Региональное развитие и национальная безопасность

В Махачкале состоялся круглый стол на тему «Государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности»

В Институте социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН (ИСЭИ) состоялся круглый стол «Государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности» с участием представителей науки, чиновников, журналистов, блогеров.

В Махачкале состоялся круглый стол на тему «Государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности»

Круглый стол прошел под эгидой научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации РФ в рамках подготовки VIII Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона».

                                    Указ президента России о региональном развитии

               Тематика вопросов, обсуждавшихся на круглом столе, была связана с принятым в январе 2017 года Указом Президента РФ «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». В Указе прописаны факторы и условия регионального развития, цели, задачи и механизмы, а также ожидаемые результаты реализации политики регионального развития.

               Среди факторов выделим значимые для Дагестана демографические и социокультурные особенности, различия в уровне социально-экономического развития, низкий уровень экономического взаимодействия.

               Принципы государственной политики: реализация стимулирующих мер поддержки регионов, дифференцированный подход к их реализации в зависимости от социально-экономических и географических особенностей; обеспечение устойчивого экономического и научно-технологического развития регионов.

               Целями государственной политики являются обеспечение равных возможностей для реализации экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества жизни.

               Приоритетными направлениями государственных программ являются: опережающее развитие территорий с низким уровнем социально-экономического развития; увеличение количества точек роста экономики; сокращение различий в качестве жизни в городах и сельской местности; привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики; стимулирование внутренней миграции с учетом потребностей регионов в трудовых ресурсах.

               Для стимулирования регионов к наращиванию собственного экономического потенциала будут предоставляться гранты субъектам Российской Федерации, достигающим наиболее высоких темпов наращивания экономического потенциала и снижения уровня дотационности территорий.

               Успешная реализация государственной политики регионального развития сформирует дополнительные условия для достижения целей государства в области национальной безопасности, развития межнациональных и межконфессиональных отношений.         

                               Повышение роли регионов          

                 В рамках обсуждения были подняты вопросы сближения уровня социально-экономического развития регионов России, экономической безопасности регионального развития, стимулов и источников регионального развития. Кроме того, обсуждались экономическая специализация, конкурентные преимущества и инвестиционная привлекательность регионов СКФО, сокращение различий в уровне и качестве жизни населения в регионах, городах и сельской местности, продовольственная безопасность и механизмы реализации инновационных преобразований экономики.

                 Директор ИСЭИ ДНЦ РАН Сергей Дохолян напомнил, что последний документ такого рода был издан в 1996 году, и с тех пор не было нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие федерального центра и регионов. Наша страна – федеративное государство, но до сих пор мы в большей степени укрепляем вертикаль власти, и оно у нас имеет в большей степени форму унитарного предприятия, чем федеративного. Указ президента в первую очередь направлен на то, чтобы повысить значимость регионов в экономическом развитии, на усовершенствование бюджетной политики и межбюджетных отношений, повысить бюджетную самостоятельность регионов и стимулировать их развитие.

                 Проблема регионального развития – это проблема прежде всего эффективного использования нашего ресурсного потенциала, и в первую очередь потенциала наших граждан, что несомненно перекликается с вопросами обеспечения национальной безопасности. Потенциал РД оценивается достаточно высоко, но речь идет о том, как его реализовать. В Дагестане сталкиваются вопросы экономики, политики и безопасности. Не случайно в центре обсуждения поднимаются вопросы экономической, продовольственной и национальной безопасности.

                 Последние 15 лет Дагестан стал основным поставщиком живой силы для террористического бандитского подполья. Порядка 3 000 дагестанцев воюют на стороне ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация) в Сирии. Несмотря на очевидные успехи наших правоохранителей, ежегодно уничтожающих большое количество боевиков, их общая численность, к сожалению, не уменьшается.

                                   Стратегия развития Дагестана           

                 Помощник главы РД Зейдулла Юзбеков отметил, что необходима корректировка и актуализация стратегии развития Республики Дагестан и плана мероприятий по выходу из состояния низкой налоговой составляющей даже при существующем статистическом росте производственных показателей. В Дагестане налоги составляют около 5% от валового регионального продукта, что вдвое ниже среднего показателя по СКФО и вчетверо ниже среднего показателя по России.

                 В Дагестане растет промышленность в связи с импортозамещением, строительство, сельское хозяйство, энергетика, но наблюдается тотальная убыточность всех отраслей. Проблема упирается в теневую экономику, легализация которой связана с реализацией проекта обеления экономики, как одного из основных приоритетных проектов, которые стоят сегодня на повестке дня перед органами власти Республики Дагестан. Речь идет не о регистрации земельных участков, а о работе с эффективностью предприятий, учете их прибылей и анализе доли предприятий в доходной части бюджета Дагестана. Общие прибыли составляют около 3 миллиардов рублей, что очень мало для 90-миллиардного бюджета.

                 Выступая на форуме в Сочи, глава Республики Дагестан говорил о необходимости вернуться к высокой доле промышленности в регионе. Это и экономика, и культура. Доля машиностроения в 80-е годы составляла около 40%, а сегодня – около 7%. Развивались филиалы промышленных предприятий в горных районах.

                 Большое внимание уделяется проектному управлению в Дагестане. Проводятся совещания по вопросам результативности проектов, особенно проекта по обелению экономики, и в данном вопросе Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН мог бы оказать существенную помощь, сотрудничать с министерством экономики региона.

                 Главный научный сотрудник ИСЭИ Абас Ахмедуев обратил внимание на содержание пункта 7 Указа, где четко определены основные направления изменения пространственной структуры экономики Российской Федерации и разработки на этой основе взаимосвязанных стратегий пространственного развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

                 Надо корректировать, актуализировать стратегию развития Дагестана. Десять лет мы настаиваем, говорим о необходимости разработки стратегии развития муниципальных образований. Закон о стратегии развития Дагестана исказил российский закон. Указ президента возвращает к необходимости разработки реальной стратегии.

                                   Региональные проекты и инновации

  Изобретатель Гамид Халидов рассказал о том, что быстрые темпы развития передовых экономик Запада основываются на инновациях, причем один удачный проект из десяти полностью перекрывает за счет своих доходов убытки от неудачных идей и разработок. Необходимо ориентировать экономику Дагестана на инновации и внедрение новых технологий, это является единственной возможностью выиграть в конкурентной гонке в глобальном мире, иначе существует реальная угроза остаться в «хвосте» мирового технологического прогресса.

             Несколько лет назад мы пытались доказать, что для процветания Дагестана очень важно создание каспийского транспортного коридора. Сейчас появилась идея каспийского хаба, но она глубоко не проработана. Каспийское море со своими штормами для круизов не подходит. Есть другие проекты, которые более проработаны. К сожалению, их подхватывают вначале, потом проекты глохнут.

                                   Кадровая политика и безопасность

 Член молодежного правительства Дагестана Юнус Абдулаев говорил о кадровой политике. Он отметил, что значительная часть молодежи в республике не трудоустроена ввиду элементарного отсутствия рабочих мест. В Дагестане большинство молодых людей настроены не идти сражаться неизвестно за что, а работать на собственное благо и на благо республики.

 Несмотря на разговоры о кадровом резерве, о том, чтобы вовлекать молодых людей в руководство, в реальности молодежь слабо привлекается к управленческой работе. Если к вам обращается за поддержкой молодой человек, не отталкивайте его, поддержите, найдите способ привлечь его к работе.

 Блогер Расул Кадиев говорил о важности региональной безопасности. Дагестан находится в состоянии конкуренции юрисдикций обычного, шариатского и светского права. Необходимо это учитывать при разработке стратегий региональной безопасности. Перед разработкой программ регионального развития необходимо обозначить выгодоприобретателей реализации данных проектов.
Главным и единственным приобретателем должны быть граждане республики. Пока люди не будут заинтересованы в реализации проектов экономического развития Республики Дагестан, они не будут участвовать в этом процессе. Т. е. возникает проблема социальной дезинтеграции населения Дагестана, что оказывает воздействие на проблемы, связанные с обеспечением национальной безопасности.
                        Ответственность государственной власти
Директор Института геологии ДНЦ РАН Василий Черкашин поставил вопрос о количестве автотранспорта и площади жилья на одного человека в Дагестане. Мы все такие бедные, но почему-то в Дагестане невероятный строительный бум. Вся стройиндустрия Дагестана основана на том, что 90% стройматериалов завозится извне, и только 10% местные, хотя их в республике предостаточно. Институт предлагает множество проектов, но нас не слышат.
Государственная власть должна брать на себя ответственность за исполнение федеральных и региональных законов, иначе не будет развития экономики в Дагестане.

Указ президента России «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» – это шанс Республике Дагестан добиться опережающего развития экономики. При малом абсолютном объеме промышленного производства регион имеет один из самых высоких темпов его роста в стране. Можно рассчитывать на гранты и поддержку на федеральном уровне, что при разумном и ответственном подходе региональной власти и поддержке общественности даст новый толчок росту промышленности, а это и социально-экономическое развитие, и рост собственных доходов, и возвращение культуры, и, в конце концов, национальная безопасность.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру