До сих пор в день первого сентября сердце вспыхивает радостным и тревожным волнением, ощущением и праздника, и начала новой жизни в новом учебном году с учителями и со старыми, но выросшими и изменившимися за лето одноклассниками.
Но этот праздник – не для всех. Не для всех школьников, не для всех родителей, не для всех учителей. Первое сентября далеко не праздник для средней общеобразовательной школы селения Шаласи Дахадаевского района. Школы как таковой нет, и дети занимаются в совершенно не приспособленном для учебы здании в четыре смены.
Есть майские указы Президента России, есть множество слов о необходимости хорошего образования для дагестанских школьников, но все это перечеркивается реальностью. Детям учиться негде. Классы для учебы школьникам предоставил местный фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Но давайте расскажем обо всем по порядку.
Шаласи – растущее село
Селение Шаласи Дахадаевского района находится далеко от территории самого горного района – в зоне прикутанных хозяйств Дахадаевского района на территории Каякентского района – Губа-кутан, Гаджи-кутан, Трисанчинский кутан, Зильбачи-кутан, Силли-кутан.
Селение находится на равнине, на благодатной земле, очень удобной и для земледелия и для скотоводства. В Шаласи силами районной администрации строится мельница. Инвестиционный проект мельницы и пекарни в Шаласи, утвержденный главой Дахадаевского района Джаруллой Омаровым, планируется к осуществлению в 2016 году. Население Шаласи растет, сегодня тут проживает около 600 человек, объединенных в более, чем 170 семей. Почти третья часть населения Шаласи и прикутанных хозяйств поблизости – дети дошкольного и школьного возраста.
Селение Шаласи на карте Дагестана возникло далеко не вчера, и в нем была обычная средняя школа со всем обязательным инвентарем, эта школа вполне устраивала и детей, и учителей, в ней могли учиться в одну смену более 200 детей.
Очередные выборы, прошедшие 4 декабря 2011 года в Дахадаевском районе, принесли неприятный сюрприз. До сих пор не установлены лица, совершившие в эту ночь поджог Шаласинской средней школы. По слухам, поджог был совершен, так как в школе находился избирательный участок, и опять же по слухам, в школе были собраны избирательные бюллетени, и результат выборов был невыгоден одному из кандидатов.
Школа сгорела дотла со всеми партами, столами, стульями оборудованием. Прошло почти четыре года, и шансы на то, что органы следствия найдут поджигателя, тают и тают с каждым новым днем.
Помощь медиков
Несмотря на пожар и уничтожение всего школьного имущества, перерыв в обучении школьников селения Шаласи был небольшим. Их приютил недавно отстроенный ФАП. Медики выделили школе половину своих помещений. Теперь дети учатся в четырех помещениях, вмещающих каждое около 8-10 детей. А в качестве учительской и для разного рода собраний используется холл ФАПа.
Существуют определенные санитарно-гигиенические требования для организации учебно-воспитательного процесса, существуют и образовательные стандарты. Им помещения ФАПа, предназначенные совершенно для других целей, никак не соответствуют. О кабинетной системе и прочих необходимых для современной школы условиях
У детей нет помещения для отдыха, для занятий спортом, ученики начинают болеть, ухудшается их зрение. Родители, живущие в прикутанных хозяйствах, начали переводить своих детей в школы в близлежащие селения Каякентского района.
Первое время после случившегося несчастья понадобились буквально героические усилия школьных учителей, чтобы закончить учебный год совершенно без условий и без учебников. Другие школы Дахадаевского района со временем оказали самую необходимую помощь – учебниками, инвентарем.
Письмо президенту
После пожара жители села не раз обращались к руководству района, республики, страны.
Дети до определенного возраста под новый год пишут письма деду Морозу, а дети постарше – Президенту России.
В декабре 2012 года в Москву ушло письмо ученицы седьмого класса Шаласинской средней школы Курбановой Аминат:
«Здравствуйте, уважаемый Президент Владимир Владимирович Путин! С наступающим Новым голом!
Скоро Новый год, и я загадала желание, чтобы в следующем году я училась в новой школе. Прошел год, как сгорела наша сельская школа, и мы учимся в здании больницы. Нам все время обещали построить новую школу, прошел год, но даже не начали строить. Нам здесь тесно, неуютно, занимаемся в две смены, я не вижу своих друзей, нет возможности заниматься в кружках. Учителя уходят, потому что не хотят работать в таких условиях. Они мерзнут без учительской, сидят в коридоре. Мне с друзьями негде поиграть во время перемены. Сидим мы в больничных палатах. Я вижу, как трудно учителям, потому что моя мама тоже учительница. Она уже давно болеет, но нет времени лечиться. У нас до пожара очень часто были праздники, а сейчас их негде проводить. У нас есть школьный автобус, на котором раньше привозили наших учеников с других селений, но в этом году из-за пожара они больше не приезжают. Я хотела бы, чтобы они приезжали, и мы дружили бы как раньше. Мама говорит, что школу не построят, и еще один год она не выдержит. Сейчас она ходит в школу только из-за учеников.
До сих пор верю, что под Новый Год чудеса сбываются. Надеюсь, Вы прочитаете мое письмо и построите нам новую школу. Вы же все можете.»
Президент России действительно, все может. Но не прочитал Владимир Владимирович письмо маленькой Аминат из маленького селения Шаласи. Ответ пришел от Главного советника департамента письменных обращений граждан и организаций Ю. Куприна. Ответ пришел не Аминат, а в Правительство Республики Дагестан: « В соответствии с пунктом … и частью … Закона … просим в течение 15 дней представить информационную справку по вопросу, поставленному в обращении для подготовки ответа автору обращения».
Видимо, там, наверху решили ответить на «обращение автору обращения» своим обращением. О том, что надо построить новую школу, что надо включить этот объект в бюджет республики, о том, что для этого нужно выделить деньги, вопрос не возник. Самое главное для советника по письмам было – вовремя ответить.
Сельский сход
В августе 2013 года на сход собрались практически все жители селения Шаласи. Главный вопрос повестки дня – строительство новой школы. Медработница Зейнаб Абдулкадырова рассказала, как проходят будни в объединенном здании школы-ФАПа, что дети по нескольку раз за день обращаются к врачам – «у них в раннем возрасте давление уже скачет, а про зрение я вообще не говорю»…
Патимат Газиханова: «Родители не в курсе того, в каких условиях и с какими наглядными пособиями приходится учителям обучать их детей, оставшись после пожаа совсем без ничего. Лицезрей они процесс, давно бы засуетились и сами начали строить школу».
Гусейн Алиев, разнорабочий: «Мои сыновья закончили школу в этом селе, теперь учится дочь, но я знаю, что и мои внуки скоро будут тут учиться, а для этого нам нужна школа, вернее, нужно здание, в котором дети будут получать знания и воспитание. А они здесь даются крепкие. Я в курсе…»
Бахмуд Мирзаев, руководитель СПК: « Да, плохо, потому, что нам сегодня приходится говорить на эту тему, лучше бы школа стояла прежняя, но, как говорится, что было, то было, и какой толк теперь оглядываться и вздыхать? Необходимо принимать меры… Давайте объединимся и общими усилиями строить школу, а о помощи попросим. Не стыдно просить для благого дела».
Решение схода сельчан – обратиться к Главе МО «Дахадаевский район» Джарулле Омарову за поддержкой в строительстве школы в селении Шаласи.
Требования прокуратуры
Весной 2014 года жители селения Шаласи обратились со своей проблемой к Прокурору Республики Дагестан Рамазану Шахнавазову. В письме в частности, говорилось: «Мы, жители села Шаласи, коллектив школы, депутаты сельского и районного собрания, администрации МО «Дахадаевский район» обращались во все инстанции, вплоть до высшего руководства страны по вопросу строительства новой школы, но проблема остается до сих пор не решенной. Строительство школы не включено в инвестиционную программу Республики Дагестан. Тем самым мы фактически лишаем детей конституционного права на получение достойного образования».
Более, чем 250 шаласинцев подписали это обращение, которое поддержал Глава района Джарулла Омаров.
Меры прокурорского реагирования были, наверное, абсолютно законны с точки зрения буквы закона, но что они дали для решения проблемы, неизвестно. Прокурор района Магомед Раджабов провел проверку исполнения законодательства об образовании в муниципальном казенном образовательном учреждении «Шаласинская СОШ». И проверка вновь выявила те самые проблемы и недостатки, о которых говорят и пишут ученики, их родители, учителя, врачи, глава селения, местные депутаты, Глава администрации района, депутаты Народного Собрания РД.
Проверка установила, что:
- в приспособленных под школу помещениях фельдшерско-акушерского пункта с. Шаласи, где организован учебный процесс, безопасные условия обучения, воспитания обучающихся не созданы;
- отсутствуют помещения для организации питания, административно-хозяйственные помещения, гардероб и т.д.;
- в классах расстояние между рядами двухместных столов менее 60 см, а расстояние от первой парты до учебной доски менее 240 см.
- готовность школы к образовательному процессу в 2014-2015 году не проверена, соответствующий акт не подписан.
Какая школа, какая готовность, какие парты, какие доски? Школы как таковой нет. Парты и доски ученикам взамен сгоревших привезли из других школ как помощь.
В октябре 2014 года прошел суд, который принял решение признать незаконным бездействие администрации МО «Дахадаевский район» и Шаласинской средней школы в части непринятия мер по ведению образовательного процесса в условиях, безопасных для жизни и здоровья учащихся. Организовать строительство нового здания школы, отвечающего санитарным и строительным нормам и правилам.
Таким образом суд вызвал на свое заседание и наказал директора школы Минатуллу Гасановича Мирзаева, который делает все возможное для школы и пишет во все инстанции с просьбами о помощи в организации строительства нового школьного здания. Высокий суд потребовал организовать строительство нового здания школы, но не подсказал, откуда взять на это строительство деньги.
Будет ли в Шаласи новая школа?
Письма, обращения, заявления. В «Народный фронт», в «Единую Россию», Главе администрации МО «Дахадаевский район», депутатам Народного Собрания Республики Дагестан от Дахадаевского района, Министру образования РД, Прокурору РД, Председателю Правительства и Главе Республики Дагестан, Президенту России. Сельские сходы и митинги.
Нет результата. Надежда покидает родителей, которые переводят детей в другие школы, очень далеко от дома. Некоторые родители приходят к мнению, что лучше уж вообще не учиться, чем учиться за счет собственного здоровья.
Проблемы у учеников, у учителей, и у медиков, их приютивших. Медработники вынуждены принимать пациентов в условиях, приближенных к боевым, как невесело шутят сами медработники.
Каждое письмо, каждое обращение в разные инстанции вызывает некоторое оживление, но оно опять быстро затухает, и воз остается на месте.
Мы все знаем прописные истины о детях и нашем будущем, о необходимости образования и воспитания детей. Эти истины набили многим оскомину, но это истины. Мы обязаны вырастить, воспитать и обучить наших детей, так, чтобы они были лучше и умнее нас. Дети - будущее маленького села Шаласи, небольшого Дахадаевского района, большой Республики Дагестан и огромной Российской Федерации.
Давайте все вместе искать решение этой проблемы. Давайте вместе подумаем, может начать сбор средств по республике для строительства новой школы вместо сгоревшей? Может, пытаться внести проект новой школы в инвестиционную программу Республики Дагестан? Или может опять обратиться к Президенту страны, который, как сказала тогдашняя семиклассница, сегодня десятиклассница Аминат Курбанова, «может всё!»