Воспевая кубачинские узоры…

От нас ушел последний из именитых кубачинских златокузнецов старшего поколения

17.05.2018 в 10:09, просмотров: 1564

На 88-м году жизни скончался Заслуженный художник России, Заслуженный деятель искусств Дагестана, ювелир Гаджиомар Бахмудович Изабакаров.

Воспевая кубачинские узоры…
Гаджиомар Изабакаров

Более пятидесяти лет он делился опытом и знаниями с учениками Кубачинской средней школы. Смерть Учителя – большая потеря для учеников Кубачинской общеобразовательной средней школы с углубленным изучением основ кубачинского ювелирного искусства. Ведь еще вчера на уроках Гаджиомара Изабакарова они могли прикоснуться к великому таинству резца, к волшебной серебряной сказке. Мастер был наставником для сотен одаренных кубачинцев, признанных ныне ювелиров-серебряников. Уход Мастера – утрата для всего дагестанского ювелирного искусства.

Гаджиомар Изабакаров родился 1 января 1931 года в семье потомственного мастера-ювелира. В 1938 году он поступил в кубачинскую семилетнюю школу. С малых лет он учился у отца искусству гравировки, а в свободное время рисовал орнаменты. В тяжелое время Великой Отечественной войны в Кубачи была открыта школа фабрично-заводского обучения по художественной обработке металла, где Гаджиомар вместе со сверстниками учился мастерству гравировщика.

Окончив в 1947 году с отличием семилетку в Кубачах, Гаджиомар Изабакаров более года проработал гравировщиком в кубачинской артели «Художник». В 1949 году он поступил в Буйнакское педучилище, откуда в марте 1952 года был призван в армию. Демобилизовавшись в конце 1955 года, он заочно окончил училище и вернулся на работу в артель. Ни на минуту не забывая о своем любимом деле, он заполнял альбомы вариантами орнаментов, изучая средневековые каменные рельефы, украшающие дома кубачинцев, орнаменты надмогильных памятников, а также медночеканную и бронзовую утварь из домашних музеев сельчан.

В 1960 году Гаджиомар Изабакаров, выдержав конкурс в 7 человек на место, поступил на художественно-технологическое отделение Московского технологического института Министерства местной промышленности РСФСР. Во время учебы, кроме стипендии, он получал среднюю зарплату мастера кубачинской артели, куда и вернулся в качестве художника-технолога после окончания института в 1963 году.

            В 1962 году коллектив преподавателей кубачинской школы добился права официально преподавать своим юным землякам ювелирное искусство. С 1965 года учителем основ кубачинского искусства и завучем производственного обучения стал Гаджиомар Изабакаров. Он и взялся за разработку уникальной программы изучения нового и самобытного предмета. В 1979 году им было издано учебное пособие «Основы кубачинского искусства», в 1981 и 1986 году – школьные программы по основам кубачинского искусства и художественной обработке металла.

В ответ на вопрос о том, что является основой знаний для ювелира, прославленный мастер признавался: «Даже когда идет педсовет, я кладу перед собой лист бумаги и рисую, я без орнаментов не могу жить». И он действительно жил своими орнаментами, воплощая в металле самые сложные и фантастичные задумки и возвращая к жизни секреты мастерства своих предков. Достаточно сказать лишь о восстановлении им утраченной технологии «выемчатой эмали», далеко уходящей корнями в древность эпохи Древнего Египта и Ассирии. Этой технике он обучал на факультативе школьников с 1975 года.

Сервиз работы Гаджиомара Изабакарова

Словно слыша зов древних предков-златокузнецов, Гаджиомар Изабакаров чувствовал, думал, смотрел на мир через орнамент. Стремясь достичь гармонии подлинной красоты, интуитивно собирал фрагменты узоров в единое целое. Подобно музыкальному и поэтическому ладу, которые мы угадываем по первым ноткам, по начальным строчкам стиха, он распознавал узор по штрихам, по точкам, по завиткам. Прославленный мастер работал над своими изделиями в разных техниках – гравировки, чернения и чеканки, филиграни и выпиловки по слоновой кости, выемчатой и перегородчатой эмали.

Шедевры Гаджиомара Изабакарова и его учеников – неизменные участники множества российских и 17 зарубежных выставок. Новые и новые поколения учеников представляли свои работы на Выставке достижений народного хозяйства в Москве, завоевав с 1969 по 1991 год 113 наград. Это высокое признание педагогического гения мастера, который обучил азам гравировки тысячи ребятишек, оставив о себе добрую память в сердцах благодарных земляков. Сам Гаджиомар Изабакаров – обладатель бронзовой, серебряной и золотой медалей ВДНХ и множества дипломов лауреата художественных выставок.

Искренняя, трепетная, всеобъемлющая любовь к ремеслу предков и стремление передать подрастающему поколению накопленный багаж знаний были смыслом всей жизни мастера. Его любовь к родному краю и безграничная вера в талант и работоспособность земляков подстегивали добиваться все новых вершин. В стремлении сберечь и приумножить самобытное искусство своего народа Учитель прославлял свою Родину и этим увековечил себя и свою семью. В 2008 году национальная премия общественного признания «Семья России» в номинации «Династия» за сохранение традиций служения народному искусству заслуженно была вручена семье Изабакаровых.

За заслуги в области изобразительного искусства 1 апреля 2011 года указом президента России Гаджиомару Изабакарову было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

К 85-летнему юбилею творца в 2015 году в Махачкале прошла персональная выставка «Уроки Гаджиомара». Открывая ее, искусствовед Татьяна Петенина отметила: «Вся его жизнь – это урок, пример для нас. В нем мы ощущаем фантастическую преданность профессии, мастерству, любимому краю. Перед вами эскизы – порядка 100 работ, выполненных с 1947 года и до самого начала экспозиции. Они – его неисчерпаемый источник, муза».

Годом позднее был издан художественный альбом «Гаджиомар Изабакаров. Ювелир, художник, педагог», в который вошли как его собственные произведения, так и творения династии Изабакаровых.

Сыновья Гаджиомара Бахмудовича, Магомедрасул и Ильяс, а также внуки художника продолжают сегодня его труд, не давая исчезнуть и кануть в безвестность прекрасным, удивительным и неповторимым кубачинским орнаментам, каждый из которых – завораживающий своей красотой памятник народному мастеру.