Сейиды Северного Лезгистана

Документ XVII в. о потомках пророка Мухаммада (с. т. гI. в.)

Еще примерно 150 лет тому назад, изучая (сугубо в практических целях) социальное и политическое устройство населенной лезгинами Кюры, российские военно-административные структуры отметили, что в кюринском обществе занимают почетное место так называемые шихи.

Документ XVII в. о потомках пророка Мухаммада (с. т. гI. в.)

Последние, как писал в 1892 г. некий Андроников (из грузинских князей Андроникашвили?), считали себя «потомками пророка Магомета». Часто думают, кстати, что под этими «шихами», то есть шейхами, подразумеваются казикумухцы, известные как Батыровы, одним из которых был знаменитый шейх Джамалудин Казикумухский-маъзун по линии накшбандийского тариката в пределах Нагорного Дагестана. Дело в том, что сын названного лица – сейид Абдурахман (умер в 1900/901 г.), зять имама Шамиля, написал во 2-й половине ХIХ в., что правитель Кюры и горной Лакии по имени Асланхусайн, больше известный дагестанцам как Аслан-хан, предоставил в свое время три кюринских селения еще молодому тогда Джамалудину. Это были все три лезгинских Стала: Верхний, Средний и Нижний, что соответствует восточной части современного Сулейман-Стальского района РД, жители которых обязаны были платить дань названному казикумухцу, считавшемуся в Дагестане потомком пророка Мухаммеда – через линию, идущую от известного богача Батыра-хаджи (ХVIII в.). Правда, согласно тексту «доклада», вышедшего из-под руки упомянутого мной Андроникова, были получателями натуральных повинностей со стальцев на конец ХIХ в. прямые потомки Сурхай-хана: некий Агалар-бек, Харун-бек, Аббас-бек и Хамзат-бек.

Обращение к арабографическим материалам показало, однако, что в вопросе потомков пророка Мухаммеда, обитавших, а может быть, проживающих там и в наши дни – на территории Сулейман-Стальского района (АстIал) – не все имело место так, как изложено выше. Во-первых, в лезгинском с. Стальском (Орта-Стал) выявлено нашим знаменитым историком Шихсаидовым А. Р. почитаемое местными мусульманами надгробие «шейха» по имени Ибрахим, скончавшегося в 1527/28 г. Таким образом, проживали шейхи на территории Кюры задолго до эпохи Аслан-хана Казикумухского. Еще больший интерес представляет здесь подлинный указ иранского шаха Султанхусайна, причем заверенный его печатью, который хранился у стальца в ХIХ в., принадлежавшего к числу верхне-стальских сейидов, а именно у Шихбабы – сына Шихкарима, сына Хаджинаби Верхне-Стальского.

Персидский текст данного указа-фирмана от 1104/1692–93 г. таков: согласно августейшему фирману, сыновья Пир-Исы, да сделает Аллах святой тайну данного лица, как и Ших-Хасан-Али, проживающие в Стале (Астал), который подчиняется Дербенту со времен наших предков, должны быть освобождены от всех повинностей. Начальники и чиновники, пребывающие в Баб ал-Абвабе, то есть в Дербенте, должны учитывать, что сыновья Пир-Исы, Ших-Хасан-Али освобождены от всех повинностей самим шахом.
Из других арабографических документов выясняется, что предки Пир-Исы и Ших-Хасан-Али признавались сейидами, то есть потомками Пророка, еще в ХV в. Пришли они в Дагестан из северо-западного Ирана.

Интересно, живы ли в настоящее время потомки или родственники названных здесь жителей лезгинского с. Стал, то есть Стальского, признававшиеся на мусульманском Востоке сейидами и фиксируемые на территории Северного Лезгистана во 2-й половине ХVII в., то есть в петровскую эпоху истории России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру