#Паркнаш

Произошел небывалый в истории Республики Дагестан случай, когда власть прислушалась к мнению гражданского общества

Произошел небывалый в истории Республики Дагестан случай, когда власть прислушалась к мнению гражданского общества

Хочу поздравить всех активистов, принимавших участие в экскурсии по парку имени Ленинского Комсомола в конце января и отстаивавших парк от посягательств ретивых местных организаторов музея «Россия – моя история», заявлявших о том, что москвичи выбрали для строительства именно территорию многострадального парка и что они там, наверху, другого варианта не приемлют.

                        Проект музея и борьба за парк

            Целый гектар территории парка имени Ленинского Комсомола, бывшего Вейнерского сада, и без того сильно потрепанного за годы безвластия, планировалось отдать под новый интерактивный музей, в котором «экспонаты можно трогать руками». Какие экспонаты? Панели для выбора тем? Экраны с движущимися картинками? Голограммы? В музее не будет настоящих артефактов, дышащих историей, а есть только «живые» картинки, которые можно посмотреть и дома на любом смартфоне. Но речь сегодня не об этом.

            Защитники парка – гражданские активисты и жители домов в его окрестностях устраивали дежурства, опасаясь, что вот-вот начнут рубить деревья, подвешивали к деревьям зеленые ленточки, публиковали в социальных сетях фотографии с хэштегом #паркнаш. Мы делали все, чтобы власти поняли, что нельзя Год экологии начинать с вырубки деревьев в единственном крупном парке Махачкалы, города-миллионника, где площадь зеленых насаждений на порядок меньше положенной по закону нормы.

            Прошло несколько общественных слушаний и пресс-конференций, где представители Общественной палаты Республики Дагестан и Общероссийского народного фронта заявили о том, что являются противниками строительства нового музея на территории парка. Площадка для проведения пресс-конференций РИА «Дагестан» и конференц-зал ректората Дагестанского государственного университета не видели такого накала страстей и такого неподобающего поведения со стороны спикеров.

            Махди Рамазанов, по его словам, единственный дагестанец, попавший в кадровый резерв Президента России, отличился неумением вести пресс-конференции, адекватно общаться с людьми. Он заявил, что сегодня в парке молодежь пьет пиво, а братья Вейнеры в конце XIX века приехали в Дагестан с целью споить горцев. Вместо ответов на вопросы, он задавал свои: где вы были в 90-е годы? Почему молчали, когда в республике творился беспредел? Кто вас уполномочил говорить от имени всех махачкалинцев?

            Попытки убедить его предложить организаторам музея другой участок не принимались наотрез: Москва-де утвердила парк имени Ленинского Комсомола – единственный из шести предложенных участков, который их устроил. От слушания к пресс-конференции у Махди Рамазанова менялись цифры расходов на новый музей – от 140 миллионов до 120, менялись и источники финансирования.

            К сожалению, и некоторые горожане показали себя на последних пресс-конференциях не лучшим образом: были и выкрики с мест, проявление неуважения к спикерам, нежелание их слушать.

            Эти слушания убедили горожан в том, что власти не видят другого места для строительства пресловутого музея, и они начали писать жалобы в надзорные органы, в администрацию президента России (собрано более 4 300 подписей), депутатам Государственной думы РФ. Была подана заявка на проведение митинга, получен отказ из-за «террористической опасности», и подан иск в суд на тех, кто запретил этот митинг.

В последние дни на одиозных сайтах типа budkav.ru и в социальных сетях появились абсурдные предположения, что такая активность горожан неспроста, что нам где-то обещан мед, что дежурства в парке и акции в его защиту проплачены.

                        Решение проблемы          

            Интрига сохранялась буквально до последнего дня. Во время оглашения Послания Главы Республики Дагестан Народному собранию Рамазан Абдулатипов говорил об инфраструктуре, которая должна быть в музее: игровые комнаты, современное кафе, библиотека, зоны отдыха и развлечения внутри парка.

            Седьмого февраля на странице главы Республики Дагестан появилась запись: «В ближайшее время в столице Дагестана начнется строительство исторического парка и музея «Россия – моя история». Подобные парки появятся и в других крупных городах нашей страны; проект патронирует президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Весьма символично, что именно Махачкала стала первым городом на Северном Кавказе, который был выбран для создания этого парка. Ведь Дагестан был и остается южным форпостом России.

Перед началом реализации проекта было рассмотрено 7 вариантов предполагаемого размещения исторического парка на территории Махачкалы с учетом транспортной доступности и привлекательности для посетителей. После широкого общественного обсуждения, которое состоялось по такому поводу впервые, мною принято решение выделить для строительства участок по проспекту Имама Шамиля. Московские разработчики проекта одобрили этот участок как наиболее отвечающий правилам строительства исторического парка. А именно: место расположения будущего объекта находится в центре города, а рядом расположены вузы и школы.

Экспозиционное пространство музея будет наполнено 3D-инсталляциями, панорамными кинотеатрами и проекционными экранами. Дагестанцы получат возможность на современном интерактивном уровне прикоснуться к насыщенной истории своей страны и республики, смогут приводить в парк своих детей и приглашать гостей. Этот музей станет центром духовной культуры нашего города!

Некоторые решили пропиариться за счет этого проекта, нагнетая обстановку и дезинформируя людей, говорили, что исторический музей будет строиться на территории парка Ленинского Комсомола и что для этого вырубят множество деревьев, в то время как парк был всего лишь одним из 7 предварительных вариантов расположения нового музея. Не могу не вспомнить, что за 4 года в городах и районах Дагестана создано более 25 парков. И в дальнейшем количество и качество парков будет только увеличиваться. Кроме того, при строительстве парков мы будем учитывать необходимость расположения в них игровых зон и кафе, чтобы дагестанцы могли отдыхать в современных и комфортных условиях».

Остаются вопросы. Почему Махди Рамазанов называл только 6 вариантов, предложенных властями города для строительства исторического музея? Кто, как не Махди Рамазанов, пиарился, говоря о территории парка имени Ленинского Комсомола как о единственно возможной площадке для строительства и о том, что будет вырублено около 60 деревьев?

Но самое важное для нас, махачкалинцев, заключается в том, что решение принято. Мы благодарны главе Республики Дагестан Рамазану Абдулатипову за мудрое и верное решение – построить музей на месте строительства спортивного комплекса между проспектом Имама Шамиля и улицей Ирчи Казака, которое началось почти 20 лет назад и вряд ли когда-нибудь закончится.

Парк имени Ленинского Комсомола не тронут. Мы показали, что в Дагестане есть гражданское общество, что в Махачкале живут неравнодушные люди, которые сплотились для решения важной для горожан задачи. Сделано очень полезное дело. Думаю, организованной в защиту парка группе нельзя самораспускаться. Надо подключаться к его реконструкции, сажать в нем деревья, наводить порядок и подключаться к решению других проблем города, которых, к сожалению, немало.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру