Немного истории
Датой образования республиканского музыкального учреждения можно считать январь 1944 года, когда на базе Дагестанского концертного бюро была образована Дагестанская государственная филармония. В скором будущем под здание филармонии было отдано дореволюционное строение в самом старом районе Махачкалы, служившее в советские годы швейной фабрикой со складскими помещениями.
В свое время в здании филармонии размещались не только коллективы, входившие в состав организации, но и различные вокально-инструментальные и танцевальные ансамбли Дагестана, в числе которых была легендарная «Лезгинка».
Пик деятельности филармонии пришелся на 60–70-е годы прошлого столетия. В то время на ее базе образовалось большое количество творческих коллективов, ездивших с гастролями и пользовавшихся популярностью по всему Советскому Союзу. В то же время в Дагестан потянулись с концертами Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, лучшие вокальные, танцевальные и инструментальные ансамбли страны, эстрадные исполнители Эдуард Хиль, Полад Бюль-бюль-оглы, Эдита Пьеха. Позже, в 1980-х годах, большинство ансамблей вышли из состава Дагестанской филармонии и перешли в филармонии других городов и даже стран. На смену отделившимся группам был создан ряд новых коллективов, которые до сегодняшнего дня представляют филармонию и поддерживают прочность ее позиции.
Ведущая в Дагестане концертная организация носит имя первого Заслуженного деятеля искусств Дагестана Татама Мурадова. При его непосредственном участии в республике начали создаваться первые профессиональные музыкальные коллективы и огромное число ансамблей художественной самодеятельности.
Большую роль в образовании организации и ее коллективов сыграл выдающийся советский композитор Готфрид Гасанов, основавший первое в Дагестане музыкальное училище, выпускниками которого является основной состав Даггосфилармонии. В стенах филармонии осуществляли свою деятельность и держали постоянную связь с ней многие видные деятели искусств республики и страны, часть которых удостоилась славы далеко за пределами родины. Среди них такие звезды мировой величины, как Ширвани Чалаев, Мурад Кажлаев, Вадим Войлер и другие.
Сейчас в Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова трудятся более 150 человек. Руководит организацией заслуженный деятель культуры Республики Дагестан Абакар Расулович Хайруллаев.
Куда девали дом?
Более десяти лет назад в один из дней в эфир на республиканском телевидении вышла передача с репортажем с концерта в Даггосфилармонии. Выступление артиста на экране сменялось ужасающими кадрами находившихся в аварийном состоянии стен здания и почти проваливающихся полов. Реакция на репортаж не заставила себя долго ждать. Буквально на следующее после выхода передачи утро в администрацию учреждения поступил звонок от руководства республики с командой запретить проводить концерты и любые другие мероприятия на сцене в зале Дагестанской государственной филармонии. С тех пор репетиции и выступления артистов велись в зданиях других театров и клубов. В 2014 году из здания Даггосфилармонии был переселен и его административный аппарат.
«Безусловно, это было для нас настоящим ударом, – говорит художественный руководитель филармонии Ирина Германовна Нахтигаль, – мы привыкли работать все вместе, в одном здании, пусть даже без элементарных условий для артистов, но были одной командой, единой структурой, мы были довольно продуктивными в плане работы. Сейчас же приходится заранее договариваться о встрече с сотрудниками, для того чтобы обсудить даже самые незначительные вопросы».
Главным музыкальным достоинством старого помещения филармонии служила акустика, созданная не специально, а возникшая, по словам работников организации, случайно, благодаря натуральным материалам, из которых выстроено здание, минимальной обивке сидений и вытянутой форме зала.
«Качество акустики подтвердили и ученые-физики, которых как-то в здание филармонии привозил ученый Шамиль Гимбатович Алиев», – поясняет Ирина Нахтигаль.
Старое здание учреждения, как оказалось, было единственным в Дагестане местом с подобной акустикой, и повторить ее будет непросто, учитывая то, из каких материалов сегодня ведутся строительные работы.
Уникальность здания филармонии состоит и в старинной архитектуре, влияющей на облик старой Махачкалы и имеющей колоссальное для нее историческое значение. Реконструкция здания обойдется гораздо дороже сноса и новой постройки. Однако это стоит того, утверждают в один голос историки и представители культуры Дагестана.
В 2013 году начались разговоры о реконструкции улицы Буйнакской и всех прилегающих к ней улиц, как самого старого района Махачкалы. В проект реконструкции было включено и здание Дагестанской филармонии. Со временем из-за проблем с бюджетированием утихли и разговоры о реконструкции, тем самым почти похоронив последнюю надежду горожан на восстановление кузницы дагестанской музыки на прежнем историческом ее месте. Так завершилась целая эпоха республиканской филармонии, заключавшаяся в жизни и деятельности в одном здании и почти 70-летней истории существования в нем.
«Мы не сдаемся»
Тем не менее, несмотря на переселение и расселение, деятельность коллектива филармонии не останавливалась ни на один день. Сейчас администрация учреждения располагается в небольшом здании, пристроенном к Летней площадке филармонии специально под офис руководства. Репетиции оркестров проводятся в здании ансамбля «Дагестан» на территории бывшего Клуба рыбников Махачкалы. Выступления проходят на сценах национальных театров Дагестана, чаще Аварского и Кумыкского.
Как это обычно бывает, сотрудников всей организации за собой ведут два или три ее ведущих сотрудника. Такими энтузиастами являются заслуженная артистка России, дирижер камерного оркестра филармонии Зарифа Ахмедовна Абдуллаева и художественный руководитель учреждения Ирина Германовна Нахтигаль. На протяжении многих лет без выходных и должного отдыха эти хрупкие женщины посвящают себя служению искусству Дагестана и ни капли об этом не жалеют.
«В свое время мы даже создали «Клуб друзей филармонии» вместе с Зарифой Ахмедовной и моим покойным супругом Владимиром Роттэ. На наши вечера два раза в месяц стекались люди совершенно разных профессий, разного возраста, которых объединял интерес к музыке. Мы собирались в кабинете директора, где смотрели различные видео с концертов и бурно обсуждали их. Клуб просуществовал около семи лет и по некоторым причинам распался», – рассказывает Ирина Нахтигаль. По словам худрука филармонии, с переходом аппарата администрации в новое здание сотрудники его потеряли некоторую активность, но далеко не прекратили свою общественную деятельность по популяризации музыки в республике.
На сегодняшний день Дагестанская государственная филармония остается одной из уровневых организаций России и с достоинством представляет республику. В ее состав входят такие выдающиеся коллективы, как Камерный оркестр, Джаз-оркестр, Струнный квартет «Классик», вокальные и танцевальные ансамбли, исполнители песен на национальных языках, мастера художественного слова и другие. Кроме того, филармония осуществляет музыкально-просветительскую деятельность и организацию музыкальных мероприятий разных масштабов и уровней.
С благотворительными и запланированными концертами Дагестанская государственная филармония регулярно выступает в городах республики и реже выезжает за ее пределы. Огромная работа ведется по приглашению артистов из других регионов и обмену с ними опытом.
Ежегодно благодаря усилиям энтузиастов учреждения на выигранные гранты в Дагестане проводятся масштабные по времени и затратам мероприятия: международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», «Дагестанские фанфары», «Региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей».
В этом году филармонией планируется запуск совершенно нового проекта – «Дагестанский форум современной музыки “Творческие пересечения”», на который съедутся ведущие музыковеды со всей России.
На вопрос о публике проводимых мероприятий художественный руководитель филармонии ответила, что основным контингентом, посещающим концерты филармонии, является интеллигенция – «люди небогатые, живущие на одну заработную плату». Соответственно, положение филармонии в республике отягощается невозможностью найти хорошую спонсорскую поддержку, которая в силу современных приоритетов чаще богатыми и именитыми земляками оказывается в спортивной и религиозной среде. Для того чтобы не ударить в грязь лицом и на качественном уровне представить единственную в Дагестане филармонию, приходится много трудиться, не надеясь при этом на достойную оплату.
Судьба дома музыки в руках…
Работники Министерства культуры Республики Дагестан обеспокоены дальнейшей судьбой Дагестанской филармонии. «Объект обладает признаками культурного наследия, имеет историческую и культурную ценность, несмотря на то что законодательно пока как таковой не оформлен. Данный вопрос решается. Министерство культуры, конечно же, настаивает на сохранности фасадов и капитальном ремонте здания филармонии», – говорит начальник управления по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия Багавдин Гаджиев. Слова Багавдина Хакимовича подтверждает и министр культуры РД Зарема Ажуевна Бутаева.
«Судьба здания филармонии решается на уровне руководства республики, и министерство культуры Дагестана настаивает на восстановлении объекта в том виде, в каком он был», – поясняет министр.
Мы искренне надеемся, что министерство культуры Дагестана добьется решения в пользу сохранения уникального архитектурного памятника Махачкалы и в скором будущем порадует талантливый коллектив Дагестанской государственной филармонии, а также нас, благодарных слушателей, новыми музыкальными постановками в привычном и полюбившемся месте.