К ситуации вокруг Сирии

План обезвреживания и ликвидации запасов химического оружия в Сирии

На прошедшей неделе, в ночь на субботу, Совет Безопасности ООН после двух недель напряженных переговоров принял резолюцию, поддерживающую план обезвреживания и ликвидации запасов химического оружия в Сирии. Совбез пригрозил жесткими мерами в случае нарушения договоренностей, однако подчеркнул: применение силы должно быть санкционировано отдельно. Документ осуждает применение химического оружия в Сирии, но не возлагает вину ни на одну из сторон конфликта. 

План обезвреживания и ликвидации запасов химического оружия в Сирии
Группировки ливанских шиитов стали важным подспорьем войскам Асада

Госсекретарь США приветствовал принятие Совбезом резолюции и поспешил отметить, что ответственность за выполнение условий данного соглашения лежит на режиме Асада. То есть фактически дал понять, что США все-таки намерены выйти на вооруженный путь устранения Асада. В свою очередь Лавров заявил, что принятая Советом Безопасности ООН резолюция по химическому оружию не допускает автоматизма в применении принудительных мер. Она закладывает базу «для политического урегулирования конфликта», подчеркнул он.

Резолюция придает обязательную силу плану, который был утвержден на заседании в Гааге Исполнительного комитета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). По словам руководителя пресс-службы ОЗХО Майкла Лухана, решение утвердить план вступило в силу незамедлительно. Участники заседания «достигли договоренности об ускоренной программе с целью полной ликвидации ХО в САР к середине 2014», подчеркнула организация. Инспекции арсеналов боевых отравляющих веществ должны начаться 1 октября.

Тем временем стали известны подробности о телефонных переговорах, расшифровку которых Россия и Сирия передали США и в ООН как доказательство причастности оппозиции к химатаке, имевшей место 21 августа.

Об инсценировке химической атаки в Восточной Гуте подготовил специальный доклад Международный институт за мир, справедливость и права человека. Доклад был представлен в Совет по правам человека ООН и распространен среди иностранных дипломатов.

Проведенный анализ 35 различных видеосюжетов инцидента позволил выявить целый ряд несоответствий и приемов манипуляции общественным сознанием. Видеокадры, демонстрирующие сотни мертвых и задыхающихся жертв, включая многих детей, пострадавших от химического оружия, якобы использованного правительственными войсками, были изготовлены заранее с целью создания предлога для иностранной интервенции в Сирию.

50-страничный доклад Международного института за мир, справедливость и права человека – это еще одно свидетельство в ряду тех, которые, по словам главы российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, отражают бесспорный факт: «Оппозиция регулярно прибегает к провокациям, чтобы вызвать удары и интервенцию против Сирии». И здесь уместно вспомнить, что российская сторона не раз заявляла о том, что рассматриваемая провокация устроена сирийскими боевиками, а организована западными спецслужбами.

Тем не менее подписание резолюции стало одним из крупнейших успехов России и значительным вкладом в рост доверия между Россией и США. Согласование, как казалось, принципиально разных позиций двух великих держав показывает, что достижение компромисса возможно при наличии политической воли с обеих сторон. Следующим же испытанием для мирового сообщества станет удержание совместных действий в рамках выработанного компромисса.

Боевики Джабхат ан-Нусра стали главной силой, противостоящей Асаду

А вот на этом пути, по мнению аналитиков, Россию и США могут ожидать сюрпризы. И главная причина, конечно, в том, что две страны преследуют различные геополитические интересы.

25 сентября произошло событие, которое может коренным образом повлиять на весь последующий ход войны в Сирии и выполнение резолюции СБ ООН. После того как провокация с вовлечением Запада в боевые действия на своей стороне не удалась, оппозиция в Сирии отбросила псевдодемократическую вуаль и явила своё подлинное лицо. Тринадцать наиболее эффективных военных группировок сирийских мятежников отказали в поддержке Национальной сирийской коалиции, порвали с Сирийской свободной армией (ССА) и сформировали свой собственный военный альянс – Исламская коалиция. Ее центральным звеном является одно из перевоплощений «Аль-Каиды» – Джабхат ан-Нусра…

К этому альянсу присоединились также три крупнейших формирования ССА – Лива а-Тавхид, Лива аль-Ислам и Сукор аш-Шам – и ряд более мелких группировок. Все они получают прямую военную помощь от Соединенных Штатов. В «коммюнике №1» нового исламистского альянса сообщается: «Сирийская национальная коалиция нас не представляет, равно как и мы не признаем ее полномочий. Мы призываем все гражданские и военные группы объединиться на ясной исламской основе, базирующейся на шариате, который является единственной основой законности… Будущее Сирии должны определять те, кто сражался и проливал кровь на ее территории».

Многие сирийские города выглядят именно таким образом

Исламская коалиция охватывает 75% всех оппозиционных сил. Это новый удар по амбициям Белого дома держать под контролем местных боевиков, наращивая в них число сторонников прозападной ориентации.

За несколько дней до создания указанной коалиции в состав Джабхат ан-Нусра влилась одна из наиболее боеспособных и крупных единиц ССА – 11 дивизия, почти целиком контролирующая г. Ракка и одноименную провинцию на востоке страны. По этому поводу там состоялся военный парад.

В состав альянса влились также практически все части ССА, находящиеся в районах двух крупнейших городов страны – Дамаска и Алеппо. За пределами вновь созданной коалиции никаких серьезных боевых сил, выступающих против Дамаска, практически не остается, если не считать еще более радикальное «Исламское государство Ирака и Сирии» (ISIS), оспаривающее у Джабхат ан-Нусра пальму первенства среди «воинов джихада». 26 сентября ISIS выдвинула ультиматум всем находящимся в зоне ее активности подразделениям Свободной сирийской армии с требованием сложить оружие и перейти под ее командование. Она также распространила манифест, в котором обвиняет подразделения ССА в том, что ими командуют «наемники из Blackwater, служившие в израильской армии».

Таким образом, ССА окончательно превращается в бутафорию, состоящую из одних высокооплачиваемых за счет западного налогоплательщика «полководцев», но лишенную какой бы то ни было опоры на местах. Узнав о потере своей армии без всякой битвы, командующий ССА Салим Идрис прервал свой визит в Париж и вернулся в Сирию. Поскольку через него идет западная военная помощь, Идрису было заявлено, что новая коалиция будет признавать его полномочия, но полностью отказывает в лояльности правительству в изгнании. То есть Идрису предложено положение «военспеца» при исламистах.

Для Дамаска стремительная трансформация оппозиции, судя по всему, будет иметь двоякие последствия. Во внешней сфере его диалог со здравомыслящей частью мирового сообщества может быть облегчен. Для остатков светской оппозиции нет иной возможности сохранить хоть какое-то влияние, кроме достижения разумного компромисса с Башаром Асадом в рамках Женевского процесса. Однако на внутренних фронтах борьба может принять еще более ожесточенный характер. Аль-каидовцам в Сирии следует отдать должное. Воевать с ними трудно. Например, использование водителей-камикадзе для них – это не средство запугивания, а стандартная и часто предпринимаемая военная операция, в ходе которой заряд доставляется точно к намеченной цели, как правило, к блок-посту у входа в населенный пункт или на какой-нибудь объект.

Таким образом, наметившееся развитие событий говорит о том, что даже в случае достижения мирного соглашения по Сирии война там не прекратится, поскольку джихадисты такое соглашение не признают. Фактически это означает, что Дамаску больше не с кем садиться за стол переговоров в Женеве. Ему остается только борьба до победного конца или гибель и разрушение всех культурных основ государства. И в этих условиях Вашингтон объявил о значительном увеличении военных поставок сирийской оппозиции. ЦРУ осуществляет операцию по переброске самого совершенного легкого оружия уже более месяца.

Беда ещё и в том, что предположительные «союзники» США в Сирии не только открыто перешли на сторону джихада, но и непонятно теперь, кого посылать от оппозиции на конференцию Женева-2. Исламская коалиция уже заявила, что не имеет ни малейшего интереса к этому форуму.

Удивительно, но буквально за день до создания в Сирии мощного союза аль-каидовцев Обама хотя и признал сохранение угрозы со стороны международного терроризма, но громогласно провозгласил с трибуны Генассамблеи ООН, что одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций «Аль-Каида» фактически раскололась на региональные структуры и военизированные группировки. По его словам, эта фрагментация не дает ей способности организовывать вылазки, подобные тем, что произошли 11 сентября 2001 года в США. «Что это: вопиющая неосведомленность или какие-то тонкие расчеты, в которых глава Белого дома сам давно запутался?» – задаются вопросом аналитики. Его поведение просто загадочно. В свете новых событий никакого заявления о приостановке военных поставок в Сирию никто в США не сделал. Двуличие официального Вашингтона тем более поражает, что в самих США Джабхат ан-Нусра официально причислена к террористическим организациям. Строго говоря, участники этих «трансакций» по американским законам подлежат уголовному преследованию за оказание содействия официальному врагу.

Быть может, ключ к разгадке этой непонятной позиции содержится в рассуждениях британского журналиста The Daily Telegraph Ричарда Спенсера.

«Нам в Британии говорят, что мы должны опасаться закаленных в боях джихадистов, которые возвращаются домой из Сирии (или из Сомали) для нанесения ударов. Но мы уже не являемся такой мишенью для них, как раньше. Мы вывели войска из Ирака и собираемся выйти из Афганистана. Джихадистам же постоянно говорят, что они должны сосредоточиться на беспорядках в тех частях российского Кавказа, где живут мусульмане: в Чечне, Ингушетии и Дагестане», – пишет Ричард Спенсер.

Отныне, что бы ни говорили в Вашингтоне о защите демократических ценностей в Сирии, продолжение поддержки сирийской оппозиции будет означать только одно: зловещий союз с «Аль-Каидой», которая взяла сейчас под свой контроль 90% сирийских мятежников. Никогда ещё эта террористическая структура не имела такую огромную полевую армию, насчитывающую многие десятки тысяч бойцов. Как она ею распорядится? Вполне вероятно, что из-за иррациональной ненависти к России определенные круги в Вашингтоне готовятся натравить банды «Аль-Каиды» на Россию. Факты – упрямая вещь...

В целом можно с сожалением констатировать, что в деятельности «отечественных верхов» наблюдается поразительное раздвоение «коллективной личности». С одной стороны, мы видим вполне осмысленное отстаивание отечественных стратегических интересов на мировой арене, укрепление стратегического партнерства с КНР и другими странами, находящимися вне американской сферы влияния. С другой – внутри страны проводится полностью выжигающая потенциалы нашего общества социально-экономическая политика на основе «вашингтонского консенсуса», которая вовсе не даёт нам гарантий того, что в ближайшие два-три года США совместно со своими саудовскими и турецкими сателлитами не ударят по Северному Кавказу и всему Югу России вплоть до исламского Поволжья. И что тогда? Ведь дальнейшее разрушение отечественной промышленности, рост социального расслоения и ущемление прав граждан во всех сферах жизни, от повышения цен до судебного беспредела, приведут к тому, что люди просто откажутся защищать «жуликов и воров» из государственной власти. И «на выходе» мы получим новый цикл уничтожения России. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру