Что происходит в школе одаренных детей?

14 октября 2017 в 16:50, просмотров: 3014
Что происходит в школе одаренных детей?

В 90-е годы в этом, сегодня обветшалом, а тогда новеньком, здании по улице Гамидова, тогда Кирова, размещался Турецкий колледж. Детей обучали по специальной программе, определенная часть занятий по специальным предметам велась на английском языке. В какой-то момент в руководстве республики спохватились – или в лицее слишком хорошо учили, ил учили не тому, но Турецкий лицей был закрыт. На его месте сегодня находится ГБОУ «Республиканский лицей-интернат «Школа одаренных детей».  

 

            Магомед Хайбуллаев, директор Махачкалинского лицея № 9, который открыли на месте Турецкого колледжа,  был инициатором его преобразования в лицей для одаренных детей. Он два года изучал опыт других подобных школ в регионах России, разработал проект лицея и направил его в Министерство. Вся работа в лицее под руководством Магомеда Хайбуллаевича шла последовательно, это было одно из немногих мест в Дагестане, где ЕГЭ сдавалось законно в самый разгар ЕГЭ-туризма, когда центральные вузы России наводнили сотни дагестанских фальшивых стобалльников. Однако, в марте 2014 года он был уволен с должности, а в мае лицей № 9 был реорганизован в учреждение для одаренных детей. Новый же директор Тофик Идрисов начал свою работу со сбора по 7000 рублей с родителей на школьную единую форму для одаренных детей.

            В Дагестане любят пользоваться словом «одаренный». Недавно все детские садики в республике назвали дошкольными образовательными учреждениями для одаренных детей. В Махачкале даже есть школа для ОСОБО одаренных детей имени М. М. Кажлаева. По-настоящему одаренный ребенок – это очень большая редкость, практически чудо. Наш же лицей в последние годы привлекает к себе внимание не успехами в математических олимпиадах одаренных учеников, а скандалами, увольнениями лучших в республике учителей, жалобами родителей.

 

                                               Институт культуры и искусства

 

            Первый громкий скандал случился в сентябре 2014 года, когда была сделана попытка закрыть лицей на ремонт. Родители, узнав, что от них требуют перевести детей в другие школы, обратились с жалобами в Министерство образования и науки Дагестана, в Правительство республики, написали коллективное письмо на имя Президента России. Около 300 родителей буквально штурмовали Минобразования и Белый дом. В конце концов после того, как родители учеников пообещали перекрыть проспект Гамидова 1 сентября, в школу пришел представитель Минобразования  с сообщением о том, что лицей не будет закрыт, и с просьбой облагородить территорию.

            Представитель родительского комитета Зенаб Маммаева рассказала, что 29 августа на субботник пришли  семьи многих учеников лицея – папы, мамы, бабушки и дедушки, сами школьники. В этот день со школьного двора было вывезено 11 машин мусора. Первого сентября дети начали учиться, но буквально через месяц, 3 октября 2014 года вышло Постановление Правительства Республики Дагестан об открытии Института культуры и искусств на месте лицея. Опять начались письма, жалобы, обращения во все инстанции, вплоть до Главы государства.

            На встрече с тогдашним управляющим делами Администрации Главы и Правительства Дагестана Рамазаном Алиевым «создатели» Института уверили его и родителей учеников лицея в том, что новая Академия будет располагаться в недостроенном 3-хэтажнм здании во дворе лицея. В ответ на это родительский комитет направил письмо, где на основании норм СанПиНов было обоснована невозможность этого. Через полгода из Министерства культуры Дагестана пришло письмо о ликвидации так и не основанной Академии культуры и искусств.

            В декабре 2016 года это же, так и не достроенное, здание было включено в список на приватизацию. Письма от родительского комитета полетели по инстанциям -  в Минимущества, в Минобразования, в Правительство, в Народное собрание. Как выяснилось, инициатором приватизации был директор лицея, обосновавший свою идею тем, что он не может обеспечить финансирование этого здания. Этот вопиющий случай дошел до Председателя народного собрания Хизри Шихсаидова, который поддержал родительский комитет. Родители не забыли, как им помог депутат Народного собрания Фирудин Раджабов, и сегодня благодарят его за то, что школу удалось сохранить.

 

                                               Лицей одаренных детей сегодня

 

            На этом злоключения лицея и лицеистов не кончились. По каким-то непонятным причинам лицей одаренных детей перестал быть таковым, став по сути обычной, рядовой школой, с таким же спектром оценок – от троек до пятерок, и с таким же процентом отличников, с такими же результатами по ЕГЭ и с таким же процентом участников олимпиад, как любое другое среднее общеобразовательное учреждение в республике. Это очень сильно влияет на учебный процесс и на качество образования.

            По каким-то причинам лучшие преподаватели лицея, выпускающие учеников-стобалльников по ЕГЭ, вынуждены уходить с работы. У лицея нет разработанной осмысленной концепции развития, нет прозрачной отчетности о достигнутых результатах. На учебу зачастую принимают детей, не соответствующих требованиям уровня центра для одаренных детей. Числятся даже ученики 5-6 классов, не умеющие читать и писать.

            Дети, проживающие в интернате, не раз засыпали голодными, их элементарно не кормят. Не всегда воспитатели вечерами бывают рядом с детьми, часто ученики остаются вечерами предоставленными сами себе. Рядом со учениками 5-6 классов в общежитии живут двухметровые амбалы – волейболисты, что недопустимо никакими нормами и законами.

            Часто бывают случаи, когда не кормят детей и в школьной столовой, ссылаясь на отсутствие питания. Раньше дети были нацелены на обучение, а сейчас сами дети говорят, что тут все продается и покупается. Такие слова в стенах лицея невозможно было услышать буквально четыре года назад.

            Множество претензий накопилось у родителей к директору лицея, который регулярно пытается собрать деньги – на единую форму по 7 000 рублей, на уборку территории, на мебель в общежитии и питание, на жалюзи, на охрану и так далее. По-видимому, только вмешательство прессы не дает  предприимчивому Тофику Идрисову развернуться и наладить регулярные поборы с родителей учеников.

            Само здание школы вызывает удручающее впечатление. Обшарпанные стены, истертые полы, старые парты и стулья, нецензурные надписи – всё это не располагает к учебе, всё это не для детей…

 

                                   Родительское собрание в лицее одаренных детей

            Многочисленные жалобы о частой смене учителей, неудовлетворительных бытовых условиях в общежитии, отсутствии системной работы по развитию таланта учеников послужили поводом, чтобы организовать встречу с педагогическим коллективом и родителями. Родительское собрание в Республиканском Лицее-Интернате для одаренных детей провела Заместитель председателя Правительства Республики Дагестан Екатерина Толстикова с участием заместителей Министра образования и науки Дагестана Темирхан Халилов и Алексей Карпухин.

            Учитель информатики Магомед Джамалов рассказал о том, что он первым в России пытался внедрить электронные дневники учеников, и что он активно занимается олимпиадной работой. Он говорил о необходимости поддержки со стороны Министерства образования и науки, что нужен современный компьютерный класс, что компьютеры, за которыми сидят ученики, чуть ли не старше самих школьников. Ему вторили другие учителя, которые просили у Минобразования оборудование для химического кабинета, отремонтировать школу, которая не видела ремонта со времен Турецкого колледжа.

            К сожалению, педагогический коллектив школы воспринял родительское  собрание как попытку обвинить учителей в плачевном состоянии лицея и образования в нем. К сожалению, директор лицея Тофик Идрисов, заранее знавший о предстоящем собрании, и с утра побывавший на своем рабочем месте, к началу собрания объявил себя заболевшим и ушел домой из вверенного ему образовательного учреждения, чтобы не слушать то, о чем говорят родители его учеников.

            Преподаватели школы говорили о том, как они хорошо работают, как они старательно занимаются с учениками. «Мы стараемся, чтобы наши ученики получали хорошие знания!» В ответ родители говорили об отсутствии к учителям претензий, и объясняли собранию, что проблема не в учителях, а совершенно в другом. «Низкий вам поклон, дорогие учителя!» Учителя опять говорили о своем: «Почему вы недовольны тем, как мы работаем?» Родители повторяли: «Претензии не к учителям, а к директору школы!» Экзальтированная заместитель директора под конец собрания почему-то била себя по голове, объясняя, что она любит каждого ученика, даже троечника.

            Не должно быть троечников в лицее одаренных детей, здесь должны учиться те, кто имеет склонность к той или иной области знания – гуманитарии или любители точных наук, ученики, которым интересно учиться и важно добиваться хороших результатов на олимпиадах и экзаменах.

            В лицее далеко не по всем предметам ведется кружковая работа. Как оказалось, ни один преподаватель лицея не знает о новых мероприятиях, новых направлениях, новых идеях, которые предлагает Минобразования Дагестана, ни один ученик лицея не принял участия в новых олимпиадах, которые представлены на сайте министерства. К огромному сожалению, школа, которую лихорадит из-за деятельности директора, живет только собственной, внутренней жизнью, не видя ничего из того, что происходит за ее пределами.

            Екатерина Толстикова, представители Минобразования в течение более, чем двух часов внимательно выслушивали мнения, жалобы, желания обеих сторон. Все желавшие выступить получили эту возможность, и все были внимательно выслушаны. По итогам собрания был сделан первый шаг: принято решение о формировании Управляющего совета в лицее, который должен помочь в исправлении сложившейся ситуации.

 

Будет ли решаться вопрос о замене директора лицея одаренных детей? Родители надеются, что будет, ведь очень многое в лицее зависит от личности его руководителя, от его умения выстраивать образовательную политику, работать с преподавателями, с учениками и их родителями, видеть будущее школы и создавать его.

 



Партнеры