Городская культура и общественное самоуправление

12 августа 2017 в 10:12, просмотров: 1896
Городская культура и общественное самоуправление

В Дагестане в последнее время выделяются серьезные суммы на осуществление приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», в котором участвуют Минстрой республики, партия власти – «Единая Россия» и региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ). Комфортная городская среда может быстро сойти на нет, если не будет должной городской культуры, если не будет взаимодействия общественности и городских властей.

           Для обсуждения этих вопросов советник Главы Республики Дагестан Деньга Халидов собрал представителей министерств и ведомств, городских властей, членов исполкома регионального ОНФ, членов Общественной палаты региона и представителей некоммерческого сектора - людей, неравнодушных к проблемам и чаяниям населения.

                    Проект организации общественного управления

           По мнению Деньги Халидова, все позитивные изменения сойдут на нет при сохранении сегодняшнего состояния городской культуры, отсутствие четко прописанных механизмов и способов поддержания городской среды на должном уровне. Кроме того, не прописаны четкие механизмы участия горожан в реализации проекта, и следствие этого - социальное отчуждение между значительной массой горожан и городскими мэриями.

  Городские власти чувствуют ответственность перед жителями, но реального, системно выстроенного муниципально–общественного партнерства нет, и не предвидится. На городские проблемы Дагестана надо взглянуть системно, по-научному. Деньга Халидов предложил на суд экспертов проект «Общественное самоуправление в РД: состояние городской среды и городской культуры».

Во времена Советского Союза управление в городах было трехуровневым – городской исполком, руководство городского района и квартальный совет. Махачкала была разбита на 77 кварталов (позже – 100), и к каждому был прикреплен участковый милиционер. Муниципальная власть таким образом становилась ближе к народу, а задачи по поддержанию чистоты и порядка на территории квартала решалась сообща и сравнительно успешно. Двухуровневая система – мэрия и аналог квартального совета с минимальным аппаратом – характерна для городов Европы с населением 100 тысяч и более.

                       Городская культура в Дагестане

Деньга Халидов привел факторы, влияющие на состояние городской среды и городской культуры в республике:

1. Дагестан - наименее урбанизированный регион России: около 60% населения проживают в сельской местности. В города идет постоянный наплыв мигрантов – молодежи из сел, достаточно большая часть которой не ведает самоорганизации, не имеет понятия о культуре вообще, и вносит хаос в ситуацию в городе. В условиях социальной анонимности «новые горожане» творят все, что им заблагорассудится, главное, чтобы «свои (родственники, земляки) не узнали». Потоки таких мигрантов, начиная с 1980–90-х годов, серьезно повлияли на состояние городской культуры в Дагестане.

2. Столица Дагестана – миллионный мегаполис, имеющий черты современного города с соответствующим образом и стилем жизни, и одновременно черты сельского традиционалистского уклада. С одной стороны, гор. Махачкала мало чем отличается от столиц ряда регионов России. С другой стороны, мощный поток мигрантов из сел за последние 30 лет сильно повлиял на культурный облик города, внес в него черты сельского образа жизни, разрушил общественную «ткань», которая в 60-е годы прошлого века составляла лицо городской культуры и махачкалинского общества.

Городское общество сегодня разорвано на множество автономных земляческих сообществ, внутренняя жизнь которых не всегда соответствует правилам жизни крупного мегаполиса. Очаги городской культуры не объединены (или плохо объединены) в городское гражданское сообщество и «тонут в море» сотен узких (общинных) сообществ.

Эта ситуация создала благоприятный фон для произвола и множества правонарушений в постсоветское времяя. Ни один город в России не может сравниться с Махачкалой по уровню приватизации (почти тотальной) жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной инфраструктуры, по масштабам самостроя с множеством нарушений градостроительных, противопожарных и прочих норм. Ситуацию усугубили общегосударственные проблемы трудных 90-х годов XX века.

Общественное мнение дагестанцев формируется главным образом в Махачкале, поэтому решение проблемы формирования подлинно городской культуры в Дагестане необходимо начать именно со столицы республики.

3. Советская власть почти век назад начала свертывать сельское общинное самоуправление. Этот институт обеспечивал политическую и культурную социализацию подрастающих поколений, формируя гражданское самосознание на уровне исторически сложившихся союзов джамаатов. Несколько десятков крупных сел в Дагестане в прошлом называли «шагьарами» (городами). Они формировали понятия гражданской ответственности на уровне сел и союзов джамаатов, что позволяло сохранять в стране гор социальный порядок и культуру с дагестанской спецификой. Все это было разрушено жесткой командно – административной системой. Когда развалился Союз ССР, в Дагестане началось возрождение джамаатского самоуправления. Были определенные достижения, но в начале нулевых годов все вернулось на круги своя. Большинство джамаатов оказалось расколотыми на конфликтующие «партии»: по социально – экономическим, по внутриконфессиональным или по политическим мотивам. Следствием этого стали трудности с формированием гражданского самосознания и социальной ответственности у молодежи. Все это тоже отражается на состоянии культуры и среды обитания в городах.

    

       Муниципально-общественное партнерство

           Советник Главы республики  предложил выстроить систему, когда административные меры дополняются общественными инициативами; когда задача ставится комплексная на тактическую (на 2- 3 года) и на стратегическую перспективу. Речь идет об изменении общественного сознания и строительстве системы муниципально – общественного партнерства в целях совершенствования городской культуры и формирования комфортной       городской среды, о культивировании ценностей и понятий, когда дагестанцу должно быть стыдно за ситуацию, которую можно кратко описать следующими словами: «в доме (квартире) все великолепно – высший класс, а за пределами дома (квартиры) – бескультурье и антисанитария, агрессивная и некомфортная  среда». При этом важно опираться на федеральный и республиканский законы «Об основах общественного контроля» в деятельности общественных палат  в городах и поселениях РД.

1. Возродить территориальное общественное самоуправление в городах на основе квартальных советов (и общественных палат) и их взаимодействия с мэриями и с администрациями внутригородских районов. Один квартал должен быть рассчитан на 10-20 тыс. жителей, а количество кварталов необходимо увязать с числом участковых ГУВД. При разработке проекта типового Положения «О квартальных советах в городах РД», опираться на опыт организации квартальных советов в городах Дагестана в 1970–80-е годы. 

2. Разработать и утвердить проекты муниципально – общественного партнерства и общественных работ в городах и поселениях, включенных в популярные туристические маршруты Дагестана.

3. Наладить эффективное взаимодействие институтов общественного самоуправления (квартальных советов, общественных палат) с мэриями городов и Минстроем РД в рамках федерального Проекта. На этом этапе важно обсудить вопросы общественного контроля за деятельностью муниципальных структур и клининговых компаний. Разумеется, депутаты городских собраний не должны оставаться в стороне.

4.    Провести открытые публичные слушания на собраниях народных депутатов городов РД с участием членов городских общественных палат, представителей НКО и т.д. по проекту «Общественное самоуправление: состояние городской среды и городской культуры в РД».

5. Согласовать вопросы сотрудничества с МВД Дагестана в рамках проекта «Общественное самоуправление в РД: состояние городской среды и городской культуры».

6. Внедрить образовательный факультатив с условным названием «Комфортная городская среда и городская культура в Дагестане: проблемы, задачи, нормы и ценности», программа которого включает вопросы: что такое нормальная городская культура; каковы особенности городской культуры в РД, какие поведенческие нормы этики и этикета соответствуют нормальной городской культуре; в чем проблемы формирования городской культуры в РД и т.д. Задача факультатива – формирование правильных представлений о должном поведении в общественной среде, привитие молодежи  норм городской культуры.    

7.    Организовать на постоянной основе PR – кампанию по пропаганде норм и ценностей городской культуры: серию ток-шоу (1-2 раза в месяц) на республиканском ТВ, 2-3 документальных фильма (10-15 мин.), периодическую социальную рекламу.

Подытоживая предложенный проект, Деньга Халидов отметил: «Я вижу всю сложность поднимаемых вопросов. Она кроется в нас самых: в наших понятиях о должном и плохом, в нашей неспособности к самоорганизации и кооперации (на уровне квартала, многоквартирного дома или города в целом), и наконец, в нашей неспособности выстроить оптимум между общим благом и частными интересами и даже тщеславными капризами. Но я убежден и верю, что мы сможем решить наши проблемы, если не сразу то, хотя бы, в будущем. Важно только задать правильное направление и выбрать адекватные методы».   

      Обсуждение проекта Советника Главы республики

В обсуждении проекта «Общественное самоуправление в РД: состояние городской среды и городской культуры» приняли участие представители власти и общественники. Заместитель председателя Совета старейшин при Главе РД Сиражутдин Ильясов, председатель городского исполкома  Махачкалы в конце 80–х – начале 90-х годов прошлого века, рассказал о том, что в то время существовал Генеральный план Махачкалы, и что ни одно решение городской исполком не принимал без протокола общественной комиссии.  

Член Общественной палаты (ОП)Дагестана Наби Ахадов обратил внимание на плачевное состояние улиц Махачкалы и городской траффик. Член ОП РД Абдухвахаб Папалашов, директор завода имени М. Гаджиева, говорил об экологии и о горах мусора, в которых утопает столица Дагестана. Сопредседатель республиканского отделения ОНФ Мухтар Оздеаджиев поделился практикой осуществления проекта ОНФ «Комфортная городская среда» и благоустройства дворов в городах республики.

Выступили Председатель Собрания депутатов Махачкалы Абулмуслим Муртузалиев. заместитель мэра Махачкалы Мурад Алиев, заместитель министра печати и информации Сергей Снегирев, 1-й заместитель министра труда и социального развития РД Сергей Горюнов, член ОП РД,  заместитель Генерального директора ТВ-компании «ГТРК» Ильман Алипулатов, представители общественных организаций. Было озвучено множество частных и общих проблем, многие из которых заслуживают отдельного обсуждения.

Участники дискуссии одобрили проект и заявили о необходимости его внедрения в республике. По итогам обсуждения проекта была организована рабочая группа экспертов, которая доработает проект и представит Главе РД.

                    Городские власти и несистемная общественность

Важнейшей проблемой Махачкалы и городов республики видится отсутствие контакта городских администраций с общественностью. Многие проекты, затеваемые чиновниками, вызывают нарекание и протест общественности. Достаточно вспомнить проект строительства музея «Россия – моя история» в парке имени Ленинского Комсомола, где только принципиальная позиция жителей Махачкалы и поддержка ее руководством ОНФ остановили уничтожение парка. Общественности так же удалось найти общий язык с мэрией Каспийска, которая остановила насыпные работы на городском пляжу. Это все делалось не ради самопиара, а для блага горожан.

Однако, разовые случаи победы разума над чиновничьим волюнтаризмом, – это не система, а именно частные случаи. Необходимо постоянное взаимодействие городских властей с несистемной общественностью – с теми людьми, которые не являются членами Общественных палат и окологосударственных общественных структур, но тем не менее, остро реагируют на неправильные решения мэрии, пусть и продиктованные самыми благими намерениями. Представители общественности  добиваются отмены этих неоправданных решений законными средствами– через СМИ, через судебные тяжбы, на которые тратится немало личного времени и средств -  и опять же, не ради самопиара, а для блага города.

Сегодня активнейшим образом застраивается озеро Ак-Гель не самыми необходимыми жителям города строениями, вырубаются деревья в конце проспекта Имама Шамиля, затеваются стройки в школьных дворах, на аллеях города. Участки в центре города, например, часть тротуара у памятника Эффенди Капиеву на проспекте имени Расула Гамзатова, неожиданно оказываются проданными администрацией частным лицам под строительство коммерческих объектов. Это перечисление можно продолжать и продолжать.

Но перечислять было бы нечего, если бы мэрия Махачкалы, прежде чем с горячностью юного дровосека начать рубку вековых деревьев, проводила общественные слушания, приглашая на них не только членов утвержденной ею же Общественной палаты, но и активных общественников. Несистемная общественность – не враг городу, не оппозиция властям, а первый помощник в осуществлении верных решений, принятых на благо города и нас, горожан. Возрождение городской среды и городской культуры реально только при активном и конструктивном взаимодействии властей и общественности, в муниципально-общественном партнерстве.



Партнеры