Ольга Васильева встретилась с преподавателями и студентами Дагестанского университета

27 ноября 2017 в 12:16, просмотров: 3797
Ольга Васильева встретилась с преподавателями и студентами Дагестанского университета

В рамках рабочего визита в Республику Дагестан Министр образования и науки РФ Ольга Васильева посетила Дагестанский государственный университет. Её сопровождали врио вице-премьера региона Екатерина Толстикова, врио министра образования и науки РД Шахабас Шахов, представители других ведомств.

            Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов  провел гостей по лабораториям и музеям вуза, рассказал о нововведениях, достижениях и инновациях в университете. После этого в конференц-зале экономического факультета университета состоялась встреча Ольги Васильевой с профессорско-преподавательским составом и студенчеством вуза.

            Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов коротко рассказал об истории вуза, его становлении и развитии, а также о перспективах вуза. «Вуз проводит подготовку по 7 из 9 областей образования и имеет профилирующее значение для нашей республики. Очень важно подчеркнуть, что многое мы смогли осуществить в рамках Программы стратегического развития вуза на период 2012-2016 гг., и сегодня можно смело сказать, что данная программа полностью выполнена», – отметил Муртазали Рабаданов.

            Представляя Министра образования и науки, ректор ДГУ рассказал, что Ольга Васильева уже посещала Даггосуниверситет. В ноябре 2010 года она выступала на круглом столе «Меры по противодействию проявлениям экстремизма в России и в частности в Дагестане», где говорила об использовании образовательных учреждений всех уровней как проводников идеологии толерантности и взаимоуважения, а также о роли и ответственности СМИ в государственно-конфессиональных отношениях.

 

                        Выступление Министра образования и науки России

 

            Ольга Васильева начала свое выступление следующими словами:

            - Мне очень приятно находиться в стенах Дагестанского государственного университета. Я посетила все вузы, которые относятся к министерству образования и науки РФ, и то что завершающая встреча именно здесь – совершенно справедливо и очевидно. Я хочу построить общение следующим образом – я расскажу о тех новых проектах, которые известны вам, в которых вуз еще может принять участие, а потом решим, будет это академическая встреча или встреча в формате «вопрос-ответ». Академическая встреча – это замечательно, но вопросы и ответы мне все-таки важнее.

            Я начну с того, какие проекты осуществляет министерство в области высшего образования. Напомню, что у нас 5 млн студентов, 838 вузов, примерно такое же количество филиалов и одна четвертая от этого же числа вузов, которые являются платными. Если сделать сравнительный анализ, то в недавнем прошлом на всей территории огромного Советского Союза было 620 вузов.

            Ваш ректор – физик и он провел меня  по всем физическим лабораториям, и они мне, правда, очень понравились. Если учесть, что физика – единственный предмет в школе, с которым я была не в ладах, то я честно испытала большое удовольствие и кое-что поняла. Я увидела, с каким энтузиазмом ректор  рассказывал о лабораториях, и, самое главное, я поняла, что ваши ребята имеют очень тесные научные связи. Наука развивается – это, конечно, очень важно. Так вот, говоря о науке, один из крупнейших проектов, который нам известен, это «Вузы как центры пространства создания инноваций». Он включает в себя два направления: поддержка ведущих университетов-лидеров, которые курируют на глобальном рынке высшего образования и второй проект, в который входите вы – поддержка региональных университетских центров инновационно-технологического и социального развития регионов – то, что мы называем опорными университетами. Так называемых вузов группы 5-100 не так много – 21, и они тоже между собой все разные. Подписано постановление о поддержании этих вузов программой, и вы знаете, что по указу президента, не менее 5 вузов должны войти в программу 5-100. За последний год у нас 9 ведущих университетов вошли в группу 5-100, они же вошли в отраслевые рейтинги и 12 региональных вузов вошли в топ-300.

                С одной стороны, это результат большой поддержки от государства. На эти вузы 5-100 выделяются большие суммы. За истекший период с 2013 по 2017 год было выделено 50 млрд рублей, то есть 10 млрд ежегодно на 21 вуз. Но когда мы подошли ко второму проекту в 2017 году, это был проект создания опорных университетов, перед нами стояла очень важная задача – создать к концу 2018 года 80 опорных вузов. На сегодняшний день, их 33, которые также, по нашему мнению, поддерживаются научной педагогической общественностью. Опорные университеты – это центры социально-культурного и экономического развития региона, где объединена власть, бизнес, наука и сам университет как лидер этого проекта и объем финансирования опорных университетов на 2017-2020 годы составит 30 млрд.

 

                        О проекте «Современная цифровая образовательная среда»

 

            В этом году, кроме опорных вузов, мы начали отбор инновационных площадок, в которых, кроме вузов Минобрнауки РФ могут участвовать отраслевые вузы. На их базе создадут инновационные центры и эти центры (124 заявки, победителей объявят в декабре, их будет 40) станут базовыми для развития другого важного проекта, который имеет такое амбициозное название «Современная цифровая образовательная среда». Это новый проект направлен на доступность образования РФ за счет онлайн курсов на всех уровнях образования. Смысл этого проекта заключается в следующем: создается платформа цифрового образования. Представим себе, что где-то далеко есть вуз, в котором студент – будущий инженер – хочет прослушать блок или модуль университета МИСИС, связанный с материаловедением, и этот проект позволяет пройти регистрацию, пройти эту модульную часть необходимого предмета, сдать зачет или экзамен в зависимости от того, как будет построена эта оценка. Сертификат студента при этом остается навсегда в электронном виде в том вузе, в котором он получил знания – то есть в МИСИСе, ему выдается сертификат – документ государственного образца, и самое важное – вуз, в котором студент обучается, обязан будет засчитывать этот онлайн курс, который студент выбрал для своего прохождения.

            Мы предполагаем, что эти вузы – пока их 17, и их количество будет расширяться, будут работать на создание курсов для всей системы образования, потому что для всех ясно, что в ближайшие 10 лет будут освобождаться и появляться новые специальности, и мы столкнемся с тем, что нам потребуется повышение квалификации. Поэтому, эта платформа направлена на все виды – возрастные, профессиональные. Сегодня день у нас доступно 200 онлайн курсов, за качество которых отвечают эксперты Министерства науки и образования РФ. К 2020 году мы планируем создать 3,5 тысяч образовательных центров, в которых могут обучаться до 6 млн человек. Надо сказать, что 300 российских вузов уже включены в эту программу. По окончании конкурса, следующим этапом нашего направления станет создание 10 региональных центров компетенции в области онлайн обучения.

            Вообще, конкурс имел резонансное значение и на сегодняшний день мы имеем возможность оценить каждый четвертый вуз нашего подчинения, который подал заявки на участие в этом конкурсе. Это говорит о том, что этот проект важен для нас всех.

            Что бы я еще хотела сказать о проектах высшего образования? В выступлении ректора прозвучали два основных тезиса, которые, как мы хотели бы, организовывала бы вся страна: создание большого числа базовых кафедр, которые есть в Даггосуниверситете (взаимодействие производства, работодателей и наших вузов, студентов – то направление, через которое мы хотим двигаться) и целевое обучение (есть ряд специальностей, которые требуют целевого обучения) – это тоже большой шаг вперед, предполагающий взаимодействие работодателя, вуза, студента. Выпускник обязан проработать не менее трех лет. Мы сейчас дорабатываем проект о таком обязательстве.

            В вузах хорошие профессорско-преподавательские коллективы, но много проблем экономических и проблем заинтересованности студентов в обучении. Призываю вузы помогать друг другу в регионах. Безусловно, государственный университет выгляди гораздо лучше среди остальных вузов Дагестана, так как даже материальная база главных вузов республики существенно отличается от других.

 

                        Формат «Вопросы-ответы»

 

            Участники встречи выбрали второй, неформальный вариант общения с Министром – «вопросы-ответы». Среди десятка прозвучавших вопросов мы выделили самые, на наш взгляд важные и интересные.

            Шабан Мазанаев, декан филологического факультета ДГУ:

            - Дагестанский государственный университет стал опорным вузом по программе «Послы русского языка в мире». Однако, серьезным препятствием в развитии гуманитарных наук является проблема, когда количество преподавателей зависит от количества студентов. В связи с эти мы не можем полноценно вести некоторые дисциплины. К примеру, кроме русского языка, мы ведем занятия по 11 языкам народов Дагестана, в том числе и малочисленных. Иногда набирается группа в 5 человек, и чтобы сформировать полноценную группу, нам приходится тратить много сил. Должен сказать, что Даггосуниверситет – единственный в стране вуз, где обучение русскому языку идет на всех факультетах и третий год ведется русская и дагестанская литература. И это все делается за счет внутренних резервов, а нам бы хотелось, чтобы это всё было узаконено, обратить бы внимание на это обстоятельство.

            Ольга Васильева:

            - Вузы культуры тоже говорят о таких же бедах. Вы знаете, что сегодня на одного педагога приходится 9,2 студента – то самое подушевое финансирование. Но на сегодняшний день применяется именно такая форма. Я думаю, когда-то ситуация сможет измениться. Идут разговоры и дискуссии о том, сколько стоит подготовить отдельного специалиста. А здесь, в ДГУ, заслуга вашего ректора, который выискивает всевозможные внебюджетные источники для поддержки таких занятий. Я считаю, что можно поддержать тот же русский язык и литературу на всех факультетах через науку.

            Идрис Мусаев, профессор кафедры истории России XX-XXI века:

            - Мне известно, что в недавнем прошлом возглавляемая вами кафедра государственных конфессиональных отношений реализовывала целый ряд успешных проектов в республиках Северного Кавказа и, в том числе в ДГУ. Изменилось ли ваше отношение к такого рода проектам после того, как вы стали министром? И вообще, что вы считаете наиболее продуктивным и эффективным, когда речь идет о противодействии экстремизму и терроризму? Ведь тема до сих пор актуальна.

            Ольга Васильева:

            - Мое отношение очень простое: я считаю, что люди должны учиться всю жизнь. Что касается этого сложного вопроса, то ситуация меняется. Она не стала нисколько легче, она видоизменяется и здесь образование наших студентов, особенно в республиках традиционного ислама, играет важную роль. Вообще, этнокультурный компонент должен быть известен каждому в любой точке нашей страны. Здесь важно знать различия того же традиционного ислама от салафизма – относительно нового явления. И знать доктринальные аспекты идеи ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ), которые мало изучены на сегодняшний день. И это, повторяю, касается всех людей, не только историков или обществоведов. Начиная с 2005 года, сама молодежь, которая примыкает в ряды ИГИЛ уже отличается – среди них всё более высокий процент образованных. И такая работа должна вестись постоянно. Конечно, сейчас, будучи министром, я не могу заниматься тем, чем занималась раньше, но поверьте, что я всё хорошо помню, всё хорошо знаю.

            Руслан Акаев, студент 2 курса исторического факультета ДГУ:

            - К концу 20 века у нас происходила деидеологизация истории – марксизм заменили на другую политическую теорию, на либерализм. Но либерализм среди нас так и не утвердился. Если преподавателям ввиду своего опыта все же легче адекватно конструировать историю, то нам, студентам, порою это не под силу.  Ведутся ли работы по созданию нашей научной эпистемы для истории, и как историк, какими вы видите её грядущие контуры?

            Ольга Васильева:

            - До тех пор, пока мы не потеряем в нашем сознании, что хорошо, что плохо, что черное, а что белое – то, что является нашим содержимым – мы можем иметь совершенно различные платформы по истории, но прекрасно заниматься нашей научной работой. Когда мы потеряем, то говорить будет не о чем – это первое. Второе – я советую обратиться к изучению французской школы «Анналов», там вы найдете ответы на все вопросы.

            Были затронуты вопросы учебной нагрузки преподавателей, развития науки в университете. Присутствующих интересовало также мнение гостьи по поводу того, каким должен быть вуз в будущем и ее взгляд как историка на проблемы, возникающие у молодых специалистов в ходе исследовательской работы. На волнующий всех преподавателей вуза вопрос о заработной плате Министр ответила, что заработная во всех привязана к средней оплате труда в регионе, а в Дагестане она, увы, очень низкая.

           

 



Партнеры