МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Дагестан

Рожать, бежать, стрелять…

Рост населения у нас не соответствует развитию экономики

В конце 1980- начале 1990-х гг. Дагестан столкнулся с невиданным ни до, ни после демографическим всплеском и одновременно обвальным экономическим спадом, последствия которого не преодолены до сих пор. Ежегодно рождалось на 10 тысяч детей больше чем за 10 лет до того или через 10 лет после. Это был исторический рекорд по числу рождений за всю историю Дагестана.

Уже при рождении этим детям была отведена роль «лишних» людей. Все эти годы они росли в атмосфере смутного всеобщего недовольства, кризиса, хаоса, коррумпированности власти и сегодня, с врожденным чувством органического неприятия действительности они повзрослели и вступили во взрослую жизнь. Кто-то из недовольных взял автомат и ушел в лес, кто-то сидит за уголовное преступление, кто-то просто не смог найти себя и влачит жалкое существование… В дисбалансе демографии и экономики кроется путь к пониманию природы нынешней нестабильности в Дагестане.

Новый демографический всплеск начался в Дагестане в 2008 году. Таким образом, начало следующего витка спирали напряженности придется примерно на 2025 год. (Таблица 1)

На протяжении тысячелетий в тяжелые времена рождаемость у народов, переживающих войны, голод или эпидемии, снижалась. Происходило это без всякой команды или политики, без регулирования или прогнозирования, на уровне простых человеческих рефлексов. Повинуясь только тревоге за судьбу потомства, тысячи семей охватывало синхронное нежелание заводить много детей. Бывало, что этот механизм не срабатывал, и тогда в неблагополучные эпохи множество молодых людей оказывалось «лишними» и обездоленными. И в действие вступали естественные механизмы корреляции численности населения: войны, эпидемии, голод… А пережившие катаклизмы тверже запоминали урок, дошедший до нас в виде народной приметы: «Много рождается мальчиков, - быть войне».

Сейчас, несмотря на экономический рост, общественно-политическая ситуация в Дагестане далека от стабильности. За последние годы в Дагестане уже погибли или были ранены сотни сотрудников правоохранительных органов. Арестованы или уничтожены сотни экстремистов. Но за годы боев никакого перелома так и не произошло. В обществе сложилась самовоспроизводящаяся инфраструктура террора. Войне нескольких десятков активных экстремистов и нескольких десятков тысяч сотрудников правоохранительных структур пока не видно конца. Ситуация, очевидно, зашла в тупик и даже власти воспринимают ее как тупиковую и не обещают скорого решения.

Мы возвращаемся к теме экстремизма потому, что ожидаем серьезного обострения социальной, а затем и политической обстановки в Дагестане. Экономический кризис уже привел и еще приведет к падению реальных доходов населения.

Разумеется, на самом деле существует связь между уровнем социально-экономического развития страны и экстремизмом. Но связь эта – не линейная. Нельзя, к примеру, дать экстремисту денег и ожидать, что он теперь откажется от своих радикальных взглядов. Связь эта опосредована сложными процессами, которые можно назвать «демосоциальным уплотнением».

Демосоциальное уплотнение

Термин «демосоциальное уплотнение» введен нами для обозначения баланса трех важнейших социальных процессов: динамики (роста-убыли-миграции) демографических показателей, социально-экономических показателей общества и степени распространенности индивидуалистических (потребительских) настроений. Необходимость выделения данного показателя определяется тем, что он является, на наш взгляд, универсальным ключом к пониманию природы политической стабильности.

Очевидно, что социальная, а вместе с ней и политическая стабильность зависит от того, растет ли экономика (и благосостояние) общества, поспевает ли рост экономики за ростом населения и ростом запросов индивида. В целом, если эти условия соблюдаются и общество развивается поступательно, то не возникает оснований для развития социальных проблем и, вследствие их, радикализации политической оппозиции.

В Дагестане, очевидно, демографический прирост населения заметно опережает экономическое развитие общества. С одной стороны, вступают во взрослую жизнь многочисленные поколения конца 1980- начала 1990-х. С другой стороны, рождаемость сейчас хоть и снизилась, но все же остается выше материальных возможностей общества.

Именно эти поколения 1980-1990-х и представляют сейчас наибольшую проблему как питательная база для вербовки экстремистами.

Откуда взялись «лишние» люди?

В 80-е годы по всей России наблюдалось поднятие рождаемости, продолжавшееся около 7 лет, обусловленное мерами государственной политики. Имело место оно и в Дагестане. Но в начале 1990-х в России рождаемость опять начала снижаться, а смертность резко выросла. А Дагестан отличался от большинства районов России наиболее высокой рождаемостью и наиболее высокими темпами прироста населения. (Таблица 2)

Кроме того, в последнее время в Дагестане всё большее распространение получило заключение брака по шариату, без регистрации в органах загса. Отсутствие учёта таких браков существенно влияет на достоверность показателей брачности и рождаемости.

Кризис 1990-х годов ударил по демографии Дагестана. Но в Дагестане все годы кризиса рождаемость оставалась высокой, одной из самых высоких в России. Это усиливало нагрузку на работающую часть общества.

Сегодня обилие социально активных граждан представляет собой проблему для республики. Дагестан недостаточно развит экономически, чтобы обеспечить всех хорошей высокооплачиваемой работой, а запросы населения поддерживаются на высоком уровне. Кроме того, высоким остается уровень социального расслоения, что усиливает ощущение несправедливости и недовольство.

Если бы не терроризм, на «лишних» людей наше общество даже не обратило бы внимания. А ведь уголовных преступлений в наше время в Дагестане совершается во много раз больше, чем террористических актов. Проблема «лишних» проявляется широкой полосой нестабильности общества. Она создает фон глухого недовольства и хотя лишь немногие берут оружие в руки, не - удивительно, что экстремистам в сочувствующей среде легко удается вербовать себе новых сторонников.

Таким образом, сегодняшние политические проблемы Дагестана, в том числе экстремизм, являются следствием быстрого демографического роста, опережающего экономическое развитие общества. Дагестан – часть единого политического пространства России, и потому помощь из российского бюджета отдаляет действие естественных регуляторов численности населения. Но тем не менее эта помощь не может полностью компенсировать отставание Дагестана в экономическом развитии. И потому республике нужна грамотная и эффективная политика в области планирования численности населения и ускорения экономического развития.

Читайте все новости Дагестана в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах