Магомед Дибиров - художник из Хасавюрта. Его работы всегда живы и актуальны, но при этом, одновременно, исполнены тайного смысла. Посмотреть на его картины приходят и те, кому просто интересно увидеть Рамзана Кадырова в доспехах римского центуриона и те, кто ищет в его работах глубочайший смысл и ответ на актуальные вопросы мироздания.
На днях «Первая галерея» (Каспийск) представила персональную ретроспективную выставку работ дагестанского художника Магомеда Дибирова «В составе федерации-2», в которой объединена живопись за довольно большой временной отрезок – с 1997 по 2012 годы. Творчество Магомеда Дибирова всегда интересно. Оно злободневно и вечно актуально. Эта выставка - предмет особого интереса, так как показала трансгрессию художника, его изменение и перемены в его миропонимании.
За пятнадцать лет работы Дибиров принимал участие в 30 проектах современного искусства, демонстрирующих мастерство художников Кавказа и России. Три из них – персональные выставки.
В 1991году он закончил художественно-реставрационный лицей в Санкт-Петербурге. Заслуженный художник РД, работы которого хранятся в Художественной Галерее Современного искусства «Первая галерея», Дагестанском Музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, частных и корпоративных коллекциях Дагестана, России и за рубежом.
Каждая выставка Магомеда Дибирова, проходившая в Дагестане, запоминалась своими работами, - яркими, ироничными, выделяющимися глубиной и остротой суждений автора. Но собранные воедино, эти работы позволяют провести некий анализ, судить о трансформации художественного взгляда и убеждений автора, его социализации и модификации во времени. Работы автора демонстрируют зрителю не только огромную любовь, гордость и преклонение перед историей и традициями родного края, но и присущий ему природный острый юмор, редкую способность смело высказывать сатирические реплики против существующего строя. Он, в каком-то роде, революционер, не желающий примиряться с происходящими в обществе процессами и четко выражающий посредством кисти и холста свое мнение.
На мой взгляд, он – сугубо дагестанский художник, ибо картины его с трудом сможет прочесть среднестатистический россиянин, или даже иностранец. Только нам, кавказцам, понятен смысл изображенных на картине «Гости» множества поношенных туфель – мужских и женских. Несведущему глазу они покажутся бесформенной массой чьей-то обуви, сваленной в углу. У нас же – это предмет гордости, свидетельство дружбы, солидарности и взаимовыручки большой семьи родственников, приходящих все вместе отмечать радость или помочь в беде близкому человеку. Это - наше, дагестанское, традиционное… Магомед Дибиров легко угадывает и затем отражает на холсте все, по его мнению, важнейшие общественные противоречия («Противоречия», 2011 год), иногда так явно и четко, что как бы подталкивает нас к верному решению. Обозначает ненужность разногласий, их бессмысленность и безнадежность.
В работах Дибирова ярко демонстрируется его отношение к религиозному фанатизму, остро и ясно представлена картина будущего фанатика, человека без судьбы и без лица, без семьи и без любви к ближнему, без надежды, и в итоге - без жизни. Резко и зримо представлена точка зрения автора в работе «В составе федерации». Мысль, конечно, не может нравиться, но от этого она не становится неправдой. Художник прав, тысячу раз прав. Дагестан – именно тот «самопальный», раскрошенный кирпич в монолитной стене России, и этого не изменишь. Эта картина многое поясняет, открывает горизонты для осмысления, наглядно демонстрирует все, от чего хочется отвернуться, забыть и чего всем бы хотелось избежать. Коррупция, преследование личных интересов за счет государственных, взяточничество и воровство – вот чем «славится» республика. Хотя дагестанцы всегда возвеличивали родину своим талантом, умениями и мастерством в ремеслах, искусстве, обычаях, почитанием старшего поколения, уважением к традициям своего народа и многим другим, что пережило века. Теперь же, реалии таковы, что все это может стать трухлявой кирпичной крошкой, превратиться в песок и развеяться ветром времен. Тяжелых, полных испытаний и тревог времен…
Интересно, что просматривая картины в хронологическом порядке, видишь путь художника, который он прошел от бунтаря, как в более ранних своих работах («Кактус империи», 1997 г., «Арест пропогандиста»», 1998 г.) до интеллигента, разочарованного примитивизацией общества («Вдохновение мясника», 2012, «Молчание ягнят», 2011). И это уже несомненный успех «Первой галереи».
В коллекции работ Магомеда Дибирова, отдельная тема – портретное творчество. Понять художника можно – ведь личности, изображенные на портретах – люди, несомненно, сильные, волевые, известные и самодостаточные. Дибиров в портретном творчестве избрал именно этот путь – изображать популярных политиков, и довольно преуспел в этом направлении. Выбранные им личности, несомненно, уникальные и потому изображение их непременно заточено на успех среди зрительской аудитории. Их знают, кого-то уже просто помнят, но интерес к ним не ослабевает никогда.
На мой взгляд, Магомед Дибиров мог бы стать очень хорошим дипломатом – если бы не стал прекрасным художником: его отменный опыт в знании человеческой психологии и умение разбираться в общественно-политических ситуациях могли бы пригодиться многим политикам Дагестана и России. Его вклад в современное изобразительное искусство Дагестана обогатился бы весьма ценными достижениями в политике и умении видеть и решать проблемы общества. Решать их сегодня. Четко. Ясно. Верно. Как в своих картинах.