Караманское противостояние

Рамазан Абдулатипов: «Если мы будем идти таким путем, мы сохраним тот Дагестан, ту республику, которая вообще не соответствует природе дагестанской культуры, дагестанского духа – нестабильный, неустроенный, с множеством нерешенных проблем».

Уже долгое время продолжается противостояние между властью и кумыкским народом из-за караманских земель. И у каждого из них своя правда. 

Рамазан Абдулатипов: «Если мы будем идти таким путем, мы сохраним тот Дагестан, ту республику, которая вообще не соответствует природе дагестанской культуры, дагестанского духа – нестабильный, неустроенный, с множеством нерешенных проблем».

Более года назад жители трёх пригородных посёлков – Тарки, Кяхулай и Альбурикент – организовали в Карамане временный лагерь с требованиями вернуть им земли бывших колхозов, которые были отобраны у них после насильственной депортации в 1944 году. С тех пор жители несут в Карамане постоянную вахту, на собранные пожертвования построили мечеть и периодически обращаются к руководству республики и страны с просьбой дать им возможность строить жильё, в котором остро нуждается молодое поколение. Однако все их предложения и письма в конечном итоге разбивались, как яйца об камни. Несколько раз предпринимались попытки вытеснить их с территории лагеря с помощью силовых структур, но каждый раз, к счастью, побеждало благоразумие, и переговоры возобновлялись вновь…

И, конечно же, каждая новость об очередном противостоянии сопровождается бурными обсуждениями.

Ibre: «Кто раскачивает территориальные и земельные вопросы, те в основном провокаторы. Если у кого-то есть какие-то притязания, пусть обращаются к соответствующим органам или в суд, если они признают законы, принятые при участии их представителей. И никто не должен указывать, кому где жить, каждый свободен в выборе, если мы признаем и республику, и государство».

Gonty: «Не требуется никаких глубинных мыслительных процессов, когда всё очевидно и лежит на поверхности. Вопросы межнациональных отношений всегда имели и будут иметь место, пока существуют народы, нации и различные этносы. Обязательно найдутся и находятся те, кто считают себя несправедливо ущемленными в правах и чем-то обделенными. В годы СССР этим вопросам уделяли самое пристальное внимание и довольно успешно разрешали возникающие проблемы. Сегодняшней ситуации не 10 лет, а считайте с момента распада СССР. Проблему пустили практически на самотек. Результат – повсеместные межнациональные вооруженные конфликты. Дагестан, который всегда ставили в пример всем народам бывшего союзного государства как образец дружбы и взаимопонимания национальностей, Дагестан, в котором столько межнациональных браков, превратился в регион, раздираемый внутриконфессиональными противоречиями и межнациональными конфликтами. Мы превратились в самую болевую точку России. Кто бы мог об этом подумать в 1999 году, когда всем миром встали против банд Басаева, старики доставали давно забытые ржавые одностволки и каждый определял себе сектор обороны. Время ли сейчас каждой народности Дагестана избирать свой парламент? И что это вообще такое, если отбросить всю словесную шелуху? Давайте тогда сразу образуем каждый свой эмират, кому нравится – каганат и будем воевать между собой за свои права, за земли, на которых, по преданиям, жили предки. Вся история войн тесно связана либо с земельными вопросами, либо с религиозными разногласиями, и нагнетание напряженности в виде создания каких-то непонятных «самодеятельных парламентов» в нынешней ситуации равносильно преступлению. Мне непонятен ход мыслей отдельных личностей, зацикленных на своих узких сиюминутных интересах. Глаза чуть приоткрыть надо и объективно оценить ситуацию, в которой находится республика».

Inbox: «Не вдаваясь в рассуждения относительно событий 1999 года, нужно понимать, какой общественно-политический строй мы формируем. Игнорирование этнического фактора нельзя назвать заслугой существующего положения вещей. Дело в том, что национализм никуда не денется, он всегда был и будет. Другое дело, нельзя допустить, чтобы этнический фактор преобразовался в нечто стихийное и критическое. Как раз к этому все и идет, но пока проявляется в иных кризисных зонах. В условиях Дагестана нормализация этих отношений имеет экзистенциальное значение, с учетом региональной специфики. Самой болевой точкой Дагестан стал именно из-за нерешенности принципиальных вопросов, в череде которых национальный имеет едва ли не решающее значение».

Казихан: «В межэтнический костер уже подкинули два бревнышка. Те, кто в Дагестане землю превращали в предмет торга, уже тогда знали, что будет межнациональная война. Но, увы! Жадность не имеет разума. Остановитесь, братья! Вашим потомкам после вас на этой вами подожженной земле придется вместе уживаться».

Эта ситуация очень тяжелая для всего Дагестана. Земельный вопрос был, есть и будет одним из самых сложных и актуальных в Дагестане. А ведь он приводит к межнациональным конфликтам, разобщает наши народы и стравливает их между собой. Остается только надеяться, что никто и никогда не сможет разделить наш Единый Дагестан. И все это зависит только от нас. Наше настоящее и будущее в наших руках. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру