Вольное экономическое общество о состоянии экономики России

В Колонном зале Дома Союзов в Москве 11 ноября ведущие ученые и эксперты в сфере экономики, политики обсуждали экономическое будущее страны

 На этот день в России приходится новый профессиональный праздник – День экономиста.

В Колонном зале Дома Союзов в Москве 11 ноября ведущие ученые и эксперты в сфере экономики, политики обсуждали экономическое будущее страны

Два с половиной века назад, 11 ноября 1765 года, была учреждена первая в стране общественная организация с целью активизации государственной экономики – Императорское Вольное экономическое общество (ВЭО). В его состав вошли лучшие умы России: политики, военные, чиновники и дворяне. Современные экономисты занимаются тем же с учетом достижений и ошибок прошедших веков и лет.

 

            Задачи Вольного экономического общества

 

Президент ВЭО, профессор Сергей Бодрунов, открывая Всероссийское экономическое собрание, рассказал о направлениях деятельности общества. Благополучие населения, демографические проблемы, социальные программы, культура общества, финансовое здоровье, курсы валют, направления политики – элементы единой системы, взаимодействие которых изучает экономика.

Важнейшие задачи ВЭО – ликвидация экономической безграмотности населения, подготовка специалистов для экономики будущего, базирующейся на знаниях, наукоемких технологиях и новой индустрии, выработка новой, несырьевой, модели развития Российского государства. Нужны профессионалы, понимающие внутрихозяйственную ситуацию и исследующие пути развития глобального экономического пространства. ВЭО – уникальная дискуссионная площадка, где специалисты в разных отраслях высказывают идеи, обмениваются опытом, обсуждают вопросы развития человеческого бытия.

Работа ВЭО особенно важна сегодня, в эпоху перемен, когда казавшиеся незыблемыми экономические законы либо перестают действовать, либо открывают новые грани. Наша цивилизация в эпоху смены экономической парадигмы нащупывает пути перехода к новому технологическому укладу. Эти тектонические движения сопровождаются ломкой привычных экономических схем и социальных конструкций. Технологические инновации ближайших десяти лет будут сопровождаться изменениями социального устройства, всей экономической и геополитической системы.

В старой экономической парадигме главными ресурсами были материальные. Позитивная конъюнктура на рынке энергетических ресурсов, недоучет ценности индустриального сектора как локомотива экономики привели к тому, что развитие добывающего сектора шло в ущерб индустриальной экономике, производству. Для России сырьевые перекосы обернулись реальной угрозой национальной безопасности.

События 2014 года обострили проблемы российской экономики, недостатки существующей экономической модели. Президент России говорил о необходимости наметить ключевые ориентиры и выбрать концепцию развития до 2025 года.

 

 Россия в глобальном мире. Поиски новой модели экономического развития

Добиться устойчивости экономики, обеспечить ее восприимчивость к новым движениям и передовым направлениям. Мы не имеем права оказаться на обочине глобальной экономики и на периферии цивилизационного развития.

Обсуждение этих задач началось с доклада академика Виктора Ивантера. В частности, он сказал, что, являясь директором Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, занимается именно прогнозированием, но не предсказаниями. Экономический прогноз – это оценка последствий от действий или бездействия.

У России есть четыре сектора, в которых мы сильны. Первый – оборонная промышленность, второй сектор – сельскохозяйственное производство. Третий и четвертый – металлургия и химия полимеров. Ключевым сектором сегодня является сектор инвестиционного машиностроения. Он будет развиваться, если мы создадим нормальные условия. Экономический потенциал развития России в добывающих отраслях – 6–8%, а в области обрабатывающей он выражается двузначными цифрами.

Важнейшей мерой по восстановлению экономического роста в нашей стране должна стать стабильность рубля и снижение уровня процентных ставок. Необходимо рефинансирование потребности российских предприятий в инвестиционных и оборотных средствах, сократить зависимость бюджета от нефтегазового сектора. «Мы успешно продаем нефть, газ, оружие. Но при этом у нас ужасающая структура импорта: покупаем продовольствие в Новой Зеландии. Наркотическая игла, на которой мы сидим, – это не экспорт, это импорт. С нее нужно слезать», – отметил Виктор Ивантер.

            Губернатор успешного региона

 

Губернатор Белгородской области, член-корреспондент РАН Евгений Савченко, которого называют белгородским Ли Куан Ю, рассказал о том, как добиться позитивных изменений. «Нужны программы, где основным покупателем и потребителем продукта станет население. Предлагаю два национальных проекта: строительство автомобильных дорог и расширение масштабов строительства индивидуального жилья. До 2025 года надо построить 50 тыс. км автобанов, соединив ими региональные центры и большинство районов. Для этого потребуется 10 трлн руб. До 2030 года окупились бы затраты, а дополнительные поступления в бюджет от наличия качественных дорог составили бы до 5% от ежегодного роста ВВП», – подчеркнул губернатор.

 Проекты Евгения Савченко повторяют то, что не раз помогало развитым странам продержаться в кризисы и достойно выйти из них. «Надо ежегодно вводить в эксплуатацию не менее 1 млн частных домов, примерно 130–150 млн кв. м жилья. В эти дома за 10 лет можно переселить четверть населения страны, поднять уровень жизни простых российских граждан и улучшить демографическую ситуацию. Для реализации этих проектов ежегодно необходимо 3–4 трлн руб.», – заявил губернатор Белгородской области.

Мультипликативный эффект от реализации данных программ даст экономический рост не менее 3–7% в год, укрепление социальной стабильности и национальной консолидации российского общества.

            К словам губернатора области с населением около 1,1% населения страны и обеспечивающей 4,2% всего сельскохозяйственного производства стоит прислушаться. Член-корреспондент Российской Академии наук Евгений Савченко является губернатором области с 1993 года. Белгородская область устойчиво на первых местах в рейтингах по инвестиционной привлекательности регионов, по качеству жизни, по эффективности губернаторов и многих других.

 

            Экономика знаний

 

Евгений Савченко говорил о развитии отечественной науки и кратном увеличении ее финансирования. Решать проблему можно не только за счет увеличения бюджетных отчислений, но и за счет средств крупных корпораций. Каждая компания с бюджетом 5 миллиардов рублей и выше должна иметь инновационное подразделение – лабораторию, конструкторское бюро, научно-исследовательский центр, как это принято в западных странах, где половина научных исследований финансируется не государством. В структуре стоимости западных компаний половина – нематериальные активы – ноу-хау, образцы, модели и так далее. Надо вкладываться в инновации, это отвечает и стратегическим целям. Вложения в науку должны исчисляться не десятками, а сотнями миллиардов рублей. На принципах государственно-частного партнерства начнется возрождение академической, отраслевой и университетской науки и прекратится утечка мозгов из нашей страны.

Первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной думы РФ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех» Олег Смолин сказал, что 3/4 экономических проблем не связаны с санкциями, а возникли по внутренним причинам. Бюджет на 2017–2019 годы не соответствует формуле о том, что развитие человеческого потенциала является ключом к модернизации страны.

По мнению заведующего кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ академика РАН Абела Аганбегяна, на состояние экономики в стране повлиял отток капитала и сокращение инвестиций в отрасль «экономики знаний». В развитых странах рост экономики на 70% зависит от объема интеллектуальных инвестиций. В России в приоритете капиталоемкие топливно-энергетические отрасли, которые забирают основные объемы инвестиций. «Бюджет России сократится от 16,8 трлн в 2016 году до 16,18 трлн в 2019 году. При минимальном уровне инфляции – 4% в год – расходы бюджета 2019 года будут на 15% ниже, чем в 2016 году. Расходы на образование и здравоохранение сокращаются, что сильно ударит по экономике и потянет ее вниз», – сделал вывод академик Абел Аганбегян.

Бюджет России – это бюджет не экономического роста, не стагнации, это бюджет рецессии, которая в России продолжается второй год. Уровень валового внутреннего продукта снизился на 4%, инвестиции – на 15%, из-за падения цен на нефть экспорт снизился вдвое. Розничный товарооборот упал на 15%, доходы населения – на 9–10%, расходы на образование – на 15%.

«Рукотворная стагнация началась в 2013 году, – отметил Абел Гезович. – Она является следствием неправильной экономической политики. Старая модель управления, старые источники экономического роста не работают». Необходимо заменить старую, дискредитировавшую себя экономическую модель развития, найти новые источники экономического роста и источники средств на инвестиции.

 

            Лидер либерал-демократов об экономике, которой нет

            Председатель Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский поставил немало достаточно серьезных вопросов: «Россия может развиваться только при жесткой вертикали исполнительной власти в рамках цивилизованного государства. При царе так было – советская власть сохраняла жесткую вертикаль государственной власти, но убрали централизацию государства, получили рыхлую федерацию с правым выходом. Начиная со времен этого алкаша Ельцина и жесткой вертикали власти не стало, и централизации государства. Нужна жесткая власть. По-другому наше государство развиваться не может».

По мнению Владимира Жириновского, стандарты и экономические схемы западных государств нельзя переносить в российские реалии. У нас выше производственные затраты, и это надо заложить в расчеты. Возлагать надежды только на предпринимательство так же бессмысленно, как и только на государство. Необходимо нечто среднее. Существуют вопросы государственной безопасности, которые невозможно решать в частном порядке: борьба с опасными вирусами, угрожающими животноводству, контроль безопасности ввозимых детских игрушек, продуктов и т. д.

            «Вместо того чтобы высокие затраты производителей компенсировать низкими ценами на топливо и электричество, они, наоборот, поднимаются. Разве это не диверсия? Выполнили рекомендации Всемирного банка и Международного валютного фонда, все рекомендации, как оказалось, направленные на разрушение нашей экономики. Нас уговаривали вступить в ВТО. Вступили. Покажите выгоду, что у нас стало лучше?

Приватизация! Все! Заживем отлично! Все приватизировали при Чубайсе. Где успех?! РАО ЕС расчленим – и сразу станет энергии больше и дешевле. Расчленили. Энергия стала дороже, и все станции через одну ломаются. Где же экономический подход? Цыплят по осени считают. Осень уже наступила! Ноябрь 2016 года! Пора посчитать! И кого-то подвинуть с тех постов, где они неправильно рулят нашей экономикой», – отметил он.

Жириновский заявил, что надо возрождать отраслевые министерства, которые должны кредитовать производственные предприятия под низкий процент. Необходимо снизить торговые надбавки, ограничив их определенным потолком, сократить НДС для обрабатывающей промышленности, валютные резервы использовать на запуск производств, и мы больше получим денег от продажи их продукции.

Жириновский поделился впечатлением от недавно прозвучавшего прогноза развития мировой энергетики до 2040 года: «Объявили, что скоро кончится нефть. Откуда такая информация?! На 300 лет нефти, газа, угля, леса хватит! Работайте, а не давайте эти дурацкие прогнозы. В Америке давали прогноз – Хиллари! Ну и где эта Хиллари? Пришел другой к власти. Не хочу себя хвалить, но вся Европа – только Хиллари! У нас все политологи – Хиллари! Социологи, журналисты, ВЦИОМ – никто не дал публично правильный прогноз. Только я один на всей планете Земля!»

            Собрание ВЭО проходило 11 ноября. Владимир Жириновский действительно умеет давать правильные прогнозы. «И кого-то подвинуть с тех постов, где они неправильно рулят нашей экономикой!» – заявил политик. Не прошло и недели, как неожиданно для всех «подвинули» министра экономического развития России Алексея Улюкаева, который, по-видимому, наконец, нашел подлинное дно. Снизу уже не постучат…

            В течение Всероссийского экономического собрания прозвучало немало дельных предложений, внедрение которых подстегнет экономику страны. Услышат ли их предложения? Сегодня у власти есть понимание того, что пора изменить экономическую политику страны, но какую политику вести, власть не ведает. Кто победит в спорах о том, как развивать экономику, неизвестно. Будет Россия еще 20 лет жить в условиях стагнации, как предсказывал совсем недавно еще вольный министр экономического развития? Или страна пойдет другим путем? Нет ответа.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру