Почему иностранные инвесторы не идут в Дагестан?

В Дагестане начиная с 2011 года проводятся форумы разного формата: инвестиционные, промышленников и предпринимателей.

На форумах озвучиваются новые и новые перспективные экономические проекты.

В Дагестане начиная с 2011 года проводятся форумы разного формата: инвестиционные, промышленников и предпринимателей.

Однако за последние годы мы так и не увидели иностранного инвестора, принявшего решение вложить в какой-либо дагестанский проект. До сих пор нет ни одного совместного предприятия с участием зарубежной компании на территории Республики Дагестан.

 

            Рейтинг инвестиционной привлекательности

 

С одной стороны, наши неудачи удобно списать на федеральные власти: макроэкономическая нестабильность, санкции, низкая инвестиционная привлекательность страны в целом. С другой стороны, опыт Татарстана, Калужской, Ульяновской, Белгородской областей показывает, что иностранных инвесторов привлекать вполне реально. Значит, главная проблема – в отсутствии масштабного видения и соответствующих амбиций.

Чтобы обеспечить экономический рост, необходимо привлекать в республику инвестиции. Чтобы привлекать инвестиции, необходим благоприятный инвестиционный климат, которого республике очень не хватает. Это подтверждает и рейтинг РА «Эксперт» о состоянии инвестиционного климата. Республике Дагестан присвоен рейтинг «Низкий потенциал – экстремальный риск (3D)» (83 место). При этом республика занимает 83 место по критерию «Инвестиционный риск» среди 85 субъектов Российской Федерации (в 2014 году – 81 место).

Дагестан занимает практически последние позиции в ранге составляющих рейтинга инвестиционного риска. Особенно красноречиво выглядит ранг риска «криминальный» – 85 (последнее место среди регионов России) – на фоне декларации о низком уровне преступности в республике по отчетам министра МВД РД. Управленческий риск (81 место) выступает контрастом заявлениям о восстановлении управляемости в регионе. При этом динамика показывает ухудшение инвестиционного риска в Республике Дагестан за последние годы.

            Согласно рейтингу Национального рейтингового агентства Республика Дагестан (73 место) попала в восьмую группу из девяти – группу IC8 с низкой инвестиционной привлекательностью. При этом по ранжированию регионов по объему накопленных прямых иностранных инвестиций Дагестан занял 78 место, а по ранжированию регионов по годовому притоку прямых иностранных инвестиций – 80 место.

Отметим еще раз, что Республика Дагестан обладает довольно высоким инвестиционным потенциалом (29 место в ранге среди регионов России). По потребительскому составляющему этого потенциала республика находится аж в первой десятке регионов России. Но при этом присутствуют слабые места в экономике: производственная, институциональная, инфраструктурная и туристическая сферы деятельности. Причем динамика показывает, что не меняются ни институты развития, ни инфраструктура в производственной и туристической отраслях.

            По рейтингу Минэкономразвития России (проводится по Указу Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. №1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности») Республика Дагестан находится на 22 месте среди субъектов, отнесенных к низкой группе, которая состоит из 27 регионов, и на 78 месте среди всех субъектов РФ.

 

                        Стратегия работы с инвесторами

 

Как добиться того, чтобы намерения инвесторов в республике планомерно реализовывались? Что нужно сделать, чтобы инвестиционные проекты не носили разового характера, а переросли в тенденцию? Как запустить конвейер инвестиций в регион?

            Во-первых, необходима долгосрочная стратегия работы с инвесторами. Складывается ощущение, что в республике нет долгосрочных планов в отношении потенциальных инвесторов – решения принимаются стихийно и на основе сиюминутных интересов. Не разработана программа инвестиционной политики, нет пула успешных кейсов, об иностранных инвесторах и механизмах их привлечения не говорится в разработанной республиканским правительством Стратегии социально-экономического развития РД до 2025 г. Да и правительство самоустранилось от реализации этой Стратегии.

            Нельзя просто так выйти на рынок и сказать: «Приходите в Дагестан, куда хотите, а мы вам поможем». Должны быть четко определены ориентиры, проведено позиционирование региона, выявлены конкретные ниши, которые будут интересны инвестору и куда он может прийти. Если правильно задать вектор, сконцентрировать ресурсы и создать работоспособные механизмы реализации инвестиционной стратегии, то только за счет таких решений можно получить 1–2% рост валового регионального продукта.

 

                        Принцип информационной открытости

 

Во-вторых, необходимо внедрять принцип информационной открытости. К сожалению, реалии таковы, что за пределами страны о Дагестане никто не знает – республика слабо представлена на международных экономических форумах, не работает механизм зарубежных представительств, и только негативные события террористического характера выставляют регион на международной карте с отвратительным имиджем. Однако форумы не дают никакой гарантии интереса иностранных инвесторов к республике, поскольку важна абсолютная информационная открытость, одним из компонентов которой является региональный брендинг, подобный Invest in Tatarstan.

В нашей республике такие инициативы даже не обсуждались, но качественная репутация – это фундамент для ведения диалога, особенно с новыми инвесторами, а региональный бренд – это лидеры и события, бренды компаний и товаров региона, города и качество жизни, отдельные кластеры и сектора.

Наряду с брендом и репутацией важное значение имеют конкретные практические характеристики инвестиционного климата. Сегодня в Дагестан и в любой другой регион России приходят инвесторы, которые приняли стратегическое решение о входе на российский рынок. Они, как правило, сравнивают 3–5 регионов. Сами регионы должны бороться за этих инвесторов: кто быстрее окажет поддержку, расскажет об имеющихся ресурсах, площадках, возможностях и потенциале региона, тот и выиграет.

 

            Республиканские институты развития

 

В-третьих, наличие сильных республиканских институтов развития. За последний год новости были неутешительными – Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан преобразовали, выделили из него Агентство по предпринимательству и инвестициям. Однако пока не видно серьезных наработок в плане улучшения инвестиционного климата. Корпорация развития РД за годы существования из крупных зарубежных инвесторов никого не привлекла и сама чуть не попала в дефолт от разного рода рискованных операций в угоду узкочиновничьих интересов.

Для полноценной работы с инвесторами требуется заново создать мощный институциональный базис – агентства по привлечению инвестиций, корпорации и фонды развития, пригласить высококвалифицированных инициативных специалистов со знанием языков, бизнес-этикета и экономики, для которых необходимо установить разумные качественные и количественные ключевые показатели эффективности.

            Важно, чтобы республиканские власти понимали, что привлечение инвестиций – это тоже инвестиция, требующая первоначальных вложений в человеческий капитал и новых технологий. Это также «игра в долгую», в большей степени, рутинный технический процесс, и расчет на быстрые результаты тут крайне наивен. От шести месяцев до двух лет уходит только на переговоры с инвестором, а профессиональная команда региональных институтов развития может сыграть в них решающую роль.

 

                        Инструменты и механизмы привлечения инвестиций

 

            В-четвертых, активно внедрять инструменты и механизмы привлечения инвестиций. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», республика характеризуется сравнительно высокими инвестиционными рисками – по качеству управления мы находимся на 81 месте, по социальным рискам – на 77, по экологическим – на 22 месте по России, при этом мы остались в самом конце списка регионов с интегральным рангом рейтинга риска – 83 место из 85. Для того чтобы нивелировать высокие инвестиционные риски, важна предприимчивость регионального руководства – любая инициатива, предложенная федеральным центром, должна быть немедленно отработана. В этом плане опять показателен пример Татарстана – в этой республике очень внимательно отслеживают все предложения Москвы. Они не успевают вступить в действие, а Татарстан уже их реализует и обращается за инвестициями. Эффективно в этом направлении работают также Ульяновская и Калужская области.

            Неважно, как сейчас называются механизмы привлечения инвестиций: государственно-частное партнерство, кластеры, индустриальные парки, особые экономические зоны – если они помогут привлечь капиталы в регион и создавать новые рабочие места, то с ними нужно работать.

 

                        Беспрецедентные условия для инвесторов

 

            В-пятых, создать беспрецедентные условия для инвесторов. Важным элементом работы с инвесторами является предоставление инвестиционных стимулов в виде налоговых льгот, субсидий, бюджетного доступа к инфраструктуре. Кроме того, любой регион инвестор оценивает по объективным критериям – это экономический потенциал, транспортная доступность, доступность источников энергии, сырья, IT-инфраструктура, цены на земельные участки, тарифы на коммунальные услуги и их предсказуемость.

            Особую роль играют и субъективные критерии, к которым относятся уровень бюрократических барьеров, политическая стабильность, квалификация населения, соблюдение законности и правопорядка, профессионализм и последовательность местной администрации. Именно по субъективным критериям у Дагестана, и в особенности у Махачкалы, огромный пробел – произвол и личные интересы муниципальных чиновников сводят на нет все усилия вышестоящих ведомств. Произвол в сфере землепользования сводит на нет все планы инвестиционного характера. Земельно-имущественные отношения являются причиной затягивания или полной заморозки многих инвестиционных проектов. В результате республика, и особенно столица, имеют крайне неоднозначную репутацию: двойные и тройные стандарты, смена правил игры, коррупционные скандалы, судебные тяжбы – из-за всего этого у любого инвестора пропадет желание вкладывать деньги в развитие бизнеса на территории РД.

                       

                                   Работа с рейтинговыми агентствами

 

            Необходимо по каждому приведенному выше рейтингу, по каждому агентству, публикующему рейтинги, провести тщательную работу. Разобраться, на основании каких критериев строятся эти рейтинги, как вычисляются баллы, на основе которых рассчитывается место региона среди других регионов России.

            Есть большая вероятность, что некоторые цифры – по криминогенной обстановке, по инвестиционной привлекательности, другие параметры рейтинга – составлены на основе не точного расчета, а на базе публикаций в российских средствах массовой информации, для которых Республика Дагестан начиная с 90-х годов и на долгие годы в будущем является источником криминальных новостей, связанных со вспышками терроризма, с приключениями в ночных клубах Москвы дагестанских спортсменов.

История с попыткой строительства музея в парке Ленинского комсомола не прибавила баллов рейтингу столицы Дагестана. А гибель 9-летнего ребенка из-за собачьей стаи посреди миллионного города и последовавший за ней массовый отстрел бездомных собак резко снизили и без того низкий градус теплоты к нашей республике.

Нужна очень активная работа журналистов Дагестана в восстановлении имиджа республики как доброго края творцов, художников, работающих людей. Продвижение публикаций о республике, о том, как мы живем, как творим, как работаем, в центральные СМИ.

 

                        Межрегиональные ассоциации и мероприятия

            В России активно работает немало ассоциаций регионов, городов, предприятий. В каждой желательно принимать участие. Например, чтобы стать членом Ассоциации инновационных регионов России, надо соответствовать определенным критериям. Надо разработать дорожную карту для вхождения Дагестана в эту ассоциацию, работать по ней и участвовать в мероприятиях Ассоциации.

            Ассоциация «Малые туристические города России», в которую входят города с населением порядка 100 тысяч человек, – это, в частности, города Золотого кольца. Почему бы не войти в нее главной туристической достопримечательности Дагестана – Дербенту?

            Ассоциация «Народные художественные промыслы России» объединяет более 250 предприятий со всей страны, помогает им в организации льготного налогообложения. Почему бы Дагестану, лидеру в России по объему производства изделий промыслов, не активизировать свое участие в Ассоциации?

Таких примеров, где участие республики явно недостаточно или где республика вообще не присутствует, много.

 

            Нужно продолжать искать и привлекать инвесторов, поскольку в условиях дефицита федерального и регионального бюджетов, падения реальных доходов и роста уровня безработицы важнейшим критерием эффективности руководства республики будет его способность привлекать долгосрочных инвесторов. И неважно, иностранные это инвесторы или российские, а важно лишь то, что это позволит создать новые и качественные рабочие места, обеспечит подъем региональной экономики и рост валового регионального продукта, увеличит налоговые поступления и повысит общий уровень качества жизни в республике.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру