Почему лихорадит Республиканский многопрофильный лицей?

В последние 4 года о лицее не раз упоминалось в криминальных сводках, а в текущем году он попал еще и в скандальную хронику

В последние 4 года о лицее не раз упоминалось в криминальных сводках, а в текущем году он попал еще и в скандальную хронику

В последние несколько лет о Республиканском многопрофильном лицее говорят не только как о кузнице стобалльников по ЕГЭ и победителей всероссийских предметных олимпиад. В последние 4 года о лицее не раз упоминалось в криминальных сводках, а в текущем году он попал еще и в скандальную хронику. Противостояние нового директора Дибира Валиева с частью коллектива преподавателей и с родительским комитетом лицея вылилось в письма и жалобы во все инстанции – от министерства образования и науки Дагестана до главы республики. Попытку выяснить причины недовольства деятельностью директора сделали вице-премьер Дагестана Екатерина Толстикова, министр образования и науки РД Шахабас Шахов, депутат Народного собрания Дагестана Анна Безрукова. 20 октября прошла встреча с родителями и педагогами лицея, где каждый участник получил возможность высказаться.

                        Республиканский многопрофильный лицей: краткая история

В 1986 году в Махачкале была открыта Республиканская физико-математическая школа-интернат, которую возглавила Абидат Омарова – опытный организатор-управленец и специалист-математик. В1991 году школа получила статус многопрофильного лицея. Это признание высокой квалификации и педагогического мастерства коллектива, а также умелого руководства. В коллективе педагогов и среди учащихся существовала творческая атмосфера. В лицее работали многочисленные кружки – музыкальный, художественный, резьбы по дереву, литературный, математический и другие. Республиканский многопрофильный лицей (РМЛ) стал методической базой для организации и проведения семинаров, научно-практических конференций российского и республиканского уровня.

РМЛ – одна из немногих школ республики, в которой даже в дикие 90-е годы сохранился базовый уровень классического образования. Многие выпускники лицея поступали в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Тех, кто не продолжал учебу, можно было пересчитать по пальцам. В лицее работали прекрасные преподаватели, которые воспитали немало 100-балльников по ЕГЭ. Это любимец учеников – завуч лицея Борис Ханукаев, учительница истории Марина Данилюк, учитель математики Казим Ашурбеков и другие.

Однако с августа 2013 года лицей начало лихорадить. В РМЛ были выявлены хищения на общую сумму 899,4 млн руб. По скудной информации, поступившей от следственных органов, похищенные средства были предназначены для питания детей, проживающих в интернате. На питание выделялось ежегодно 20 млн рублей из расчета 133 рубля в день на каждого ученика, а в августе 2012 года эта сумма была увеличена в 15 раз – было перечислено еще 300 млн руб., но перерасчет на питание якобы не был произведен. В 2013 году дополнительная сумма составила 180 млн руб. Хищения в лицее якобы происходили с помощью «мертвых душ», которых добавляли к ученикам, проживавшим в лицее, что позволяло увеличить расходы на питание. В лицее обучалось около 700 детей, проживало – около 100 из них. В документах было указано около 500 проживающих и питающихся в лицее. Это вызвало кратный рост требуемых финансов. Кроме того, сотрудники регулярно получали премии на бумаге, не зная, что она им начислена.

Каким образом такая огромная сумма – почти миллиард рублей – попала на счета одной не самой большой в стране школы? Какой икрой должны были кормить детей за такие деньги в школьной столовой? И почему руководство лицея смогло беспрепятственно списать такие большие средства? Нет ответа.

 

                        Новый директор РМЛ

 

            Дибир Валиев в 1985 году окончил с отличием исторический факультет Дагестанского государственного педагогического института. Он работал в системе образования, затем перешел на службу в органах внутренних дел, где и служил до выхода в отставку. В августе 2016 года он вернулся к школьному образованию в качестве директора Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей.

            За недолгое время руководства РМЛ новый директор открыл первый в Дагестане виртуальный филиал Государственного Русского музея, установил пластиковые окна и организовал ремонт в помещениях лицея. Он резко сократил прием детей в лицей, с тем чтобы в каждом классе было не больше 30 учеников против 40–45, как это было в прежние годы. Дибир Валиев решил принимать учеников в школу не по протекции, а одаренных в определенных областях детей. Откровенно слабых учеников старших классов, которых никак не отнести к одаренным детям, он перевел во вновь созданные дополнительные классы.

            Директор школы начал активизировать участие учеников в олимпиадах местного, регионального и российского уровня, направляет их в образовательные центры типа «Сириус», «Сириус-альтаир». В результате РМЛ вошел в ТОП-10 общеобразовательных организаций России математического профиля по рейтингу Московского центра непрерывного математического образования при содействии Минобрнауки РФ. В лицее проводятся обязательные и дополнительные занятия по подготовке к Государственной итоговой аттестации и к олимпиадам. Лицей входит в рейтинг сочинского образовательного центра «Сириус», и ежегодно сюда поступает 5–6 персональных приглашений по участию в его сменах.

Первый дагестанский стобалльник по информатике и математике, победитель Первой кавказской математической олимпиады в Сочи Хаджимурад Селимов является выпускником РМЛ. Стобалльницей по химии стала выпускница лицея Зайнаб Гаджимагомедова.

 

                        Обратная сторона медали

 

            Новый директор РМЛ, приученный к школьной дисциплине еще со времен собственной учебы в школе №22 города Махачкалы и укрепившийся в понимании важности дисциплины, работая в органах внутренних дел, начал требовать ее соблюдения от учителей и учеников школы. «Где это видано, чтобы каждый десятый ученик опаздывал на занятия? Где это видано, что вместо опаздывающей учительницы в классе сидит техничка?» – удивляется Дибир Валиев.

            К большому сожалению, правильные идеи директора доводились до сотрудников школы не в самой правильной форме. Попытка директора в резкой форме разобраться с недостачами в бухгалтерии образовательного учреждения вызвала противостояние. Милицейское прошлое директора РМЛ, по-видимому, дало о себе знать – по словам учителей и родителей учеников, директор мог оскорбить собеседника, назвать маму своего ученика курицей, обругать самих учеников. Испортились отношения Дибира Валиева и с первым директором школы Абидат Омаровой, и с завучем Борисом Ханукаевым. Это, мягко говоря, некорректное поведение директора – первая причина недовольства родителей.

            Вторая причина, вызвавшая резкое недовольство родителей и многочисленные письма и публикации в социальных сетях, – это попытки Дибира Валиева собрать деньги с родителей – на шкафчики для детей, на единую форму, на ремонт туалетов. В то время как со всех трибун твердят об отказе от поборов в школах, попытки заставить родителей заплатить за условия учебы детей оказываются совершенно некстати.

            Директор лицея предложил также создать Попечительский совет, члены которого – спонсоры школы – будут вносить в его фонд средства, и Управляющий совет который определяет, куда пойдет каждый рубль. Такая система, принятая во многих школах страны, была напрочь отвергнута родителями, напуганными предыдущими попытками сбора денег.

 

                        Противостояние в актовом зале лицея

 

        Встреча с педагогическим коллективом и родителями учащихся 20 октября сопровождалась множественными скандалами у трибуны и склоками в рядах. Зал разделился на сторонников и противников директора лицея. Неоднократно Екатерина Толстикова и Шахабас Шахов призывали разбушевавшихся участников встречи к порядку, требовали не перебивать друг друга, просили перевести разговор в конструктивное русло с обозначением задачи и путей решения, но гул и гам продолжались практически все три долгих часа встречи.

        Шахабас Шахов, отметив позитивную динамику лицея, указал на абсолютную незаконность поборов и сказал: «Категорически не должно быть некорректного обращения директора с родителями, педагогами, учителями. По этим двум моментам директор превысил полномочия».

        Борис Ханукаев, завуч лицея, в частности, сказал: «Как долго будет продолжаться стрессовая ситуация, раскол в родительском и педагогическом коллективах, профсоюзной организации? Самое главное в работе любого педагогического коллектива – атмосфера. Мы не отнимаем хорошего качества нового руководителя по хозяйственной части, у него есть желание что-то сделать. Но когда это делается оскорблением, дезинформацией, шантажом и угрозой, коллектив так долго существовать не может».

        Громогласная работница буфета рассказала о том, как хорошо кормят учеников. Не менее громогласная родительница заявила, что ее ребенок за год трижды отравился, питаясь в этом буфете.

Учитель физики Ильмудин Рустамов пожаловался на грубость директора: «Почему я, человек, который посвятил этому лицею 13 лет, всегда приносил первые места, должен стоять здесь с дрожащими руками? Потому что довели до такого состояния. Почему вы меня оскорбили? За что такое отношение?». А учитель математики Казим Ашурбеков, в свою очередь, заявил: «В лицее для одаренных детей учащиеся не знают таблицу умножения. Это касается нынешнего 11 класса. В девятом классе я от них отказался. Дроби не умели складывать, в физмат-классе учатся. Сколько раз говорили: не сажайте необучаемых, Борис Абрамович, никогда вы нас не слушали. Мне стыдно за надпись на табличке «Одаренные дети». Вы принимали хулиганье, двоечников. По 43 человека в классе было у нас, а вы еще ссылались на учредителей, что они просят».

«Мы обивали пороги министерства, но достучаться не смогли, поэтому были вынуждены выложить все в соцсети. Мы получили лишь письмо от начальника отдела кадров министерства, и в нем нет ни одного ответа на заданный вопрос. А самое страшное, что директор с этим письмом врывается на урок и с оскорбительными обвинениями вручает под роспись. На каком основании Дибир Шарапудинович в конце учебного года меняет нам классного руководителя? У нас нет к ней никаких претензий. На нее сфабрикована куча докладных от коллег-педагогов. Директор запретил нашим детям ходить в лицейские туалеты. Настоятельно требуем отстранения такого директора», – заявила представитель родительского комитета 11 «в» класса.

Наверное, в каждой школе есть свой экзальтированный завуч по воспитательной работе. Эльмира Камтулова влетела в зал с криками: «Я больше не могу молчать, вы меня простите, хоть убейте, увольте меня. Если бы вы любили детей, такое безобразие не устроили бы, это касается родителей. Вы все это обсуждаете дома, а у них выпускные экзамены, они должны заниматься. Дайте нам нормальную обстановку! Этот базар идет изнутри, из коллектива».

 

            Предложения по будущему лицея

 

Екатерина Толстикова в завершение встречи предложила создать Управляющий совет лицея, куда должны быть включены все, кто заинтересован: «Этот инструмент должен сработать в течение двух-трех недель. Хочу сказать директору, что никакие санкции в отношении выступающих не должны применяться. Все зависит от того, как руководитель выстроит работу и создаст атмосферу в коллективе».

        Думаю, необходимо несколько шагов по восстановлению творческой, конструктивной атмосферы в лицее. Самое главное, чтобы руководитель образовательного учреждения понял недопустимость такого рода обращения с коллективом, с учениками и их родителями. Это не армия, это не милиция, это не полиция, это школа.

        Второе: дети должны быть ограждены от процессов, происходящих в коллективе учителей. Очень важно, чтобы их не касались эти скандалы, и опять же важнейшая роль в этом директора, завуча и всего коллектива преподавателей, и, конечно, родителей.

        Третье: лицей для одаренных детей должен принимать и учить именно одаренных детей – в математике, физике, химии, литературе и других гуманитарных науках. Недопустимо, чтобы тут учились блатные сынки, не знающие таблицу умножения. Средние оценки учащихся этого лицея должны разительно отличаться от средних результатов любой другой школы страны. И отличаться в лучшую сторону.

 Для всего этого нужна, в первую очередь, нормальная, доброжелательная, творческая атмосфера, взаимное уважение учителей и детей, директора и учителей. Круг замыкается вновь на первом пункте.

 

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру