической конъюнктуре использовали для утверждения идеи пришлости аварцев в Закатальском округе как все другие факты из истории этого края, так и этимологию этого топонима. Согласно этой версии, этимология топонима объясняется как «селение Захара, ибо, по преданию, первый здесь поселившийся был грузином по имени Захар» . Данная этимология перекочевала в дальнейшем и во многие официальные издания Российской Империи , но в современных, обобщающих, трудах по топонимике данная версия сочтена «неудовлетворительной» .

В 1830 году, во время оккупации данного региона войсками Российского империи, значительная часть местных аварцев вынуждена была эмигрировать в Дагестан или Османскую империю. «Во время восстания 1830 года села Джары, Закаталы и Каписдара были уничтожены, и население их перешло отчасти на хутора, называемые Таначи, частью рассеялось по разным деревням или бежало в Дагестан» . Царское правительство разрешило джарцам возвратиться и снова застроить Джар только в 1838 г. . Имеются данные об эмиграции джарцев, в частности, в Турцию – анатолийский город Токат, который в середине ХIХ века состоял из 6 000 домов, из коих 1 800 – армянские. Согласно источнику, здесь в ото период жили и около семейств джарских аварцев, «из которых большая часть прибыла сюда вместе с Закатальским ханом (? – Ш. Х.), бежавшим из Джаро-Белоканской области после взятия Ртищевым Новых Закатал и получавшим от Порты по 4 000 пиастров (240 р. с.) в месяц» .

Форштадту, образовавшемуся при крепости Новые Закаталы вокруг этой площади, был дан статус города в 1851 году. «Высочайшим указом» от 4 июля 1851 г. повелевалось «форштадт или местечко Закаталы возвести на степень города». В момент преобразования его в город в нем жило всего лишь 126 душ обоего пола . К моменту окончания Кавказской войны или ликвидации Имамата в 1859 г. численность населения в Закаталах изменилась мало (387 жителей), а позже – даже уменьшилась (в 1861 г. – 324 жителя) . Однако в дальнейшем население города все-таки постепенно начало расти. По данным 1886 г., в городе проживало 1 231 жителей: аварцев – 493, армян – 510, русских – 167, мугалов – 25, грузин – 20. К 1897 году в Закаталах уже жило 3 009 жителей. В ходе войн и междоусобиц начала ХХ в. население города сократилось за счет оттока армянского и русского населения – в 1920 г. здесь жили 2 572 человека. Однако вскоре снова начало расти и уже к 1939 г. достигло 8 710 жителей. После стремительного роста в 1930-е годы темпы его замедлились и к 1956 г. здесь было 9 100 жителей . По переписи 1959 г. в Закатале жили 10 250 человек, 1970 г. – 13 377 чел., 1979 – 16 143 чел. На данный момент численность населения города достигла 20 тысяч.

Г. Ибрагимов указывает, что на 1 января 1974 г. из общего населения 16 500 человек 4 125 составляли цахуры . Однако по последним данным, а точнее – согласно официальной информации, предоставленной районным статкомитетом, в Закаталах из 20 000 жителей цахурами являются 2 000, или 10% . Большинство цахур, живущих в городе, являются выходцами из села Мишлеш Рутульского района, что видно из факта распространения у большинства городских цахур мишлешского говора . Последний является общепринятой формой внутрицахурского общения, хотя значительное распространение среди городских цахур даже при общении со своими единоплеменниками получил азербайджанский язык. В городе также живет несколько сотен ингилойцев, четверть из которых – не образовавшие семей и живущие в городе отдельно и работающие здесь .

В городе живут следующие азербайджанские общины: шекинцев – около 1 500 человек, терекемейцев (азербайджанцев из Грузии) – около 1 100, нахичеванцев – до 1 тысячи, выходцев из Ирана – около 400, карабахцев – около 200, гянджинцев и жителей окрестных районов – 200. Всего азербайджанцев в городе около 5 тысяч человек. Наряду с ними в городе также около 3 тысяч человек разных национальностей (в основном аварцы и цахуры) имеют азербайджанское самосознание и азербайджанский язык в качестве основного и подчас единственного средства общения. В городе также живут около 400 ингилойцев (грузин-мусульман). Аварцев после укрупнения в 2010 г. в городе живет немногим более 10 тысяч человек, а общая численность населения города составляет 20 тысяч жителей.

При анализе, например, этнического состава проживающего на Джарской улице города Закаталы населения (около 110 человек) выясняется, что около 83% из них являются аварцами, 14% – азербайджанцами, около 2% – русскими и около 1% – цахурами. При аналогичном анализе населения, проживающего по улице имени Мамедгулузаде (немногим более 210 человек), доля аварцев составляет почти 53%, азербайджанцев – 37%, цахур – 5%, грузин – 2,5%, лакцев – 1,5% и лезгин – 1%.

На этническую ситуацию в городе повлияло и укрупнение Закатал за счет прилегающих аварских селений, что повлекло за собой увеличение доли аварского населения в городе. Наряду с этими территориями, согласно Указу Президента АР Ильхама Алиева от 22 июня 2010 г., к Закаталам был присоединен и располагавшийся на западной окраине города поселок. Населенный пункт, который среди местного населения получил название Чайдиб (авар. «в папоротниках»), был ликвидирован, а его территория и, соответственно, проживающее на ней население были причислены к городу.

Изначально, при придании Закаталам городского статуса и далее города вплоть до начала ХХ века, его главной улицей была Белоканская . Начиналась она с так называемых Билкан-каву (авар. «Белоканские ворота») и тянулась вдоль платановой площади почти до речки Цилбан-ор. В советское время Белоканская улица была названа Коммунистической, а сейчас она является частью Азербайджанского проспекта. В восприятии закатальских старожилов исторически город ограничивается: с севера – крепостью, с востока – парком имени Ленина (сейчас Гейдара Алиева) и речкой Цилбан-ор, с востока и юго-востока – улицами Демешко и Комсомольской (сейчас проспект Гейдара Алиева), а с юга и юго-запада – памятником Севиль Газиевой, находящимся на пересечении улиц Коммунистической и Кирова (сейчас проспект Гейдара Алиева и улица Деде Коркуда, соответсвенно).

В этих границах город пребывал вплоть до конца ХIХ в., когда он начал стремительно расти в основном за счет переезда сюда армян из Нахичевани, большей частью с территории современного Ордубадского района. Он занял территории сел Чукак, Тлебел-уба. В черту города вошли населенные первоначально аварцами кварталы Чукака – Кацарал-уба, Гаргаразул-уба, Тушиязул-уба, Мусаалиязул-уба и т. д. Следует отметить наличие в черте города родовых кладбищ аварских тухумов, к примеру, фамилии Кацарал близ современного здания прокуратуры, на месте которого находились принадлежавшие им строения.

И в дальнейшем рост города происходил и, скорее всего, будет происходить за счет окружающих город аварских селений, то есть их постепенного присоединения к городу и уплотнительной застройки.

Ссылки:

Зубарев Д. Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию и Джаро-Белоканскую область // Русский вестник. 1841. С. 551. Сулейманова С. Джаро-белоканские аварцы // Азербайджан в мире. Баку, 2006. №4. С. 132. Гаджиев В. Д., Алекперов Х. М., Эфендиев М. Р., Мустафаева Р. К. Закатальский заповедник. М., 1985. С. 121. Сулейманова С. Джаро-белоканские аварцы (историко-этнографическое исследование) // Азербайджан и азербайджанцы в мире. Баку, 2009. №2. С. 65, 73. Ган К. Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1902. Вып. 31. Ч. 2. С. 56. В 1830 г. всех джарцев выселили на плоскость, а жителей этого квартала Джара – в хутор Папахъ-уба, ныне часть крупного аварского селения Динчи на левом берегу Алазани. Халилов М. Ш. Бежтинско-русский словарь. Махачкала, 1995. С. 219. Берзенов Н. Краткий исторический и географический указатель достопримечательных местностей по Кахетии, Закатальскому округу и частию по Бакинской и Тифлисской губерниям. Тифлис, 1864. С. 18. Посербский А. Очерк Закатальского округа // Кавказский календарь на 1866 г. Тифлис, 1865. С. 24. Потто В. А. Кавказская война. Ставрополь, 1994. Т. I. С. 71. Доливо-Добровольский. Экспедиция 1850 года на лезгинской линии / Перевод с французского П. Волховского // Кавказский сборник. Тифлис, 1883. Т. VII. С. 615. Коцебу М. А. Сведения о джарских владениях. 1826 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Архивные материалы / Под ред. М. О. Косвена и Х.-М. Хашаева. М., 1958. С. 254. Там же. С. 262. Хицунов П. Сооружение памятника генерал-майору Гулякову в Закаталах и его биография // Кавказский календарь на 1850 г. Тифлис, 1849. Отд. III. С. 106. Саидова П. А. Закатальский диалект аварского языка… С. 16. Махмудов А. Р. Краткий грамматический очерк закатальского диалекта аварского языка (фонетика, морфология, тексты с комментариями) // Рукописный фонд ИЯЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 56. Л. 4. ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих. ХIадур гьабуна Т. М. Айтберовас. – МахIачхъала, 1996. – Гь. 19 (на аварском языке). Айтберов Т. М. Закавказские аварцы (VIII – начало ХVIII вв.). Махачкала, 2000. Ч. I. С. 179. Хроника войн Джара в ХVIII столетии / Пер. П. К. Жузе, прим. Е. А. Пахомов, пред. В. Хулуфлу. Баку, 1931. С. 33. Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети. Изд. Т. П. Енукидзе и Г. В. Бедошвили. Тбилиси, 1986. С. 72 (на грузинском яз.). Айтберов Т. М. Закавказские аварцы… С. 151. ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих. Гь. 17. Azərbaycan toponimlərinin ensiklopedik lüğəti. Bakı, 2007. II cild. S. 290 (на азербайджанском яз.). Хицунов П. Указ. раб. С. 106; Зубарев Д. Указ. раб. С. 555. Семенов А. Географо-статистический словарь Российской империи. СПб., 1863–1885. Т. II. С. 250. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 143. Фон-Климан Ф. Война на Восточном Кавказе с 1829 по 1834 год в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Тифлис, 1896. Том ХVII. С. 325. ЦГИА Грузинской Республики. Ф. 236. Оп. 2. Д. 4. Л. 11–19. Путевой журнал Е. И. Чирикова, русского комиссара-посредника по турецко-персидскому разграничению 1849–1852. СПб, 1875. С. 27. Посербский А. Указ. раб. С. 32–33. Ҹавадова З.Ə. Шимал-Гəрби Азəрбајҹан. Бакы, 1999. С. 52 (на азербайджанском яз.). Советский Азербайджан / Под ред. М. М. Алиева. Баку, 1958. С. 310. Ибрагимов Г. Х. Цахурский язык. М., 1990. С. 3. Clifton J.M., Tiessen C., Deckinga G., Lucht L. The sociolinguistic situation of the tsakhur of Azerbaijan // SIL International, 2005. P. 6 (на английском яз.). Ибрагимов Г. Х. Указ. раб. С. 19. Clifton J. M., Tiessen C., Deckinga G., Mak J. The sociolinguistic situation of the inghiloy of Azerbaijan // SIL International, 2005. P. 6 (на английском яз.). Дзерожинский В. С. Из Кавказской войны. По поводу 50-летия осады Месельдегерского укрепления Шамилем в 1853 году // Военный сборник. 1903. №9. С. 54. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру