Отправляя ребенка в школу, мы должны быть уверены, что с ним всё будет хорошо. Мы должны знать, что, если у него заболит живот, вдруг поднимется температура, - всякое случается, - он получит прямо в школе необходимую медицинскую помощь. В школах случается всякое – дети могут и подраться, всё упредить и предотвратить невозможно – и на это случай нужен врач, который обработает ссадины и остановит пошедшую носом кровь.
Не хватает не только самих школ
В Дагестане, наконец, поняли, что для региона с высокой рождаемостью надо строить гораздо больше школ, чем строили раньше, иначе не уйти от трехсменного обучения. Как сообщили в Министерстве образования и науки республики, «в 2022-2025 гг. в рамках федеральных и республиканских программ планируется начало и осуществляется финансирование 159 объектов образования», в том числе 103 школ на 40 093 ученических мест.
Школы будут строиться во многих городах и районах Дагестана. К сожалению, в пригородах Махачкалы, где население растет наиболее активно, новые школы не решат проблемы третьей смены. Для посёлков Семендер и Красноармейский явно недостаточно одной школы на 1296 мест, которую обещали сдать еще в 2020 году. Это образовательное учреждение не разгрузит 58 школу в Семендере, где сегодня в три смены учится почти 4 000 учеников.
Как сообщил Арсен Алирзаев, начальник управления территориального развития Министерства экономического развития Республики Дагестан, «в школах, построенных в последние годы, и в строящихся школах предусмотрены помещения для медицинских кабинетов. Но решение вопроса, откуда выделить штатные единицы и как оплачивать рабочие места для врачей и медсестер, не входит в компетенцию Минэкономразвития, этим занимаются Минздрав, Минобрнауки и муниципалитеты – будущие балансодержатели объектов».
Что говорят остальные чиновники?
Марина Халимбекова, начальник отдела организации оказания медицинской помощи женщинам и детям Минздрава Дагестана, рассказала, что: «не один раз на совещаниях поднимали этот вопрос, и письма в Минобрнауки Дагестана направляли, но решения нет. Так как Дагестан является дотационным регионом, централизованно решить этот вопрос очень сложно. Если мы хотим получить финансирование для решения этой проблемы из Москвы, Правительство Дагестана должно согласовывать с Минфином РФ каждую ставку медицинского работника».
По информации заместителя министра здравоохранения республики Раисы Шахсиновой: «Все дети, конечно, прикреплены к поликлиникам, и получают необходимые медицинские услуги, но, согласно Закону, в школах должно быть постоянное наблюдение за учениками. Все обосновывающие материалы с расчётами мы отправили в Правительство Дагестана, написали и мэру Махачкалу. Нам в школах нужны клинические педиатры. Дагестанский медицинский университет их выпускает, но штатных единиц, к сожалению, нет. Минфин не дает денег Минздраву.
Муниципалитеты, в принципе, могут за счет своих резервов открывать штаты, переводя свободные позиции в необходимые. Махачкала имеет свои возможности за счёт внебюджетных средств. Но пока вопрос не решается, а нам всем крайне важны здоровье и безопасность наших детей. Надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки».
Аида Далгатова, заместитель Министра образования и науки Дагестана, напомнила еще об одной проблеме, которую надо решать в каждой школе - на ведение деятельности медицинских служб также обязательно нужно получать лицензию, чтобы дети получали медицинскую помощь законно.
Позиция муниципалитета
Фактически каждое региональное ведомство высказалось о том, что не против, если проблему медобслуживания в учебных заведениях решит кто-то другой. Наличие самой проблемы никто при этом не отрицает, как и необходимость ее решения, но вот кто и как конкретно должен это делать как бы и непонятно. Однако законодательство в данной сфере содержит весьма четкие формулировки. И заместитель начальника управления образования города Махачкалы Мухаммад Бармо их озвучил.
«Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Оказание этой помощи обучающимся производится медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (п. 15 ч. 3 ст. 28, части 2, 3 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Первичная медико-санитарная помощь обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации. Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено участие медицинских работников в деятельности образовательных организаций, следовательно, оплата их труда должна осуществляться за счет субвенций субъекта РФ (письмо Министерства просвещения РФ от 5 мая 2020г. №ВБ-985/03 «О финансировании образовательной деятельности»).
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 года №366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» оказание медицинской помощи прикрепленному детскому населению входит в функции детской поликлиники, в штатном расписании которой предусматриваются должности врача педиатра и медсестры организации медицинской помощи детям исходя количества детей в детских дошкольных учреждениях и в общеобразовательных организациях».
Что еще гласит закон?
Как видно из комментария Мухаммада Бармо, ссылающегося на конкретные нормы законодательства, штатные единицы для обслуживающих образовательные организации медработников должны быть предусмотрены в медицинских организациях, подведомственных региональному Минздраву (который и является в Дагестане органом исполнительной власти в сфере здравоохранения).
Единицы медицинских работников, как и говорит Раиса Шахсинова, можно предусмотреть и в штатном расписании самих муниципальных образовательных организаций. Однако оплата этого труда за счет внебюджетных средств муниципалитета не предусмотрена. Оплачиваться работа медиков даже в этом случае должна за счет субвенции из регионального бюджета. Которую, Минздрав и должен «пробить» для муниципалитетов в региональном правительстве, если решил переложить эти полномочия на муниципалитет.
Нельзя просто свалить свои обязанности на другой орган власти, сказав, что по закону он тоже в праве их выполнять. Так уж устроено российское законодательство, которое действительно разрешает делегировать региональные полномочия на муниципальный уровень, но только при должном их финансовом обеспечении из регионального бюджета. Полномочия делегируются только вместе с финансированием. Не иначе.
Приказ Минздрава России от 05.11.2013г. №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» предусматривает, что организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Таким образом, согласно Федеральному Закону №323-ФЗ именно на Минздрав РД (как орган государственной власти РД в сфере здравоохранения) прямо возложена обязанность определить медицинскую организацию, которая будет обслуживать школу. Строится новая школа в Семендере? Согласно Закону, Минздрав РД обязан определить медучреждение, которое будет эту новую школу обслуживать. Естественно, что в штате этого медучреждения нужно заранее предусмотреть должное количество дополнительных штатных единиц. Чего, к сожалению, не происходит в виду отсутствия финансирования, на что и ссылается Шахсинова.
Согласно прилагаемым к Приказу Минздрава России от 05.11.2013 №822н рекомендуемым штатным нормативам 1 врач-педиатр (фельдшер) предусматривается на:
- 180 - 200 несовершеннолетних в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов) дошкольных образовательных организаций;
- 400 несовершеннолетних в детских садах (соответствующих группах в детских яслях-садах) дошкольных образовательных организаций;
- 1000 несовершеннолетних общеобразовательных организаций или профессиональных образовательных организаций.
При этом, 1 медицинская сестра (фельдшер) предусматривается на:
- 100 воспитанников в дошкольных образовательных организациях;
- 100 - 500 обучающихся в общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных организациях
Таким образом, если де-факто количество детей в школе приближается к 2000, то в ней должно сразу быть два врача и четыре медсестры. И это должны быть полные штатные единицы - специалисты, занятые весь рабочий день исключительно в данной образовательной организации. Кто из нас и в какой школе (детсаду) этих медработников видел? А ведь это вопрос здоровья детей.
Вместо послесловия
В России множество законов, указов, положений, приказов, которые издают власти государства — президент, законодатели, ведомства. И почему-то каждый такой Закон те, кто должен его исполнять, толкуют по-своему. Чтобы такого не происходило в нашей стране и созданы органы Прокуратуры, которые должны надзирать за правильностью и толкования, и соблюдения буквы Закона. Видимо, этому важному и полномочному ведомству пора заняться этой ситуацией, озвучив по-настоящему правильную трактовку Закону и заставив всех ее выполнять.
Формулировка «отсутствие финансирования» не дает региональным органам исполнительной власти право не исполнять свои прямые обязанности. Отсылку на высокую дотационность бюджета республики также нельзя считать аргументированной. Республика могла получить дотацию из федерального бюджета и на эти цели, если бы ответственные республиканские структуры правильно оформили документы, обосновав в Москве необходимость выделения Дагестану дополнительных федеральных субсидий и на эти цели.
Пока же вся забота за здоровье учащихся так и будет лежать исключительно на их родителях. Помним, как родительские комитеты брали на себя вопрос охраны школ, собирая для этого деньги. Нам очень важно здоровье наших детей, но это не значит, что на оплату предусмотренной Законом функции государства деньги должны вновь собирать с родителей. К сожалению, пока нет никакой определенности, когда и как этот вопрос решится, однако наши дети ходят в школу сегодня, и нам крайне важны их безопасность и здоровье!