МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Дагестан

Тренды 2015 года и новая медиаплатформа

Мы хотим строить и развивать новый современный Дагестан, создавать и культивировать его положительный имидж

Мы все устали. Устали от непрерывного потока негативной информации, льющейся на нас с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров, из газет и журналов. «Инфляция», «депрессия», «кризис», «авария», «взрыв», «пожар» – эти слова стали привычными и обыденными. А всего 35 лет назад нам набивали оскомину другие слова: «урожай», «подъем», «строительство», «развитие», «социализм».

Действительно, проблем и тревог в активно меняющемся мире много, очень много, но эти проблемы и тревоги заслоняют то позитивное, что в нем все-таки происходит. За всем этим негативным информационным фоном мы не замечаем, что и сегодня в стране собирается урожай, создаются производства, активно, как никогда в истории страны, идет строительство, развиваются определенные отрасли экономики. Только с социализмом страна распрощалась, видимо, окончательно.

И для всей России, и для Дагестана в частности нужен другой информационный фон. Мы хотим, чтобы республика развивалась, чтобы к нам не боялись приезжать гости, чтобы то, что происходит в Дагестане сегодня, и хорошее, и плохое, находило адекватное отражение в СМИ. Мы хотим строить и развивать новый современный Дагестан, создавать и культивировать его положительный имидж.

Работой с теми, кто наполняет информацией сайты, газеты и другие СМИ, активно занимается Министерство печати и информации Дагестана. Приглашая журналистов и блогеров на круглые столы и презентации, привлекая их в качестве экспертов, министерство ищет пути взаимодействия с ними и условия для совместной позитивной работы. Однако далеко не всегда удается найти общий язык, далеко не всегда чиновники министерства понимают, что происходит в медиапространстве.

Тренды 2015 года

В Центре этнической культуры в Махачкале в конце марта министр печати и информации Дагестана встретился с блогерами и представителями средств массовой информации республики. Министр представил свое видение основных информационных трендов Дагестана и предложил присутствующим рассказать о своем понимании главных направлений информационной работы.

В качестве преамбулы к разговору было представлено облако информационных тэгов Дагестана. Самые крупные по количеству упоминаний тэги – «Приоритетные проекты» и «70 лет Победы», мельче – «Туризм» и «Дербенту 2000 лет», еще мельче – «Дагестанцы» и «Год садоводства». «Год литературы» по количеству отстает от основных трендов. Еле заметны слова «экономика», «улучшение». Не понятен отбор тэгов. Не отмечены, например, тэги, связанные с визитной карточкой Дагестана – народными художественными промыслами.

«Терроризм», «экстремизм», «коррупция», «чиновники» и многие другие отрицательные тэги, скорее всего, вошли в другое, «черное» облако тэгов, и не были представлены в презентации.

К обсуждению была предложена тема «Информационные тренды 2015 года», но все время было посвящено освещению терроризма и экстремизма в СМИ Дагестана.

По данным министерства, количество публикаций по этой теме за год выросло втрое. За период с 1 января по 20 марта 2015 года опубликовано почти 60 тысяч документов против без малого 20 тысяч за такой же период в прошлом году.

Настораживает резкий скачок количества авторов по всей России, пишущих по теме терроризма и экстремизма в Дагестане. Этот рост ничем не спровоцирован, и цифры вызывают сомнения. В течение последнего года большая часть внимания журналистов и средств массовой информации переключилась на трагические события на Украине, и публикаций о так называемом дагестанском терроризме и экстремизме в электронных СМИ стало намного меньше. Самих всплесков экстремизма в Дагестане стало гораздо меньше, чем в 2013 году.

Тема борьбы с религиозным экстремизмом вызвала споры между участниками встречи. Началось с абсурдных идей, например, делать комиксы о террористах, высмеивать их и создавать отрицательный образ экстремистов. Вторая идея заключалась в том, что надо решать все с точки зрения философии. Правда, какой именно философии: марксистско-ленинской или постмодернистской, так и не довелось услышать.

Директор РИА «Дагестан» Магомед Магомедов предложил метод героизации представителей правоохранительных органов и дегероизации бандитов. «К сожалению, взгляды некоторой части населения прямо противоположны – это можно увидеть по соцсетям и Интернету. Хочу сказать, что представители правоохранительных органов слабо взаимодействуют со СМИ, не обращаются за помощью. В этом направлении тоже нужно работать», – отметил он.

Блогеры говорили о том, что в первую очередь нужно работать с теми, кто легко может попасть под влияние экстремистской идеологии. «Это молодое поколение в возрасте от 18 до 25 лет. Необходимо визуализировать информацию в картинках, мультфильмах, кинофильмах, выкладывать в соцсети. Использовать механизмы скрытого воздействия, которые применяют вербовщики, но использовать это во благо», – предложила блогер Сабина Курбанова.

В рамках Года литературы было предложено провести литературное караоке. По поводу 2000-летия Дербента журналисты решили организовать выезд в цитадель «Нарын-Кала» и уже в ней ночью у костра поговорить о легендах старого города и древней крепости, снять фильм об этом приключении и рассказать о нем на своих площадках.

Азнаур Аджиев призвал блогеров и журналистов рассказывать обо всем позитивном, происходящем в Дагестане, и предложил темы для обсуждения и освещения в СМИ и социальных сетях. Это 70-летие Победы, юбилей Дербента, Год литературы, Год садоводства, 280-летие Кизляра, работа по приоритетным проектам развития Республики Дагестан и многое другое.

Основная часть блогеров Дагестана имеет собственные интересы, обычно не имеющие никакого отношения к информационным трендам Дагестана и всей России. Для блогера общение в социальных сетях – форма отдыха от основного вида деятельности. Надо находить способы привлекать к работе активных и популярных авторов.

Диалог – Безопасность – Развитие на Каспии

В Доме дружбы в Махачкале прошел круглый стол «Каспийская медиаплатформа. Диалог – безопасность – развитие», организованный министерством печати и информации Дагестана. В круглом столе приняли участие министр печати и информации Дагестана Азнаур Аджиев, министр по национальной политике республики Татьяна Гамалей, заместитель министра культуры Дагестана Елена Гарунова. Загадочным для всех было участие в мероприятии делегации из Франции. В состав делегации вошли атташе по культуре и СМИ посольства Французской Республики в Российской Федерации Симеон Мирзаянц, старший советник президента компании «Orange Fab France» по коммерческим вопросам Серж Ферре, генеральный директор компании «Ob’vious» Янник Транче.

Круглый стол был созван для того, чтобы обсудить новую медиаплатформу, цель которой – создать среду, объединяющую усилия творческой молодежи, лидеров общественного мнения, журналистов, экспертов отрасли. По данным министерства, аудитория интернет-СМИ растет ежегодно на 9 процентов на фоне снижения доли традиционных печатных СМИ на 1–3% в год. Сегодня интернет-аудитория составляет около 90% потребителей информации, а газеты и журналы – около 16%.

Министр рассказал о планах по созданию Каспийской медиаплатформы, которая будет решать следующие задачи: устранение неравенства территорий и социальных групп в получении информации; формирование нового поколения в журналистике, подготовленного по мировым отраслевым стандартам; изменение внутренних и внешних стереотипов о Дагестане.

Уже начато формирование большого жюри с участием звезд медиаотрасли – Татьяны Мининой, Марианны Максимовской и Сергея Брилева, людей, которые будут поддерживать новый контент своими именами и вкладом в работу. Они будут проводить смотр идей, отбирать лучшие из них и выступать экспертами при работе над ними.

К обсуждению были предложены вопросы: готовы ли участники круглого стола определять ключевые темы для создания контента на новой площадке и распространять лучший контент, произведенный таким способом, через свои СМИ, приглашать на работу популярных авторов, проводить переподготовку кадров в такой среде, стать экспертом медиаплатформы?

По сути, озвученные вопросы – это небольшая часть задач, ежедневно решаемых каждым СМИ. Все газеты ищут новые темы, новых авторов, новые тексты. Новая площадка интересна, но смысл ее появления остался многим непонятным. Обсуждался вопрос и о подготовке кадров в журналистике. Дагестанские СМИ давно сотрудничают с Дагестанским государственным университетом. Современную форму подготовки авторов осуществляет также «Школа гражданской журналистики».

Представители делегации Франции рассказали о причинах своего приезда в Дагестан. Им было предложено осуществить международную экспертизу «Каспийской медиаплатформы» и принять участие в праздновании 2000-летия Дербента. По словам Сержа Ферре, увиденное в Дагестане очень интересно, и представители Франции готовы к установлению долгосрочного сотрудничества.

Сегодня вопросов больше, чем ответов. Так и остался открытым вопрос, что это будет за платформа: электронное СМИ или бумажное с электронным дублированием? В каком качестве будут принимать в нем участие французы? Кто финансирует этот проект? Привлечение профессиональных журналистов, которые могут поставлять хороший контент, стоит определенных денег. Если мы говорим о каспийской медиаплатформе, то нужно привлекать к работе в ней страны Прикаспия? Если мы говорим об аудитории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, то нужно привлекать к работе представителей СМИ регионов всего Российского Кавказа.

Гости из Франции уехали в Дербент посмотреть «Нарын-Калу» и увидеть, как готовится город к празднику. Часть делегации два дня провела в Кала-Корейше, опустевшем сегодня селении Дахадаевского района, которое было в свое время главным распространителем ислама в Дагестане и на Северном Кавказе. Общаться с жителями района французам помогала переводчица с даргинского на французский, специально для этой работы приехавшая из Франции.

Мастер-класс

Мы уже привыкли к тому, что в Дагестан приезжают с лекциями и выступлениями ученые, политики, специалисты в разных отраслях. В день объявления о создании новой медиаплатформы перед журналистами и блогерами выступил бывший руководитель пресс-службы зимней Олимпиады Сочи-2014 Павел Нефедов. Он провел мастер-класс «Создание туристической привлекательности, преодолевая культурные стереотипы. Примеры Сочи-2014 и юбилейные мероприятия ВДНХ». Он рассказал, как можно, используя мощнейшие рычаги – выступление президента России на нескольких языках, привлечение космонавтов для пиара, установка катка в центре Гватемалы в 40-градусную жару – победить в конкурсе на право проведения Олимпийских игр. Отметим, что была упомянута и другая группа, наверное, тоже специалисты по пиару, которые работали непосредственно с теми, кто голосовал при выборе олимпийского города. Какую работу проводила эта «другая» группа с выборщиками, сколько России стоила эта невидимая работа, уже не узнает никто.

Мы привыкли проводить какие-то пиар-компании, продвигать свои инициативы и решать вопросы с минимальным бюджетом или вообще без бюджета. А тут звучит рассказ о решении вопроса с привлечением всей финансовой мощи Российской Федерации, всех ее ресурсов. В ситуации с Олимпиадой Россия готова была пойти на любые пути и на любые расходы ради решения этой задачи. При таких расходах и возможностях можно было не то что Сочи, а наше Чиндирчеро в Акушинском районе Дагестана сделать олимпийской столицей и отстроить вокруг этой зоны отдыха целый город Нью-Сочи, затратив на эти цели гораздо меньше, чем около 50 миллиардов долларов, потраченных на Олимиаду-2014. Если бы нам рассказали, как можно провести пиар-компанию с минимальным бюджетом, с опорой только на собственные мозги и силы, только с моральной внешней поддержкой, то такому мастер-классу цены бы не было.

С одной стороны создается новая медийная площадка, на которую потребуются немалые средства. С другой стороны урезается бюджет республиканских, районных и городских газет Дагестана, газет с определенным постоянным кругом читателей. Не лучше ли найти другие способы оптимизации расходов республиканского бюджета, сократив излишне раздутый чиновнический аппарат министерств и ведомств? Оживление работы республиканской прессы, в том числе на языках народов Дагестана, не потребует дополнительных расходов из бюджета республики, но даст положительный эффект увеличения числа читателей бумажной и электронной версий газет.

Нужно расширять сотрудничество и с независимыми СМИ, и с отдельными блогерами. Нужно учить молодых журналистов подавать информацию ярко и интересно. И нужно находить способы для того, чтобы и журналисты, и блогеры публиковали материалы, освещающие то хорошее, что происходит в республике, чтобы они были заинтересованы в положительном имидже Дагестана.

Все три мероприятия, организованные министерством печати и информации, не имели большого смысла. Разговор о трендах был сведен к теме экстремизма. Предлагаемая новая медиаплощадка дублирует существующие. Мастер-класс был вообще насмешкой над нами и нашими бюджетами. Давайте как-то осмысленнее работать. Мы, журналисты и блогеры, готовы поддержать хорошие начинания.

 

Читайте все новости Дагестана в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах