Мухаммад-Амин (Хазахилав) ар-Ручи

Исследование биографии средневекового дагестанского ученого

Статья посвящена изучению биографии средневекового дагестанского ученого Мухаммад-Амина (он же Хазахилав), известного как специалиста в естественных науках и астрономии.

Исследование биографии средневекового дагестанского ученого
Надмогильная плита Хазахилава

Предметом исследования стали происхождение и основные вехи жизни ученого, его учителя, ученики и сфера научных интересов. В статье приведена эпитафия на надмогильной плите Хазахилава. Установлено, что он является учителем наиболее видных ученых Дагестана XVII–XVIII в. – Мусал Мухаммада ал-Кудуки, Дамадана ал-Мухи и др. Автору также удалось обнаружить стихотворное произведение ученого, в котором он говорит о бренности бытия и призывает обратиться к исламу как средству спасения души. Для воссоздания биографии ученого автор использовал и некоторые предания, сохранившиеся в селениях Тленсеруха и Рисора (ныне Чародинский район РД).

Мухаммад-Амин ар-Ручи – один из выдающихся ученых средневекового Дагестана.Известный исследователь биографий средневековых дагестанских ученых М. Мусаев считает, что Мухаммад-Амин и его ученик Дамадан ал-Мухи (о нем ниже) создали «своего рода научную школу, которая занималась преимущественно естественными науками» [1, с. 56–65].

У него учились некоторые известные ученые ХVII–ХVIII вв., в частности Дамадан ал-Мухи (из сел. Мегеб Андалалского союза сельских общин, обозначавшегося у аварцев термином бо, который более адекватно отражает специфику данного явления в социально-политической структуре средневекового Дагестана; ныне это населенный пункт Гунибского района Республики Дагестан (РД). Этот факт подтверждается записью в колофоне сочинения по математике «Шарх ал-мулаххас» Кади-заде ар-Руми (ум. 841/1437), где Дамадан своей рукой написал: «мною переписано в мадраса моего учителя Мухаммад-Амина в 1110 г. х.» (начался 9.07.1698 г.). Также стоит отметить, что известный исследователь арабоязычного письменного наследия Дагестана Али Каяев в своем сочинении, посвященном биографиям дагестанских ученых, указывает, что он был учителем естественных наук и «устазом» Дамадана [2, с. 36]. В другом сочинении, посвященном биографиям дагестанским ученым, указывается, что Дамадан «обучился шариатским знаниям, также постигал первоосновы рациональных (естественных. – Ш. Х.) наук у ученых Дагестана, в том числе у одного из выдающихся устазов – Мухаммада-Амина, более известного по прозвищу Казакилав» [3, с. 93].

Известно, что Мухаммад-Амин поддерживал тесные научные связи с ведущим средневековым дагестанским ученым Мухаммадом б. Мусой ал-Кудуки (о нем см.: [4, с. 61–70]) из села Кудутль (Хиндалалское бо, ныне Гергебильский район РД). Сохранилась памятная запись, согласно которой в 1126 г. х. (начался 17.01.1714 г.) между Мухаммад-Амином и Мухаммадом ал-Кудуки состоялся научный спор, в ходе которого кудутлинец настоял на своем, а арчибец не стал продолжать спор. Через недолгое время (несколько месяцев) Мухаммад-Амин умер, а Мухаммад б. Муса, поняв неправильность своей позиции, «совершил хиджру» в село Нукуш и посетил его могилу [5, с. 155].

Али Каяев также пишет, что Мухаммад-Амин «является первым из ученых, которые известны тем, что преподавали» естественные науки, уточняя, что «его учителя, а также место, где он сам учился, нам неизвестны» [2, с. 36]. К сожалению, нам неизвестны и многие другие детали его биографии, к примеру, дата его рождения. Известна только дата смерти. Об этом пишет и А. Каяев: «Надписи на его могиле непонятны для прочтения, и поэтому там неясна дата смерти. Но по записям, имеющимся в рукописях, где указаны даты кончины дагестанских ученых, видно, что он умер в 1126 году» (начался 17.01.1714 г.) [2, с. 36]. Посетив сел. Нукуш Чародинского района, мы обнаружили надмогильную плиту Мухаммад-Амина, которая, как оказывается, была обновлена в 1346 г. х. (начался 30.06.1927 г.). На ней не имеется даты его рождения или смерти (перевод эпитафии см. ниже). Однако аналогичную дату смерти приводят и две памятные записи, опубликованные Т. Айтберовым. В сборной рукописи ХХ в., хранящейся в мечети сел. Телетль, имеется запись о том, что «ученый Казакилав умер в 1126 (1714) году» [6, с. 160]. Такая же запись имеется в сборнике различных сочинений на арабском языке, составленном во второй половине ХIХ в. [7, с. 60]. В некоторых памятных записях имеются, правда, и другие даты его смерти (к примеру, 1136 г. х. [3, с. 139], который начался 30.09.1723 г.), однако основной массив памятных записей, а также известные исследователи биографий ученых твердо указывают на 1714 г. [3, с. 139; 2, с. 36].

Али Каяев указывает, что «хотя имя его от рождения было Мухаммадамин, но, тем не менее, в Дагестане он известен под именем Казакилав» [2, с. 36]. Известно, что в аварском языке слово хъазахъ – корень второго имени ученого (Хъазахъилав) – имеет два значения. Во-первых, в речи южных аварцев и сейчас для обозначения грузин используется не устоявшееся в литературной форме слово гуржияв, а хъазахъ. Во-вторых, этим термином обозначают потомков военнопленных, осевших в аварском селении, по происхождению своему чаще всего грузинов. Это слово происходит от названия расположенной на правом берегу р. Алазани грузинской исторической области Кизики (авар. Хъизихъ), откуда происходило наибольшее количество пленных. Исходя из этого можно предположить, что и ученый Мухаммад-Амин происходил из такой же семьи, его предки были из Грузии.

Однако в выписках Али Каяева, сделанных им из разных источников и находящихся в архиве его внука Ильяса Каяева, содержатся интересные сведения о происхождении Хазахилава1. Али Каяев пишет, что обнаружил в библиотеке некоего Ахмад-дибира книгу «Шарх ал-акаид», переписанную известным ученым Дамаданом ал-Мухи во время учебы в медресе Хазахилава в селении Рисиб (ныне известно как Дусрах и находится на территории Чародинского района, недалеко от сел. Арчиб) в месяце зу-л-каада 1099 г. х. (начался 27.08.1688 г.). На полях книги Дамадан пишет, что «родовое начало» его учителя Хазахилава находится в «округе Къушан, в селении ХIудугъ». Община Кушан состояла из шести селений, расположенных ныне на востоке Агульского района: Буршаг, Арсуг, Яркуг, Цирхе, Кураг и Худиг. В самом селении Худиг живут ныне около 100 семей, и оно расположено в центре долины Кушандере в составе Курагского сельсовета. Таким образом, предки (не ближе 3–4 колена) Мухаммад-Амина происходили из агульского селения Худиг (ХIудугъ) и, вероятно, в начале ХVI в. переселились в селение Арчиб, где на правах переселенцев не имели высокого социального статуса, чем, возможно, и обусловлено его второе имя – Хазахилав.

Вид селения Арчиб

О биографии ученого, как мы уже указали выше, сохранилось немного сведений. Он родился и прожил большую часть жизни в селении Арчиб (авар. Рочиб), входившем в состав Рисорского бо (расположено в долине реки Рисор; ныне восточная часть Чародинского района РД). Исходя из того, что умер Хазахилав в 1714 г. и при этом прожил долгую жизнь, родился он, вероятно, в конце первой трети ХVII в.

Получив начальный курс знаний по исламу и арабскому языку, он, видимо, продолжил образование за пределами Дагестана. По данным исследователя локальной истории ислама К. Мухамадова, Хазахилав знал наизусть Коран и 500 хадисов, а также основательно изучил «Сирру ар-Рабан» («Божественные сокровения») [5, с. 67]. Известно, что ученик Хазахилава Дамадан ал-Мухи владел наукой магии чисел (более известной среди дагестанцев как «наука о свойствах цифр»), которую он изучил по вышеназванной книге. Он использовал ее «для познавания тайного, предсказывая людям то, что должно было случиться» [8, с. 94].

Хазахилав, согласно данным, собранным в 1960-х гг. известным этнографом Г. А. Сергеевой, «отличался познаниями в медицине, астрономии и математике, долго путешествовал по арабским странам. О Казакилаве существует много легенд; рассказывают, что он будто умел гипнотизировать. По его плану в старой части сел. Арчи была построена мечеть. Похоронен Казакилав в аварском селении Нукуш» [9, с. 167].

По устной традиции, в старом селении Арчиб сохранились развалины старой мечети, инициатором строительства которой выступал сам Хазахилав. Помимо этих данных, имеются также сведения о том, что Хазахилав являлся дибиром (дагестанский термин, обозначающий предстоятеля, т. е. имама мечети) и кади этой общины. В библиотеке кабинета истории ДГПУ хранится книга «ал-Фаваид ад-дийаийа», переписанная жителем сел. Муги (ныне Акушинский район РД) Мухаммадом в 1111 г. х. (начался 28.06.1699 г.), во время учебы у «известного своими знаниями и деяниями посетителя обеих святынь Казакилава – имама селения Ручи» [7, с. 61]. Известно, что сам Хазахилав проживал на арчибском хуторе Алчуниб, где имел дом и хозяйство, и там же проживают ныне его потомки.

Уже в начале ХVIII в. Хазахилав переселился в селение Нукуш, которое находится в соседнем с Арчибом ущелье Тленсерух (ныне территория Чародинского района). По преданиям, сохранившимся в селениях Тленсеруха, в свое время Мухаммад-Амин обучался в мадраса некоего алима из Нукуша по имени Хаджи. Скорее всего, это дагестанский ученый XVII в., сын (?) которого Давуд-хаджи являлся учеником Мухаммада б. Муса ал-Кудуки [1, с. 56–65]. Кстати, Хазахилав и его учитель Хаджи из Нукуша упомянуты вместе в стихотворном произведении шейха Шуайба ал-Багини (1856–1912):

«Пагьму цIакъго битIарав Рочиса Хъазахъилав

ГIелму гIамал рекъарав дов ХIажи Нукъушияв» [5, с. 129].

«Чрезвычайно одаренный памятью – Хазахилав из Арчиба,

[Одаренный] подходящими наукой и нравом – Хаджи нукушец».

В близлежащих к Нукушу селениях Ириб и Рулдаб сохранились предания о Хазахилаве. Так, в Рулдабе рассказывают о том, что им было придумано устройство для определения времени совершения намаза. Его солнечные часы состояли из двух расположенных рядом каменных колонн, сложенных на горе перед селением. Таких колонн было две пары, одна, выше по склону, для летнего времени и другая – для зимнего. Проходя через эти колонны, солнечные лучи попадали на одну из линий, начерченных на стене мечети. Каждая черта означала время совершения одного из намазов – обеденного и послеобеденного. В Ирибе также помнят, что он преподавал в мадраса сел. Ириб, сделал подобное устройство для определения времени совершения намаза и т. д. [11, с. 257–258]. Известно, что в середине XVII в. в соседнем сел. Ириб функционировало мадраса, которым руководил местный ученый-правовед Талхат-кади [10, с. 48]. В нем, скорее всего, и преподавал Хазахилав.

Остатки стен мечети, построенной Хазахилавом в сел. Арчиб

Помимо прочего Хазахилав увлекался и поэзией, составляя в просветительских целях стихи религиозно-назидательного характера. В рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (г. Махачкала) Ш. Исаевым был обнаружен образец подобного творчества Хазахилава, переписанный рукой его современника – известного ученого Мухаммада ал-Убри (1683–1733) [11, с. 19]. Ниже мы приводим его содержание:

Бакараб цIаялъ гIурму кунеб буго

Огь инеб буго дир гIурму

Мехтарав дун вигьинчIого,

ГIагаршуму буго дир хоб

Дир мунагьал чуричIого.

Огь инеб буго дир гIурму

Вай бекерулеб чу гIадин,

ГIунтIулеб буго дир гIажал

ЦIакъаб бутIанчIор гIадин.

РачIа русине товбоялде

РацIадго хабалъ лъугьине

РачIа рехун тезе дунял

Ахир лъикI бихьизе

 

Зажжённый огонь пожирает жизнь

Ох, уходит моя жизнь,

Без отрезвления моего

Приближается моя могила,

Без очищения моих грехов.

Ох, уходит моя жизнь,

Подобно скачущему коню,

Приближается моя смерть,

Подобно полету стрелы из лука.

Давайте обратимся к покаянию,

Дабы вступить очищенными в могилу,

Давайте оставим этот мир,

Дабы увидеть счастливым конец.

Название «Зажженный огонь пожирает жизнь» во многом отражает душевные страдания Хазахилава, который напоминает о бренности бытия и призывает одуматься, обратиться к ценности «загробной жизни».

Во время учебы, будучи уже начитанным молодым человеком с пытливым умом, Хазахилав не согласился с учителем по поводу толкования одного из аятов Корана. По прошествии нескольких лет Хазахилав, осмыслив свою позицию по этому вопросу и поняв правоту учителя, решил проведать его, но к тому времени тот уже умер. Хазахилаву оставалось только посетить могилу учителя [12, с. 257–258]. В дальнейшем Хазахилав, возможно, не поладив в чем-то со своими сельчанами, переехал в Тленсерух и осел в Нукуше. По преданию, во время следующего своего визита в Нукуш Хазахилав тяжело заболел и почувствовал, что учитель «не отпускает его». Хазахилав поселился в Нукуше и занялся преподавательской деятельностью.

Али Каяев также указывает, что, «будучи преподавателем в медресе аула Нукуш Тленсерского участка, он умер и похоронен там же» [2, с. 36]. На самом деле перед смертью Хазахилав завещал похоронить себя в Нукуше, где прошли последние годы его жизни, что и было сделано сельчанами. Узнав о смерти ученого, родственники и сельчане Хазахилава пришли через перевал, чтобы забрать тело своего ученого для захоронения в Арчибе. Однако нукушцы, сославшись на завещание Хазахилава, уже похоронили ученого, и в результате переговоров было решено оставить тело на нукушском кладбище [5, с. 67].

При посещении Нукуша в 2013 г. нам удалось найти могилу Хазахилава. Правда, надмогильная плита оказалась обновленной в 1920-х годах. Эпитафия, написанная на арабском языке, гласит: «Это усыпальница (маркъад) благородного шайха, святого человека (вали), известного в народе ученого Мухаммад-Амина, прозванного (ал-мулакъаб) Хазахилав (Къазакъилав), родившегося в Арчибе (Ручи), умершего в Нукуше. Обновлена эта могила общиной (къабила) Нукуша в 1346 году (начался 30.06.1927 г.)».

 

Литература

1. Мусаев М.А. Традиции изучения и преподавания астрономии в Дагестане // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2011. №3. С. 56–65.

2. Каяев Али. Тараджим улама-и Дагистан (Биографии дагестанских ученых) // Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1 (на тюрк. яз.).

3. Айтберов Т.М. Памятные записи из Сборника №531 и др. // Письменные памятники Дагестана ХVIII–XIX вв. Махачкала: Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, 1989. С. 137–140.

4. Мусаев М.А. Материалы к биографии Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки (первая часть) // Вестник Института ИАЭ. 2014. № 3. С. 61–70.

5. МухIамадов К. ЧIарада районалъул исламияб тарих. МахIачхъала: Ихлас, 2009. 310 гь. (на авар. яз.).

6. Айтберов Т.М. Обзор некоторых рукописных собраний Дагестана // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала: Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, 1991. С. 144–161.

7. Айтберов Т.М., Абдулкеримов М.М. Обзор некоторых рукописных собраний Дагестана // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала: Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, 1988. С. 44–65.

8. Мусаев М.А. Дагестанские арабографические биографические и историко-биографические сочинения второй половины XIX – начала XX века и место в них ученого-богослова XVII–XVIII вв. Дамадана ал-Мухи // Исламоведение. 2012. №4. С. 88–96.

9. Сергеева Г.А. Арчинцы. М.: Наука, 1967. 192 с.

10. Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. Опыт исследования биографии дагестанского алима (Талхат-кади из Ириба) по местным письменным источникам // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. Т. 30. Вып. 4. C. 45–52.

11. Гусейнов Г. Убри и Убра. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2008. 195 с.

12. Хапизов Ш.М. Тлейсерух (Кьесер): Историко-этнографический очерк. Махачкала: Деловой мир, 2008. 380 с.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру