Городские пространства Махачкалы

Проблемы, перспективы, предложения

Во второй встрече третьего сезона «Игр журналистов» приняли участие автор проекта Тамерлан Магомедов, Саид Ниналалов, Тимур Магомаев, Идрис Юсупов, Жемилат Ибрагимова и Зайнаб Алимирзаева.

Проблемы, перспективы, предложения

В качестве экспертов выступили член Союза художников России, преподаватель истории архитектуры ДГТУ Асият Парамазова, заместитель начальника управления архитектуры города Махачкалы Иса Магомедов и директор архитектурного бюро, член Союза архитекторов России Камиль Цунтаев. В составе жюри кандидат философских наук Сабир Гейбатов, президент информационно-аналитического центра «Ракурс» Абдурахман Юнусов и политический обозреватель радио «Эхо Москвы – Махачкала» Эдуард Уразаев. Следил за соблюдением правил игры бессменный и неподкупный Джангиши Гадисов.

Проблемы

            Саид Ниналалов: «Продавалось, продается и будет продаваться все и вся: земля, сооружения, люди. Все имеет свою цену, для всего есть своя схема. «Потерянные» в 90-е годы распоряжения администрации, закрепление территории Эльтавского леса через суд, конкурсы для своих. Схемы относительно законного обогащения известны, и их гораздо больше, чем 400 у Остапа Бендера. В результате мы имеем то, что имеем. Жилые многоэтажки и магазины перекрывают свет жителям других домов. Ужасы творятся в районе канала им. Октябрьской революции, вдоль проспекта Акушинского, на Ирчи-Казака. Примеров можно привести бесчисленное множество.

            К сожалению, нет контакта между населением и чиновниками. Ровно год назад, день в день, я был на приеме у мэра Махачкалы Мусы Мусаева по поводу выделения места под памятник народному писателю Дагестана Ахмедхану Абу-Бакару. Получил устный положительный отзыв. Но воз и ныне там».

            Тамерлан Магомедов: «Городские пространства – это, в первую очередь, улицы, площади, скверы, парки. Бог с ним, когда продаются какие-то участки и строятся дома, которые через суды или постановления администрации города узакониваются. Есть целые команды, которые «шлепают» такие поддельные постановления. Понятно, что Эльтавский лес рано или поздно застроят, постоянно идет вырубка, но, даже застраивая этот лес, можно делать так, чтобы сохранить какие-то парковые зоны и скверы».

            Тимур Магомаев: «Архитектурный критик, публицист Григорий Ревзин видит город как несколько проекций: географический объект, место для инвестиций, социально-культурный и институциональный объект. Город исторически построен между горой Тарки-Тау и морем, и он расширяется в длину. И на небольшом пятачке земли расположены главные объекты города, что провоцирует проблему транспорта, коммунальной инфраструктуры. Город убивает города-спутники, которые не развиваются».

            Идрис Юсупов: «Городское пространство, которое нас окружает, – это отражение нас самих. Прежде чем говорить о проблемах города, хозяйства, транспорта, надо отметить, что это отражение подхода общества и власти. Всему происходящему есть причины: отсутствие регламентации, которую надо соблюдать, инертность городского населения по отстаиванию своих прав, смешение культур – у нас город или аул». 

 

Жемилат Ибрагимова: «Сегодняшний архитектурный облик города – результат действий администрации города за последние 20 лет. Отсутствие компетенций у руководящего звена самым негативным образом отражается на всех сферах городской жизни. Это уродование архитектурного облика города, которое повлекло за собой неэффективность буквально во всех сферах его жизни. Мы привыкли к этим условиям, но основная проблема – отсутствие гражданского общества, отсутствие консолидированности».     

 

Эксперт Асият Парамазова: «Пример объединения горожан по защите парка – не единственный. Много лет назад со здания министерства сельского хозяйства исчезло панно – образец монументально-декоративного искусства, которое общественность заставила вернуть на место. Мы в состоянии решать городские вопросы таким образом. Причина проблем города – в отсутствии профессионализма в работе властей».

           

Эксперт Иса Магомедов: «Основной причиной, по моему мнению, является то, что у города не было плана устойчивого развития, в котором районы развиваются планомерно. Город должен развиваться постепенно и правильно. Существует генеральный план города, который еще будет дорабатываться, определятся объекты, которые будут строиться».

           

Эксперт Камиль Цунтаев: «Архитектура – это застывший документ, по которому можно прочитать, какое общество находилось на этой земле. Специалисты в области архитектуры могут по зданиям понять, какие процессы происходят в обществе, насколько оно коррумпировано, какие приоритеты, насколько интеллектуально развито, какие миграции. К сожалению, у выходцев из Дагестана нет стимула возвращаться в республику, работать здесь, развиваться».

 

Прогнозы

 

            Саид Ниналалов: «Прогнозы неутешительные. После окончания эпопеи с парком имени Ленинского Комсомола началось разрушение ограждений, которые никому не мешали, – у здания федеральной структуры – ДНЦ РАН на М. Гаджиева, 45. В 2007 году «самый лучший мэр» продал федеральную землю на углу Калинина и 26 Бакинских комиссаров под проект жилого комплекса, и мы с тех пор судимся.

Лезут в парк 50-летия Октября и Эльтавский лес. Уничтожаются остатки зелени. Лицом города остается разнобойная застройка времен первичного накопления капитала. Разрушаются известные здания города. Население растет, необходим новый район с инфраструктурой».

Тамерлан Магомедов: «Мы видим на наших улицах последствия действий наших властей. Федеральная власть путем вертолетного десанта решила один вопрос, затем республиканская власть решала кадровый вопрос не один раз. Насколько я знаю, мэру города тоже поставлен срок, в который он должен устранить определенные проблемы. Замены будут происходить до тех пор, пока наши чиновники не начнут выполнять закон».

Тимур Магомаев: «Денис Соколов, говоря о Махачкале, отметил: «Село поглотило город». Для меня, как горожанина во втором поколении, важно, что люди из села уничтожили городскую культуру, но не привезли сельскую. Во власти горожане, которые не владеют культурой города и не понимают, почему население протестует против абсурдных решений. Пока во власти не будут горожане, все останется по-прежнему».

Идрис Юсупов: «Есть большая вероятность негативного развития. Стагнация, дальнейшее ухудшение или, если принять во внимание самоорганизацию граждан, что-то улучшится. Мы не можем снести весь город и построить его заново. Все перспективы зависят от воли власти и самоорганизации общества».

Жемилат Ибрагимова: «Я вижу два сценария. Негативный: придет очередной мэр, тем же путем, каким обычно приходят мэры, и начнет отрабатывать свои расходы. Будет продолжаться хаотичная застройка, будут уезжать мыслящие горожане, и город будет дальше заселяться людьми с чуждым менталитетом, не гнушающимися любыми способами заработать. Положительный: чудесным образом появится хозяйственник, который предпримет радикальные меры – снос незаконных построек, например».

Зайнаб Алимирзаева: «В проблемах Махачкалы виноваты мы все. Это единственный город в мире, где у людей есть право собственности на автобусные остановки, на которых они возводят добротные дома. В 2016 году принят Генеральный план развития, где предусмотрено множество вопросов строительства. Пока не перестанут потребительски относиться люди к своему городу, у города нет будущего».

Эксперт Асият Парамазова: «Ситуация в городе просто тупиковая. Мы ищем виноватых – власть, общество. Но во власти те же люди. Много раз обсуждаем эту проблему с архитекторами, дизайнерами. Может, все это происходит оттого, что во власти те, кому город безразличен, которых не волнует, что на месте безобразной высотки когда-то был сквер, парк».

Эксперт Иса Магомедов: «Есть проблемы взаимодействия власти с общественностью, которая ей не доверяет. Генеральный план Махачкалы 1974 года был проработан идеально с учетом освоения горы Тарки-Тау. Перспектива есть, если будет соблюдаться генплан».

Эксперт Камиль Цунтаев: «Мы можем опираться на историю, на то, что уже было. Надо понимать, куда мы развиваемся, что хотим получить, когда заработают институты, которые просвещают всех граждан. Если у людей есть гражданская ответственность и будет верховенство права, если мы сможем сами выбирать себе управленцев, то мы будем работать с тем, кто нам подотчетен».

 

Городские пространства

 

Саид Ниналалов: «Хотелось бы увидеть Генеральный план агломерации Махачкала – Каспийск не в кратком изложении, а подробный, со всеми деталями. Необходим мораторий на строительство новых объектов в центральной части города. При новом строительстве обязывать делать автомобильные стоянки под домом. Если не позволяют грунтовые воды, то под стоянку использовать первый этаж.

Городу нужно лицо. Им может стать площадь Ленина, брусчатка на которой пришла в негодность. Есть такое предложение – разбить ее в виде дагестанского ковра, который будет хорошо виден из подлетающего самолета. Гора Тарки-Тау – на ней поставить современные большие ветряные электрогенераторы. Они стали привычным элементом ландшафта во всем мире, но не в России. Пусть это начнется с Махачкалы».

Тамерлан Магомедов: «Сегодня образ города сформировался. Предлагаю создать наш, единый стиль Махачкалы с элементами горской этники. Сносить сегодня ничего не будут. Давайте строить цивилизованно. Приведу пример: в Иерусалиме запрещено строить дома без облицовки из иерусалимского камня. Заниматься образованием полутора миллиона человек в городе, где вышли в защиту парка всего 50 человек, по крайней мере несерьезно».

Тимур Магомаев: «Провести транспортную реформу, перенести рынки за город. Использовать опыт урбанистов, например, перуанского Де Сото. Разобрать с общественностью генеральный план развития города. Развитие поселков типа Семендера, Ленинкента, где нет элементарной инфраструктуры. В Семендере только сейчас построили школу, которой уже не хватает. Предстоит реконструкция улицы Буйнакского, и хотелось бы, чтобы не возникло коллизий, таких, как с парком».

Идрис Юсупов: «Обществу я предлагаю активнее отстаивать свои права, выражать свои желания и нежелание, подавать сигналы администрации, на которые та должна реагировать, а если власти не идут на контакт, идти на общественный диалог. Надо бывать в общественных пространствах – в музеях, парках. Администрации – организовывать обсуждение с участием общества. Для администрации нужна открытость, а граждане должны ее добиваться».

Жемилат Ибрагимова: «Мэр города Марселя в 2011 году очистил город от преступников и взялся за диалог с горожанами. В Махачкале необходима консолидация власти и горожан. Необходимо опубликовать генплан города. Ответственной за облик города является администрация города Махачкалы».

Зайнаб Алимирзаева: «Есть предложение провести презентацию генерального плана Махачкалы. Людям – добиваться открытости генерального плана и не нарушать его. Участки в Эльтавском лесу появляются по мошеннической схеме. Любое нарушение закона должно жестко пресекаться, и мы все должны в этом участвовать».

Эксперт Асият Парамазова: «Множество примеров, что и сегодня в городе происходят неправильные вещи – дома строятся в шаговой близости от других домов. У нас мало архитекторов, которые обучались в Дагестане и знают нашу стилистику».

Эксперт Камиль Цунтаев: «Очень интересная перспектива в Казахстане. Президент Нурсултан Назарбаев отправляет школьников учиться в Лондон или Шанхай. После окончания учебы они поступают на работу в управление архитектуры. Необходимо гражданское просвещение и подготовка грамотных кадров».

Эксперт Иса Магомедов: «Нужно развивать архитектурную школу республики, готовить градостроителей, учиться у специалистов. В Казани был проект «Сто скверов Казани», где студенты разрабатывали план реконструкции определенных участков города. Публичные слушания – о них предварительно проходят публикации на сайте мэрии».

 

В процессе работы клуба журналистов Тамерлана Магомедова прозвучало немало дельных предложений. Вопрос один: услышат ли нас? Будут ли эти предложения услышаны или, как обычно, останутся на бумаге? Готов поспорить – второй вариант гораздо более реален. Нет пока контакта между обществом и государством, и не услышат наши мнения и наши предложения.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру