МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Дагестан

И еще раз – подведение итогов года

Часть 1. Социально-экономическое развитие Республики Дагестан за 2014 год

Республика Дагестан взяла высокий старт в начале 2013 года и достигла за два года неплохих результатов. Нашему региону крайне необходимо расти темпами, опережающими другие регионы. Сегодня, в разгар общероссийского кризиса, нам надо четко понимать, где мы находимся и куда нам идти, в каком состоянии наша экономика, какие шаги будут наиболее действенными для роста благосостояния дагестанцев.

В Махачкале, в Национальной библиотеке имени Расула Гамзатова, прошло расширенное заседание коллегии Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. Вел заседание заместитель Председателя Правительства РД, министр экономики Раюдин Юсуфов. В работе коллегии приняли участие кроме сотрудников министерства экономики и представители других министерств и ведомств республики, муниципальных образований Дагестана, научных, учебных и общественных организаций, а также руководитель Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы Курбан Кубасаев и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан Башир Магомедов.

Вопросы повестки дня коллегии – подведение итогов социально-экономического развития республики за прошлый год, обсуждение меры по достижению целевых показателей по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в республике, подведение итогов реализации республиканской инвестиционной программы за 2014 год.

Итоги социально-экономического развития Дагестана за 2014 год

Начальник Управления макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства экономики и территориального развития РД Заур Гасанов в своем выступлении говорил о положительной динамике в 2014 году темпов большинства экономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Республики Дагестан. По сравнению с 2013 годом практически по всем экономическим показателям наблюдается определенный рост, зачастую намного превышающий результаты других регионов и всей России. Рост продукции сельского хозяйства составил 8,7%, инвестиций в основной капитал – 10%, строительства – 9,1%. Оборот розничной торговли вырос на 7%, объем платных услуг населению – на 5,2%, реальные денежные доходы населения – на 3,7%.

Однако в 2014 году снизилось производство электроэнергии, газа и воды на 9,1%, добыча полезных ископаемых – на 8,1%, а также не был выполнен крупный оборонный заказ из-за прекращения поставок комплектующих из Украины. Именно по этим причинам индекс промышленного производства в 2014 году составил 99%.

Как сообщил докладчик, продолжалось опережающее развитие Республики Дагестан, стабильно шло выполнение майских указов президента России, реализация Приоритетных проектов развития Республики Дагестан, обеспечивалось запланированное значение показателей социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов. Надо понимать, что все принимаемые меры – повышение инвестиционной активности, государственная поддержка бизнеса, активное жилищное строительство и подведение инфраструктуры, введение в строй новых промышленных и сельскохозяйственных объектов, высокие по сравнению с другими регионами результаты – это необходимое, но не достаточное явление. Дагестан является регионом, на 70% обеспечиваемым дотациями и субвенциями из Федерального бюджета, по уровню социально-экономического развития стабильно является одним из аутсайдеров среди регионов России, и нужны неимоверные усилия, немало лет интенсивного опережающего развития, чтобы Дагестан сравнялся со среднероссийскими регионами, вышел хотя бы в середняки.

Именно этим было вызвано принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года №1444 «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан». Для его реализации идет разработка и согласование с соответствующими федеральными органами отдельной подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2015–2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского Федерального округа на период до 2025 года».

Очень подробно рассказал докладчик о состоянии промышленного производства, строительства, сельского хозяйства, дорожного строительства, инвестиционной деятельности, потребительского рынка, бюджета республики, налоговых поступлений, уровня жизни населения, ситуации на рынке труда и занятости.

Выйди из сумрака!

Заур Гасанов отдельно остановился на невыполнении заданий по налогам. Так, в консолидированный бюджет Республики Дагестан в 2014 году поступило 82,4% от запланированного. Кроме объективных причин этого отставания, существует еще и огромный слой теневой экономики, от которой не поступает никаких налогов. В 2014 году продолжалась реализация приоритетной программы развития Республики Дагестан «Обеление экономики» по повышению налогооблагаемой базы муниципальных образований, выводу экономики из тени. За год в Государственный кадастр недвижимости внесено 70 400 участков и 113 200 объектов капитального строительства, причем на налоговый учет поставлено чуть больше половины участков и около 20% объектов недвижимости. Проверены 11 тысяч субъектов предпринимательства, обнаружено почти 3 000 незарегистрированных субъектов, незаконно осуществляющих предпринимательскую деятельность. На налоговый учет поставлены 56,3% от выявленных объектов. Непонятна судьба остальных 43,7% – они продолжают работать без регистрации или закрыты каким-то решением?

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Башир Магомедов поставил вопрос, волнующий бизнесменов Дагестана: учитывается ли при принятии актов и указов, ухудшающих положение предпринимателей, возможный эффект от этих ухудшений. Так, при увеличении налога на вмененный доход тысячи предпринимателей по всей республике закрыли свое дело. Подсчитан ли ожидаемый эффект от перерасчета стоимости имущества по кадастровой стоимости? Сегодня идет перерасчет в сторону увеличения коэффициентов расчета вмененного дохода на отдельные виды деятельности, что опять ухудшает положение предпринимателей.

Раюдин Юсуфов ответил, что ни один правовой акт не принимается без проведения оценки регулирующего воздействия. И вся информация вывешивается на соответствующих сайтах и направляется всем заинтересованным организациям. Что касается субъектов малого бизнеса, то у нас в республике большая часть его находится в тени. Общий объем налоговых поступлений от малого бизнеса в Дагестане – 2 млрд рублей, в то время как в Ставрополье, имеющем приблизительно такую же площадь и такую же численность населения, как Дагестан, ежегодно поступает около 5,5 миллиарда рублей. Оценочно теневой бизнес составляет сегодня от 40 до 60% от всего малого бизнеса республики.

Руководитель Дагестанского УФАС Курбан Кубасаев в продолжение темы о теневом бизнесе заявил, что ни одна властная структура не может дать четкие данные по количеству субъектов бизнеса. Предприниматели страдают от административных барьеров. Там, где есть неэффективные государственные предприятия, должен прийти частник, но для этого надо вывести его из тени. Необходимо обсуждение ситуации с конкурентной средой с участием ученых, собрать бизнес-сообщество. Есть множество вопросов, которые не решаются годами. И очень необходима открытая информация обо всех нормативно-правовых актах, о всех возможностях для финансирования субъектов бизнеса.

Удобная среда для бизнеса

Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Дагестана Муталим Яхьяев сообщил о том, что власть не создала удобную для бизнеса среду, не сформировала сбалансированную налоговую политику, административную нагрузку, и в таком положении львиная доля предпринимателей не готова работать в этом поле, ищет возможности выехать за пределы Дагестана и работать там. Необходим диалог с бизнес-сообществом, которого сейчас нет. Кроме того, непонятно, как в республике осуществляются антикризисные меры.

Действительно, в докладе не было ни слова об этом сказано, хотя дальнейшее развитие Дагестана и всей России в ближайшие несколько лет будет определяться борьбой с кризисными структурными и внешними явлениями, которые послужили причиной резкого падения курса рубля и снижения общероссийских экономических показателей.

Вице-премьер Раюдин Юсуфов ответил, что налоги в республике оплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, и Дагестан не имеет своих дополнительных налогов, которые бы как-то душили бизнес. Что касается выезжающих за пределы Дагестана бизнесменов, то они в других регионах вынуждены в разы больше платить, так как там гораздо более жесткий подход и жесткие требования к ведению бизнеса, и невозможно договориться с контролирующими органами так, как у нас в республике. Наша проблема – в нечистоплотности многих представителей контролирующих органов, которые, к сожалению, терроризируют бизнесменов и потакают тому, чтобы предприниматели не становились на официальный учет. Министр экономики сообщил, что план антикризисных мер Дагестана принят. Он состоит из 68 пунктов, предусматривает обеспечение стабильного развития, импортозамещение как в промышленности, так и в АПК, вопросы оказания содействия участию предприятий в федеральных целевых государственных программах Российской Федерации, поддержку моногородов. Нашими усилиями через «Внешэкономбанк» будет выделено около 1,3 миллиарда рублей на инфраструктуру города Каспийска. Город Дагестанские Огни переводится из второй категории в первую. Там предусмотрены вопросы и поддержки малого и среднего бизнеса. Планируется снижение налогов для предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, в первую очередь тех, кто занят материальным производством.

Кроме того, делается установка на то, чтобы в Дагестане государственные закупки при прочих равных условиях осуществлялись на предприятиях, находящихся в республике, конечно, не нарушая закона. Если молоко есть в Дагестане и по качеству и цене не уступает молоку из соседних регионов, надо покупать его тут, в республике.

Ситуация в столице

Заместитель главы города Махачкалы Хаким Ашиков рассказал о причинах введения новых коэффициентов расчета для отдельных видов деятельности, предусматривающих вмененный доход. С 2005 года этот коэффициент поднимался всего раз на 5%. После многочисленных жалоб власти города снизили новые коэффициенты. Теперь предприниматели будут платить только на 20% больше, чем раньше. Если вывести остальных предпринимателей из тени, то это компенсирует доходы, которые городская казна недополучает.

Городские власти создали рабочие группы, разбив город на 13 частей, создали межведомственные комиссии и провели полную инвентаризацию объектов бизнеса в Махачкале. Обнаружилось, что из проверенных 5 950 объектов на налоговом учете не состоит более 2 600, а из тех, которые состоят на учете, у более чем 6 000 работников не оформлены трудовые отношения с работодателями. Эти данные направляются в правоохранительные и налоговые органы, материалы – в инспекцию труда, но работа с органами идет очень слабо.

Городу нужна помощь в постановке на учет предприятий и предпринимателей, установке трудовых соглашений с работодателями, помощь от аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей, от профессиональных союзов предпринимателей и торгово-промышленной палаты. В городе наблюдается определенный прирост налоговых поступлений – около 125% в апреле от плановых значений, причем более 38% прирост по единому налогу на вмененный доход по сравнению с прошлым годом, не за счет коэффициентов, а за счет сбора налогов.

Раюдин Юсуфов потребовал от исполнительных органов строгого отношения к тем, кто не регистрируется. Их надо отрезать от инфраструктуры, от электричества, газа, отсечь от предпринимателей тех, кто их стрижет, заставить их либо зарегистрироваться в налоговой инспекции, либо прекратить незаконный бизнес. Мы все должны понимать, что бизнес незаконен, если он ведется без регистрации в соответствующих органах.

Результаты социально-экономического развития Дагестана за 2014 год известны, и это неплохие результаты. Но для дальнейшего развития нужен диалог, открытый и прямой диалог власти и предпринимателей. Нужны четкие правила игры – без езды на тех, кто возит, без бесконечных множественных проверок тех, кто регистрируется в налоговых органах и работает честно. Нужно, чтобы предприниматели знали, какие льготы и возможности для ведения бизнеса власти могут им предоставить, и чтобы получение этих льгот и возможностей не сопровождалось требованиями откатов и долей.

Читайте все новости Дагестана в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах