В первых строках своего открытого письма мы, коллектив водителей общественного транспорта, хотим вспомнить, как все начиналось для нас. Новость, что наша республика закупает автобусы для города, т. е. для нас, дагестанцев, очень нас обрадовала. Водители звонили и узнавали, когда же прибудет техника в город, узнавали об условиях труда, о заработной плате.
Мы все были в восторге от того, что в республике наконец-то появятся вакансии для профессиональных водителей. Мы, ранее покинувшие свои родные края для заработка, услышав новость, вернулись в свой родной и любимый Дагестан. Бросив свои работы, зачастую даже не получив трудовые книжки нарочно, спешили и думаем не зря, так как увидели новенькие автобусы на центральной площади г. Махачкалы на Новый год. В родном городе закипела работа, был очень серьезный отбор кандидатов. Мы проходили обучение, сдавали экзамены по правилам дорожного движения и проходили стажировку с выездом групп кандидатов – водителей и инструкторов, чего не скажешь об отборе кандидатов на должность водителя, проводимом руководством Махачкалинского ПАТП-2 на сегодняшний день. Все решается очень просто – нужно всего лишь понравиться директору или же достаточно сделать звонок от его знакомого, и все вопросы по трудоустройству решены, а строгий отбор и стажировка остались на бумаге. Новые водители, которые так попадали на работу, в первый же рабочий день разбивали лобовые стекла и даже умудрялись попасть в дорожно-транспортные происшествия. На сегодняшний день у нас такая картина, а начиналось все замечательно и удивительно для нашего нелегкого региона. Нас передали Махачкалинскому ПАТП-2, думали, сработаемся, старались изо всех сил.
Общественный транспорт – это лицо города. Мы, коллектив водителей, во всем стремились соответствовать: формой одежды, внешним видом, отношением к людям, которых перевозим каждый день, но понимания и диалога с руководством так и не получилось. А так хочется работать на благо нашей Республики Дагестан! Сколько хороших и теплых слов мы слышали от горожан и гостей столицы. Для дагестанцев это был и есть праздник, когда недорого и с удобствами можно добраться из Каспийска в Махачкалу, а также с одного конца города в другой конец. Мы знали и знаем, что это президентская программа покупки и развития общественного транспорта, что это Ваша личная инициатива, Рамазан Гаджимурадович, и Вам отдельное спасибо за все то, что Вы делаете, сделали и продолжаете делать на благо нашей цветущей Республики Дагестан.
Перевозя пассажиров каждый день, работая по 18 часов в сутки, мы уверенно знали и знаем, что являемся неотъемлемой частью этого большого начинания, но с началом работы в Махачкалинском ПАТП-2 у Дибирчуева Шамиля Шапиевича мы с каждым днем теряем чувство значимости и причастности к общему делу, а именно к президентской программе. Из-за отношения к нам, которое демонстрирует наш директор, который часто говорит: «Не нравится – уволю!» или «Пишите заявление по собственному желанию!», «Желающих трудоустроиться очень много!». После таких слов какое же желание будет у водителей? Каждым словом директор дает понять, кто хозяин положения, что у нас нет никаких прав, куда бы мы ни пошли жаловаться, результата не будет, и он любыми путями добьется своего. С нами на сегодняшний день не заключены трудовые договоры, соглашения и даже нет приказа о приеме на работу (по крайней мере нас с ними не ознакомили и не были вручены вторые экземпляры трудового договора и приказа). Все наши проблемы накапливались и усугубились с принятием руководством решения о поднятии плана с 25 октября 2015 года.
С 25 октября 2015 года нам подняли план, то есть до этого времени мы сдавали 4 500 рублей в кассу плюс 320 рублей за автомойку и по 50 рублей диспетчерам на конечном пункте, в итоге около 5 000 рублей каждый рабочий день мы обязаны были сдавать. Получали заработную плату около 15 тысяч в месяц, но на сегодняшний день нам подняли план до 5 500 рублей ежедневно.
В итоге наши расходы увеличились до 6 000 рублей, где 5 500 рублей – план, 320 рублей – автомойка и 100 рублей диспетчерам, при этом заработная плата такая же, как и ранее, то есть около 15 000 рублей, в зависимости от выхода на работу.
Мы обращаем Ваше внимание на следующие факты:
а) график нашей работы – с 05:00 часов утра до 01:00 ночи, не имеем при этом место отдыха в обеденное время и заработную плату получаем только за 18 часов работы;
б) не имеем определенного оклада по штату как государственные работники;
в) без кондукторов занимаемся перевозкой пассажиров, прием и выдача денег от пассажиров осуществляется самим водителем. Мы должны соблюдать правила перевозки пассажиров и ПДД, и Вы сами, наверное, знаете и понимаете положение на наших дорогах с их припаркованными машинами на остановочных пунктах. Нам тяжело работать в таких условиях, где водитель выполняет функцию кондуктора и это все при зарплате 15 000 рублей в месяц;
г) в наших тяжелых условиях труда (водитель-кондуктор) при поднятии плана зарплата та же самая, что не соответствует действительности. На основании вышеизложенного просим Вас:
– снизить план до 4 500 рублей в день в зимний период;
– обеспечить нам вахту, чтобы перевозить нас на работу и обратно, так как рано утром, в 05:00 часов, и после 00:00 часов ночи мы обязаны вызывать такси за свой счет, чтобы доехать до работы в указанное время и домой после работы;
– поднять заработную плату в соответствии с часами работы, т. е. переработкой;
– принять на работу кондукторов для сбора денег, что значительно облегчит нам работу и покажет реальную ежедневную выручку, или создать безналичную электронную систему оплаты проезда на общественном транспорте, как в других крупных городах Российской Федерации;
– по поводу АГЗС просим разобраться, почему заправляемого газа хватает на меньший пробег, т. е. расход его намного увеличен и очень часто выходит из строя газовая система автобуса.
Техническое обслуживание и состояние автопредприятия оставляют желать лучшего, проводится очень плохо и с большим опозданием:
– нехватка технически обученных специалистов;
– нет в наличии необходимых для ремонта запасных частей, не сформирован склад для них, все запасные части поступают по гарантии, а как выйдем из гарантийного ремонта, будем вынуждены ремонтировать за свой счет, т. е. за счет предприятия;
– нет никаких условий для работы: ангар течет как сито, всего одна эстакада, на которую могут заехать два автобуса одновременно; внутри ангара холоднее, чем на улице; нет нормального санузла и душевой комнаты. В этом же ангаре проводятся сварочные работы; работники рекламной компании делают щиты для рекламы; территория ангара частично отдана им в аренду; грубейшее нарушение пожарной безопасности, так как в помещении, где находится газомоторная техника, категорически нельзя проводить сварочные работы; нигде нет пожарных щитов и средств для пожаротушения;
– охрана предприятия, где стоит государственная техника на сотни миллионов рублей, осуществляется одним сторожем пенсионного возраста;
– в автопарке нет шиномонтажа и вулканизации. Водителям приходится самим везти колеса на шиномонтаж и платить из своего кармана по 700 рублей, а потом бегать и просить, чтобы возместили эти средства по накладной. Зачастую этих денег водителям так и не возвращают.
Мойка автомашин – это отдельная тема. Она производится в принудительном порядке с нарушением техники безопасности. В частности внутри автобус моется из шланга, чего категорически нельзя делать – это приводит к порче автобуса, замыканию, выходу из строя электрооборудования и отслоению покрытия пола.
Мойкой заведует родственник и одноклассник нашего директора Ш. Ш. Дибирчуева – Магомед Гасанов, который заставляет всех водителей заезжать на автомойку в принудительном порядке под угрозой увольнения.
Перегоном автобуса на автомойку и обратно занимаются молодые люди, которые не являются водителями ПАТП-2 и не имеют ни опыта, ни категории, ни допуска к газомоторной технике. Проводят перегон с грубейшим нарушением техники безопасности: курят в салоне автобуса, что категорически запрещено.
У М. Гасанова очень интересная бухгалтерия: каждый вечер он на арендованной Махачкалинским ПАТП-2 автомойке обслуживает около 45 машин по цене 320 рублей с каждой. Эти средства водители платят из собственного кармана лично М. Гасанову. Он сам встречает автобусы у ворот и в приказном порядке заставляет загонять их на автомойку под угрозой увольнения, несмотря на состояние автобуса, т. е. чистый он или грязный, ссылаясь на указания директора. Учитывая оплату персоналу, аренду автомойки, воды и света, расходы составляют около 7 тысяч рублей в день. По словам его работников, которые обслуживают автомойку, ежедневная прибыль – 7 400 рублей. На основании вышеизложенного складывается такая картина в бухгалтерии, что около 220 тысяч рублей в месяц – чистая прибыль от автомойки. Хорошая прибавка к заработной плате, а именно главного механика – Магомеда Гасанова.
Куда деваются заработанные нами средства? И почему директор так заинтересован, чтоб автобусы на автомойке обслуживал именно Магомед Гасанов?
Ранее была открыта автомойка, где автобусы обслуживали специальными моющими средствами и намного дешевле, чем у М. Гасанова. Но он по поручению руководства записывал все фамилии водителей, которые заезжали на данную автомойку, и докладывал ему лично, из-за чего частную автомойку по просьбе директора Ш. Ш. Дибирчуева закрыли.
Мойка – это запретная тема на нашем автопредприятии. Про нее нельзя говорить плохо вслух, а не то мгновенный донос от М. Гасанова руководству приводит впоследствии к увольнению.
Отношение руководства к водителям автобуса, мягко говоря, оставляет желать лучшего. На какие-либо претензии со стороны водителей к графику работы или оплаты труда руководитель отвечает, что нет времени обсуждать проблемы.
Главный бухгалтер говорит, что водители вечно чем-то не довольны.
Ш. Ш. Дибирчуев в приказном тоне требует, чтобы составили список недовольных для увольнения, ссылаясь на то, что желающих работать водителями автобусов много, и он на их место примет водителей, у которых нет претензий к руководству и которые на все согласны.
Заработную плату выдают с большим опозданием, а именно в середине месяца, с большими удержаниями и без объяснений.
За что удерживают наши заработанные средства?
Чтобы получить аванс, надо несколько дней ждать директора на рабочем месте, так как он редко появляется на работе.
Контакт с руководством наладить очень тяжело, так как директор Ш. Ш. Дибирчуев не хочет выслушать нас и даже принять на личный прием для обсуждения нашего положения и проблем автопарка. Мы видим, что автобусы марки «ПАЗ – Аврора», которые находятся на балансе Махачкалинского ПАТП-2, пришли в полную негодность. От них остались одни кузовы, которые даже не успели заржаветь. При таком отношении к водителям и обращении с государственной техникой, а именно с автобусами марки НефАЗ и МАЗ, которые приобрела наша небогатая республика, ждет та же учесть. В будущем это будут разобранные каркасы новеньких автобусов, и в этом снова никто не будет виноват.
Несколько слов о нашем руководителе, а именно о Дибирчуеве Шамиле Шапиевиче.
Почему он так уверен в своей безнаказанности?
На кого надеется?
Кто его так сильно прикрывает?
Неужели ему можно творить весь этот беспредел, и почему это государственное предприятие отдано ему на развал и разграбление?
И где те несколько уголовных дел, которые были заведены на него за хищение государственного имущества?
Почему ни одно уголовное дело не дошло до суда?
Ответ, мы думаем, лежит на поверхности, и это не секрет. Мы его знаем и видим каждый день. Наш руководитель Ш. Ш. Дибирчуев при каждом удобном случае говорит о своих близких родственных отношениях с чиновником в Администрации Президента Республики Дагестан, а также близких отношениях в Правительстве Республики Дагестан, своих рабочих и дружеских отношениях с ближайшими родственниками главы Республики Дагестан. Обо всем этом говорится открыто, чтобы мы понимали, что он неуязвим.
Они все бесспорно уважаемые люди. Мы ценим их работу и вклад в дело развития нашей республики, но уверены, что они не знают всей правды о нашем руководителе, а именно о Ш. Ш. Дибирчуеве. Иначе к нему и к его делам отношение было бы иное и им занимались бы соответствующие органы.
Как могли такому человеку доверить ответственную должность главного инженера в правительственном гараже, тогда как он развалил Махачкалинское ПАТП-2 и за десять лет своей работы полностью разрушил некогда цветущее предприятие республики?
20 ноября 2015 года мы все решили не выйти на работу и тем самым хотели привлечь внимание к своим проблемам, так как другим способом не смогли этого сделать.
Наш директор Ш. Ш. Дибирчуев, вместо того чтобы мирным путем решить этот конфликт, найти компромиссное решение, наоборот, спровоцировал инцидент между водителями. Он вызвал водителей и слесарей автоколонны Махачкалинского ПАТП-2, чтобы они выехали на линию вместо водителей, которые отказались работать. Когда водители преградили дорогу у ворот, Дибирчуев приказным тоном распорядился, чтобы совершили наезд на всех, кто будет мешать въезду и выезду из гаража. При этом Магомед Гасанов выражался нецензурной бранью, чем спровоцировал водителей на конфликт и драку, чего удалось своевременно избежать.
Коллектив водителей общественного транспорта Махачкалинского ПАТП-2 выражает недоверие директору Дибирчуеву Шамилю Шапиевичу.
С этим директором мы работать не сможем, как бы ни старались.
Просим Вас принять незамедлительные меры по смене руководства, т. е. директора Махачкалинского ПАТП-2 Дибирчуева Шамиля Шапиевича.
Дальше так продолжаться не может!
С большим уважением и с надеждой на Ваше справедливое и взвешенное решение, Рамазан Гаджимурадович, всех наших проблем, коллектив водителей общественного транспорта Махачкалинского ПАТП-2.