МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Дагестан

Южная столица России

Среди городов Юга России уже обозначился несомненный будущий лидер - Махачкала

Неформально, в России сегодня две столицы - Москва и Санкт-Петербург. Москва – это и душа и мозг России. Питер, Северная столица - это славные страницы имперского прошлого, видный культурный и интеллектуальный центр, настоящая столица русской вестернизации.

К этим городам объективно должна присоединиться третья, Южная столица России. Юг России быстро растет демографически и миграционно. Рождаемость здесь – самая высокая по России. Кроме того, на юг России приехали и продолжают приезжать сотни тысяч граждан закавказских республик и северокавказских автономий самой России. Через несколько лет число вступающих в трудоспособный возраст на Юге России в разы будет превышать аналогичный показатель в Центре и на Севере страны. И тогда, на Юге России начнется самый настоящий экономический бум.

Иными словами, Юг России – самый перспективный макрорегион страны. И среди городов Юга России уже обозначился несомненный будущий лидер.

Объективно, единственным городом, который может претендовать на звание Южной столицы России является Махачкала.

За последние годы Махачкала сделала стремительный рывок вперед, превратившись из областного захолустного городка в стремительно развивающийся мегаполис. Население столицы Дагестана удвоилось, превысив 750- тысячный рубеж. Махачкала стала самым крупным городом Юга России, с большим отрывом обогнав и Краснодар, и Сочи, и Ставрополь, и Грозный…

Но, помимо того, Махачкала - единственный город в России, обладающий огромным потенциалом для дальнейшего роста. Махачкала уже срослась с соседним Каспийском, население которого перевалило за 110 тысяч человек. Вокруг Махачкалы, фактически, сформировалась агломерация из поселков, тянущаяся на сотни километров от Сулака до Манаса. На этой территории уже проживает население, превышающее миллион человек.

А самое главное – Махачкала остается самым притягательным местом для переселения еще сотен тысяч дагестанцев.

В большинстве регионов России в областном центре проживает около половины населения. Это вызвано не только общемировой тенденцией к урбанизации, но и трудными климатическими условиями России, ее огромными пространствами. Урбанизация в России – это средство «устранения пространства». Урбанизация позволяет в сотни раз уменьшить расходы на создание комфортной для жизни инфраструктуры.

Тем более, урбанизация полезна для Дагестана, так как рельеф Дагестана сложнее, чем где бы то ни было.

К примеру, население всего одной многоэтажки в Махачкале равно населению небольшого селения в горах. Протянуть коммуникации от одной многоэтажки к другой – дело двух-трех дней для одной бригады рабочих. Цена вопроса – 5-6 миллионов рублей.

А чтобы в горах протянуть дорогу, газ, свет и воду от одного селения к другому на расстояние, скажем, в 12 километров, надо денег в 300 раз (!) больше - около 1,5 миллиарда рублей. При этом, газ и канализацию провести во многие сельские поселения просто невозможно.

Человеку свойственно стремиться к комфорту и потому остановить урбанизацию практически невозможно. Исходя из нынешнего положения дел, население Махачкалы может быстро удвоиться и превысить полтора миллиона человек.

Если этого до сих пор не произошло, то только потому, что быстрый рост Махачкалы настолько пугает республиканские власти, что они всеми силами пытались на протяжении двадцати лет сдержать рост столицы.

Главным инструментом сдерживания выступает изъятие у города средств, что ведет к острому дефициту социальных объектов – школ, больниц, детских садов, поликлиник и т.д. Ежегодно, работающая Махачкала собирает около 20 миллиардов рублей налогов – в несколько раз больше, чем весь остальной Дагестан. И львиная доля этих средств попадает в бюджет бедного дотационного Дагестана.

Сама Махачкала не только не является дотационной, но и на протяжении многих лет является донором для республиканского и российского бюджета.

Если бы Махачкала, как, к примеру, Санкт-Петербург и Москва, была городом федерального подчинения, то собираемые в городе налоги оставались бы в Махачкале. Бюджет города сразу утроился бы. В течении двух-трех лет удалось бы построить десятки новых школ, больниц, детских садов, поликлиник.… Все социальные проблемы города были бы быстро решены.

В этом случае притягательность Махачкалы для миграции дагестанцев усилилась бы еще больше. Население Махачкалы быстро увеличилось бы до полутора миллионов человек, а может, и сверх того.

Новые рабочие руки, новые трудовые ресурсы еще больше усилили бы и без того динамично развивающуюся столицу. Сегодня Махачкала может стать крупным индустриальным центром в масштабах всей России. Махачкала может производить мебель, текстиль, обувь на общероссийский рынок в больших количествах. Сразу нашлись бы и инвесторы, способные вложить крупные средства в расширение этих производств.

И тогда мигранты, испытывающие сегодня дискомфорт в южных регионах России из-за растущего самосознания казачества, роста национализма, притеснения властей, выбрали бы путь в Махачкалу. В Махачкалу вернулись бы десятки тысяч дагестанцев, уехавших ранее в другие регионы России. Они привезли бы с собой и свой опыт предпринимательской деятельности, и свои капиталы, порой немалые. А от этого инвестиционная активность в Махачкале только бы возросла.

Бюджет Махачкалы сразу утроился бы только лишь от того, что собственные налоги оставались бы в распоряжении города. Неизбежный экономический бум увеличил бы его еще больше. Но, кроме того, столичные города России получают огромные дивиденды от одного своего статуса. В федеральном бюджете, в бюджетах министерств и ведомств закладываются средства на развитие центров – и речь идет о десятках миллиардов рублей ежегодно.

Быстрый рост инвестиционной активности в Махачкале, получи она статус федерального города, принес бы еще десятки миллиардов рублей налоговых отчислений.

Нужно признать, что пока Махачкала не стала центром притяжения для всего Юга России. И на это есть объективные причины. Сегодня инвесторов пугает само слово «Дагестан». Ужасы 1990-х годов постепенно уходят в прошлое, но до сих пор Дагестан остается самым сложным регионом России. Нападения на полицию, убийства религиозных деятелей, бесконечные спецоперации делают инвестиции в город, который является столицей Дагестана настоящим безумием.

На мой взгляд, и Дагестан в целом сильно выиграл бы от выделения Махачкалы в самостоятельный субъект Федерации. Сегодня Махачкала ежедневно дает работу десяткам тысяч дагестанцев. А если дела у города пойдут еще лучше, Махачкала будет давать работу сотням тысяч. И тогда, для дагестанцев совсем исчезнет необходимость в миграции в далекие уголки России или за рубеж. Зачем куда-то далеко уезжать на заработки, если можно работать в двадцати-тридцати километрах от собственного дома, получая вполне достаточное вознаграждение за свой труд?

Сегодня ситуация складывается просто парадоксальная. Махачкала собирает почти все налоги Дагестана, но на одного махачкалинца выделяется в несколько раз меньше бюджетных денег, чем на жителя отдаленного депрессивного района. Остается удивляться, почему республиканская власть, существующая на деньги махачкалинцев, так открыто пренебрегает махачкалинцами, относясь к ним как к людям «второго сорта».

Иногда даже удивляет, насколько отношение к Махачкале со стороны республиканских чиновников является потребительским, а порой – варварским.

Все мы помним, какое «светопредставление» устроили энергетики несколько лет назад в Махачкале с молчаливого одобрения тогдашнего президента Дагестана Муху Алиева. В канун новогодней ночи, в самые сильные морозы, энергетики стали поочередно отключать микрорайоны столицы. Формальным поводом стал долг столицы за электроэнергию – в сумме около миллиарда рублей. Но на самом деле, требовали «за долги», то есть бесплатно, энергохозяйство столицы – собственность, которая тогда оценивалась примерно в двенадцать миллиардов рублей. На предложение Главы города Саида Амирова выкупить разводящие сети по рыночной стоимости, с зачетом долга, энергетики ответили высокомерным отказом – настолько они были уверены в успешности рейдерского захвата.

Чтобы еще подлить масла в огонь, «случайно» отключили Кизилюрт, где стоят насосы, подающие воду к Махачкале. Город остался не только без света, но еще и без воды, без отопления. Стоящие морозы привели к частичному заморожению системы – собственность в миллиарды рублей одномоментно была уничтожена.

Рейдерское давление ослабло только тогда, когда ситуация стала выходить из-под контроля. Толпы горожан, доведенных до отчаяния, стали захватывать подстанции и самовольно включать свет. Досталось даже кому-то из тех, кто непосредственно отключал рубильники. В ситуацию вмешался лично Владимир Путин, который запретил отключения даже ради выбивания долгов.

Сегодня некоторые организаторы того рейдерского давления в бегах или под следствием. В Пятигорске, где сидят чиновники, отдававшие приказы на отключение Махачкалы от всех социальных благ, теперь другие порядки.

Но ни один дагестанский чиновник, «крышевавший» это варварское разрушение собственности столицы так и не понес наказание.

А это значит, что мы, махачкалинцы и далее не защищены от самых варварских, самых диких атак, которые могут разрушить нашу собственность и наш быт.

Прихоть, корысть, злой умысел какого-нибудь высокопоставленного чиновника, по прежнему, может в любой момент нанести страшный вред самому перспективному городу России.

Читайте все новости Дагестана в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах