ГБО: экономия на топливе или потеря нервных клеток?

Как оформить документы на газобалонное оборудование и что этому мешает?

Как оформить документы на газобалонное оборудование и что этому мешает?

Откуда ноги растут?

Не секрет, что дагестанские автовладельцы в большинстве своем используют в качестве топлива для своего «стального коня» именно газ. И неслучайно, ведь он на порядок дешевле бензина. Однако, зачастую автовладельцы устанавливают газобалонное оборудование без оформления необходимых документов, что, естественно, серьезно не устраивает госавтоинспекторов.

Еще 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Несмотря на это, по мнению водителей, условий для реализации требований, указанных в законе, в республике создано не было.

Действие п. 8 приложения №9 указанного регламента распространяется практически на все ТС, за исключением указанных в пункте 77 раздела 4 главы V Технического регламента, который гласит следующее:

«77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях: 

1) при установке на транспортное средство компонентов: 

предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;

предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений».

Иными словами, если ГБО установлено заводом-изготовителем и оно прошло оценку соответствия в составе данного ТС. Примером таких ТС можно назвать рейсовые автобусы, курсирующие в городе и получившие в народе прозвище «Метан».

Как накажут?

С вступлением в силу регламента у большинства автовладельцев республики возникли проблемы с законом в лице его представителей – инспекторов ГИБДД. Установка ГБО на вполне законных основаниях попала в разряд внесения изменения в конструкцию ТС, в связи с чем внесение отметки о ГБО в регистрационные документы стало необходимостью. В случае использования ТС без указанной отметки водителю грозит штраф в размере 500 рублей и последующее прекращение регистрационного учета ТС и даже уголовное преследование.

«Если в ваши документы транспортного средства не внесены соответствующие изменения об изменении технической конструкции, в том числе газобалонного оборудования, то это грозит штрафом в размере 500 рублей. Если это требование будет игнорироваться и в последующем не будут устранены соответствующие недостатки, то возбуждается уголовное дело», – уверяет старший инспектор по особым поручениям УГИБДД МВД по РД Руслан Рагимов.

Что делать-то?

Формулировки ясны, однако на деле не все так просто.

Регистрация ГБО проходит в 2 этапа, и для каждого из них нужно провести экспертизу:

• Предварительная (до установки);

• Проверка безопасности (после установки).

Предварительную проверку нужно провести до того, как на автомобиль будет установлено газобаллонное оборудование. То ест, в первую очередь водитель должен «получить разрешение» на установку ГБО. Техническая экспертиза проводится в специализированной организации, а получить разрешение нужно в МРЭО ГИБДД.

После этого можно обратиться в организацию, занимающуюся установкой газового оборудования. Причем важно, чтобы после установки организация выдала копии сертификатов на установленное ГБО, заявление-декларацию о выполненных работах.

В завершение нужно провести проверку безопасности конструкции (в той же организации, где водитель проходил предварительную проверку). В результате автовладелец получит свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. С этим документом нужно обратиться в ГИБДД для внесения изменений в регистрационные документы автомобиля.

Итак, прежде чем установить ГБО, нужно обратиться в специализированный сервис, уполномоченный выдавать необходимые документы, и получить заключение о том, что на данный автомобиль ГБО может быть установлено. После получения предварительного заключения от сервиса нужно ехать к инспектору технадзора в МРЭО. Инспектор сфотографирует машину, убедится в том, что в конструкцию ТС не вносили изменения, не связанные с установкой ГБО, откопирует все документы (паспорт, ПТС, СТС), и в течение одного дня (по регламенту) можно будет получить на руки заявление за подписью начальника МРЭО с пометкой «возможно».

Затем установщики должны выдать копии (заверенные своей печатью): лицензии на проведение работ в соответствии с техрегламентом Таможенного союза, сертификата соответствия на все установленное оборудование, паспорта на баллон (с отметками), две бумажки формы 2А и 2Б и заказ-наряд.

На техосмотре автовладелец получает диагностическую карту с указанными изменениями массы автомобиля и вида топлива. Далее копии всех этих документов плюс заявление, фотографии ГБО на машине сдаются в сервис. Еще один день, и они выдают протокол о том, что ГБО стоит правильно и это безопасно. Далее опять к инспектору, заполняется еще одна бумага, делается еще одна фотосессия у него, и он забирает всю эту пачку на подпись в Главное управление. Регламент – 30 дней. После всего этого выдается свидетельство (на простой бумаге А4), в ПТС вносятся отметки об изменении, а СТС подлежит замене.

Очередь…

Не стоит пугаться, эта схема нормально функционирует. Однако что делать тем автовладельцам, которые установили ранее ГБО без всякой документации? Стоит признать, что не только они сталкиваются с проблемами в МРЭО.

И, пожалуй, одна из главных проблем – очередь. Кто-то стоит в ней с 6 утра, кто-то – с 3 утра, а иные – уже несколько дней. Отстоять несколько часов в очереди, чтобы затем попасть в другую – так происходит процесс оформления газового оборудования в республике. Автовладельцы возмущены и просят разобраться в ситуации.

Плюс ко всему процесс регистрации сопровождается отключенными терминалами, выдающими талоны с номером очередности, сомнительными личностями, предлагающими ускорить процесс за отдельную плату.

«При таком наплыве мы физически не успеваем, хотя и работаем с 7 утра. Плюс ко всему и база вот уже месяц работает с перебоями, виснет. К сожалению, не все это понимают», – говорит госинспектор МРЭО г. Махачкалы Магомед Гитиномагомедов, пытаясь объяснить сложившуюся ситуацию.

Однако винить исключительно несовершенство системы было бы тоже неправильным. Во-первых, народ давно и тщетно призывают регистрироваться на портале госуслуг, что существенно облегчит задачу автовладельцев. Во-вторых, жители районов, вместо того чтобы получать документы на месте, едут в столицу, считая, что здесь процесс пойдет быстрее, и, естественно, увеличивают очередь.

Очевидно, что ситуация требует немедленного решения. В этом заинтересованы обе стороны, так как от неразберихи в МРЭО страдают не только простые граждане, но и репутация структур, ответственных за выдачу разрешений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру