Одной из таких фамилий, которая незаслуженно пребывала в забвении, является семья Шахабаса Каранайского (авар. – Гъараниса ШагьгIабас), которая оставила свой уникальный след в истории имамата. Восстанавливая события прошлого, особенно описывая биографии отдельных личностей имамата, исследователи только лишь на основе преданий пытаются приписать им нереальные подвиги либо пришить «наибские погоны», которых они в реальности не видели и т. д. Вместе с тем полностью игнорировать устную традицию тоже было бы неправильным, но, однако же, она должна служить вспомогательным, а не основным источником, помогать восстанавливать какие-то детали при описании событий и фактов, подтверждаемых письменными источниками и документами. В данном случае мы попытаемся рационально использовать как письменные арабоязычные источники, так и обращаться к семейным преданиям, для того чтобы разобраться в некоторых деталях происходивших в XIX в. событий.
История села и тухума
На западе Буйнакского района расположено древнее аварское селение Каранай (авар. – Гъарани), от которого в 1850-х гг. путем переселения части жителей на свои же земли образовался отселок под названием Нижний Каранай (авар. – Гъоркь Гъарани). В связи с образованием Нижнего Караная старое селение стало называться Верхним Каранаем. Данный населенный пункт в течение XIX в. перенес немало испытаний.
В 1844 г. Каранай был в очередной раз разрушен российскими войсками, и его жители расселились в различных местах. Первоначально Шахабас поселился в столице имамата – Ведено, но после его разрушения в 1845 г. поселился в селении Бетти-Мохк (ныне Ножаюртовский район Чечни), где обосновалось много аварцев из числа каранайцев и ахатлинцев. Здесь Шахабас основал медресе, где обучались около 40 юношей, женился на чеченке, от которой у него родились еще 2 сыновей и 1 дочь (всего у него было 7 сыновей). Там же, в селе Бетти-Мохк, расположена могила Шахабаса и его двоюродного брата Ислама.
Надо указать, что само селение Бетти-Мохк было образовано в 1840-х гг. аварцами, которые переселились в чеченские леса. Известный этнограф, кавказовед Н. Г. Волкова в ходе экспедиции 1969 г. собрала данные о том, что «в той же Ичкерии напротив с. Шовхалберды, на правом берегу р. Ясси (р. Аксай), находится с. Бетимохк, жители которого обосновались в этих местах при Шамиле. В настоящее время это селение имеет 70 дворов. Его жители считают себя чеченцами и не знают аварского языка, но соседнее чеченское население называет их сули».
Если же обратиться к истории происхождения самого Шахабаса, то тут мы имеем письменный источник, копию которого получили от известного краеведа – Исмаила из села Буртунай Казбековского района. Это колофон (запись переписчика о дате и прочих обстоятельствах, сопутствовавших переписке какой-либо рукописи) Корана, переписанного в 1315 году хиджры (начался 1.06.1897 г.) Темирбегом, сыном Абдулхалима из Верхнего Караная. В записи приведена генеалогия, скопированная с другого текста, составленного с общего согласия трех братьев: Абдулкадира, Шейха и Абдулхалима, который и являлся отцом переписчика. Эти братья, согласно колофону, являются «сыновьями Темирбега, сына Дибирасул Мухаммада, сына Шахабаса, сына Илдара, сына Чикира, сына Курмана (Гъурман-акай), сына Темирбега, сына Чикира, сына Шахабаса, сына Хасана, который переселился из Шама».
Шахабас Каранайский, о котором идет речь в данной статье, являлся братом вышеуказанного Темирбега, сына Дибирасул Мухаммада. Учитывая, что Темирбег и Шахабас родились в 1780-х годах, и учитывая, что среди образованных дагестанцев Средневековья, по нашим подсчетам, на одно поколение приходится около 30 лет, переселенец из Шама (Сирия и соседние страны) по имени Хасан должен был родиться в самом начале XVI в. (1510-е гг.) и переселиться в Дагестан в середине данного столетия.
Его потомку в 9-м поколении было суждено стать одним из видных государственных деятелей имамата. В 1844–45 годах Шахабас жил некоторое время в Ведено, являясь кадием столицы имамата. В моем архиве среди копий писем имама Шамиля имеется документ, касающийся Шахабаса, в котором имам подтверждает его полномочия в качестве потомка курайшитов. Перевод документа:
«Это – разъяснение на случай возникновения в будущем противоречий и напоминание для других людей.
Обладатель этого документа (листа) – Шахабас Каранайский, сын Мухаммада, сына Абаса – является благородным человеком, происходящим из рода Курайш.
О его происхождении дал присягу в нашем присутствии сам имам Шамиль. Сделал он это на собрании ученых и больших людей.
По причине принадлежности Шахабаса к числу курайшитов обязан каждый, кто встретит его, выказать почтение этому человеку и усадить его на место, которое предназначено для людей благородных, делая это из уважения к Пророку.
Я, кадий Шамиль Кородинский, входящий в число людей правдивых, даю об этом присягу.
29 число месяца раджаб 1266 года хиджры» (9 июня 1850 г.)
Судьбы одной семьи из элиты имамата Шамиля
Мы можем с уверенностью говорить о том, что еще до переселения в Ведено и далее в Бетти-Мохк Шахабас был приверженцем идей имамата. Согласно преданиям, собранным в свое время Булачом Гаджиевым, именно Шахабас из Караная и его кунак из села «Гоцлос» стали «виновниками» обнаружения могилы имама Газимухаммада на горе Тарки и последующего его захоронения в Гимрах. Пятеро сыновей Шахабаса во второй половине 1840-х гг. вступают в число муртазеков Шамиля. По семейным преданиям в августе 1859 г. на Гунибе, во время осады его царскими войсками, в составе гвардии Шамиля оборону держали пять сыновей Шахабаса. Самого младшего – Валихасана – отец держал около себя, но тот попросился проведать братьев, и Шахабас в конце концов уступил просьбам сына, оказавшегося на Гунибе. Здесь воевали пять сыновей Шахабаса во главе с 40-летним Сайгидахмадом, который считался отчаянным храбрецом, обладавшим отменной силой и острым умом. Вместе с ним были 15-летний Валихасан, Зубаир, Дибирасул Мухамад и Абас. Согласно преданиям, во время попытки прорыва царских войск на Гуниб Сайгидахмад с братьями бросился на солдат с возгласом: «Ла хIавлава лакъуватаилла-билЛагь» (Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха). Солдаты подняли их на штыки, и в неравной схватке погибли все 5 сыновей.
Из 7 сыновей Шахабаса в живых остались только двое – Хайид и Газимухамад. Хайида, получившего тяжелые ранения еще до Гуниба, привезли в Бетти-Мохк на арбе, и местный лекарь с трудом поставил его на ноги. В дальнейшем Хайид переехал в родное селение Верхний Каранай, где и был похоронен. Здесь у него родились три или четыре дочери: Райханат, Султанат, Маймунат и Умайганат (по другим данным – Райханат, Умайнат и Салихат).
Судьба Газимухамада сложилась иначе. Во время гунибского сражения он был в Чечне, а в 1860 г., собрав отряд из 15 абреков, ушел в леса на границе Ичкерии и Саламеэра. Есть информация, что в 1861 г. Газимухамад воевал вместе с Байсунгуром из Беноя, но ее надо еще проверить. В 1862 г. после разгрома отрядов абреков на границе Дагестана и Чечни Газимухамад смог уйти в пределы Османской империи и осел сначала в Дамаске. Здесь он женился на арабке, и у него родились двое сыновей. Отсюда он переехал в Хиджаз, где и прожил остаток своей жизни. Ему даже довелось увидеть Шамиля в 1871 г., когда тот приехал в хадж, и присутствовать на его похоронах. От него в Каранай с дагестанскими паломниками приходили письма и посылки.
Про последний бой на Гунибе, в котором погибли сыновья Шахабаса, есть описание на основе преданий, которое издано в популярной литературе. Согласно этой информации, охранная сотня, которая сопровождала казну Шамиля, не в полном составе, но смогла пробраться на Гуниб. Отряд, в который входили братья, включал в себя на Гунибе 19 воинов, в т. ч. 4 мюрида из Эндирея. Валихасан первый бросился на солдат и успел сразить двоих, но его подняли на штыки. Остальные тоже пали под их штыками. Последним погиб Сайгидахмад. «Ростом более двух метров, косая сажень в плечах, он был любимцем имама и мюридов, всегда под их одобрительные окрики выходил на состязания, будь то борьба или метание камня, и всегда побеждал. Как лев, играючи он принял и последний свой бой и дрался отчаянно. Вокруг него была целая груда из тел поверженных врагов, пока его не сумели свалить. Из девятнадцати мюридов в живых остался лишь Пижаали, который, истекая кровью, сумел отползти в пещеру и потерял сознание. Так он сумел выжить. Здесь же, в пещере, он захоронил своих друзей – сыновей Шахабаса».
Эту историю с трагической гибелью пятерых братьев на Гунибе можно было бы отнести к числу многочисленных преданий, которые гиперболизируют действительно имевшие место подвиги своих предков или даже придумывают несуществующие, однако есть и письменные источники, которые подтверждают гибель сыновей Шахабаса Каранайского при обороне Гуниба. Это сочинение Абдурахмана, зятя имама Шамиля и сына Джамалудина Газикумухского – «Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля», написанное в Калуге в 1864 г. Согласно данному сочинению, «русские пошли на хитрость – решили подняться на гору с какой-либо [незащищенной] стороны и атаковать нас без промедления с той стороны, где стоял бывший наиб Амирассул Мухаммед ал-Кудали, под покровом ночи. Амирассул Мухаммед вместе с четырьмя товарищами стоял на страже на участке горы, обращенном в сторону селений Куяды. В то время имам находился вместе со своими приверженцами и сподвижниками в доме Хаджи Чохского (Глухого) за ограждением. Когда имам отдыхал у него в доме, ему сообщили, что русские атаковали его сына Газимухаммеда со стороны Хоточа. С имамом в это время были только я, Хаджи-Али Чохский и еще один человек, которого я не знал… Из-за малочисленности сил и обширности горы войску пришлось оставить незащищенными некоторые участки горы. Имам приказал немедленно подать ему коня с пастбища. С ним поехали также я и Амир Чиркеевский... Что касается Хаджи-Али, то он поспешил на другую сторону горы со словами: «Подлинно, я укреплю местность там, где ненадежно». Там (в этой местности) наблюдателем был Миккик Муртазаали Чиркеевский с товарищами. Когда дошло до нас известие о наступлении русских на Газимухаммеда, мы отправились в его сторону и услышали там, как русские кричали в один голос: «Ура! Ура!» Мы слышали их голоса, но не видели их самих из-за сильной темноты…
В тот момент мы были атакованы войсками русских со всех четырех сторон, так что стало не видно горы от множества их на склонах. И пришли в движение теперь те, кто находился в укреплении около нас, по направлению к Гунибу, а это из-за растерянности в первый момент, когда узнали они это известие. И вот, когда они дошли до открытого места за селением, русские окружили их. Они, [в свою очередь], совершили нападение на русских. Многие из них приняли там мученическую смерть, а некоторые были ранены. Среди убитых тогда были мухаджир Хаджи Насрулла ал-Кабири, дети Шахабаса ал-Гурани (правильное чтение: ал-Гарани), мухаджир Камал ал-Гадири, Хассанилав ал-Чиркави, а также Газали, юноши из Гуни и подобные им».
В данном случае под выражением «дети Шахабаса ал-Гурани» следует понимать сыновей Шахабаса Каранайского (араб. ал-Гарани), погибших при отражении атаки на селение Гуниб.
Судьба потомков Шахабаса
После окончания войны и падения имамата Шамиля большинство каранайцев, ахатлинцев и бетлинцев вернулись в свои селения, но значительная часть осталась на земле, ставшей для них второй родиной. Часть каранайцев переселилась в Хасавюртовский округ, где осела в различных кумыкских селениях. К примеру, можно назвать семью Исака, отца Героя Российской Федерации, участника ВОВ Абдулхакима Исмаилова (1916–2010), которая переселилась из Бетти-Мохка в селение Чагаротар. Исмаиловы приходятся дальними родственниками потомкам Шахабаса и, так же как и они, в 1844 г. переселились из Караная в Бетти-Мохк. Оттуда уже предок Исмаиловых переселился в кумыкское село Чагаротар.
Часть потомков Шахабаса обосновалась в другом кумыкском селении – Эндирей. Случилось это следующим образом. Из числа каранайцев и их друзей, участвовавших в обороне Гуниба, в живых остался лишь Пижаали. Он вернулся в Бетти-Мохк и женился на овдовевшей жене своего друга Зубаира, которая была на сносях. Пижаали вырастил как родного ее сына, названного в честь погибшего отца Зубаиром. Уже взрослым человеком в 1885 году Зубаир переселился в село Эндирей, где у его отца были друзья. Причиной тому стала кровная месть из-за ссоры с братьями своей жены в Бетти-Мохке. Таким образом, Зубаир обосновался в Эндирее, здесь же живут и его многочисленные потомки. Будучи образованным алимом, он стал муллой квартальной мечети Бораган-аул. По его стопам пошел и его сын Мухамад. Он 28 лет был имамом Эндирея и около 30 лет руководил местным лесничеством. Зубаир похоронен в Эндирее, рядом с алимом и поэтом Инхоса Алихаджи. У него родилось 5 сыновей: Шахабас, Ибрагим-Халилуллах, Шихабдулла, Шигабудин и Зубаир. Все они и их потомки сохраняют память о своем происхождении и неизменную в их роде любовь к исламу и знаниям, знают прекрасно как кумыкский, так и родной аварский языки.
Как уже говорилось, у Шахабаса было 7 сыновей, из которых двое (Валихасан и Сайгидахамад) не имели детей и, соответственно, потомства. Потомки Хайида и Дибирасул Мухаммада живут в селе Верхний Каранай, а потомство Абаса – в Буйнакске. Азизат Абасова 1939 г. р. рассказала Булачу Гаджиеву, что ее отца в честь Шахабаса назвали Абасом. На каранайских кутанах Ачаир и в районе Экибулака им принадлежали земли и скот. В связи с коллективизацией им пришлось из Ачаира перебраться в Каранай. Ее братьев Абдулвагаба, Сагид-Ахмада и Шахабаса призвали на фронт. Первый погиб под Ленинградом, второй – после ранения на операционном столе, а третий пропал без вести. От разрыва сердца погиб четвертый ее брат – Валихасан. Не перенеся смертей всех 4 своих сыновей, вскоре умер и их отец Абас. Сабля Валихасана, младшего сына Шахабаса, хранится до наших дней у праправнучки Шахабаса – Салихат, проживающей в г. Буйнакске.
Дети Газимухаммада, как мы уже говорили, родились от жены-арабки, и сейчас его потомство живет, по некоторым данным, в священном городе Медина. В итоге потомки каранайца Шахабаса живут ныне в Буйнакске, Верхнем Каранае, Хасавюрте, Дылыме, Эндирее, Бетти-Мохке и Медине.
Гаджиев Б. У отрогов Исмаил-меэра. Махачкала, 2001. С. 16, 18.
Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XIX века. М., 1974. С. 205.
Гаджиев Б. У отрогов Исмаил-меэра. Махачкала, 2001. С. 17.
Гаджиев Б. У отрогов Исмаил-меэра. Махачкала, 2001. С. 18.
Гаджиев Б. У отрогов Исмаил-меэра. Махачкала, 2001. С. 19.
Большая вольная энциклопедия Дагестана. Махачкала, 2012. С. 598.
Саййид Абдурахман, сын Джамалуддина ал-Хусайни ал-Газикумухи ад-Дагестани. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. Калуга, 1281 г. х. / пер., введ., комм. Н. А. Тагировой. М., 2002. С. 77.
Гаджиев Б. У отрогов Исмаил-меэра. Махачкала, 2001. С. 18, 22–23.