Турецкие дагестанцы на протяжении 140 лет хранят национальные традиции

Дагестанцы, проживающие в деревне Гюнейкой округа Ялова в Турции, чтят традиции своего народа и пытаются донести их до всех последующих поколений

Кавказские семьи из Дагестана обосновались в Ялове примерно 140 лет назад и с тех пор стараются сохранить все национальные обряды, будь то свадьба, празднование Курбан-байрама или рецепты дагестанской кухни.

Дагестанцы, проживающие в деревне Гюнейкой округа Ялова в Турции, чтят традиции своего народа и пытаются донести их до всех последующих поколений
Алпай Текин

Население деревни Гюнейкой составляют  дагестанцы аварского происхождения, потомки знаменитого героя народов Кавказа Шейха Шамиля. Наряду с ними в селении проживают лезгины и даргинцы. Деревня была основана Шейхом Мухаммедом Медени во время миграции дагестанцев на Османские земли в 1874–1875 годах.

В настоящее время численность населения Гюнейкоя сократилась почти наполовину, основную ее часть составляют пожилые люди. Сельские жители, много лет назад оторванные от родных земель, на протяжении десятков лет бережно охраняют свои традиции и обычаи.

Семидесятилетний внук бывшего старосты деревни Мухаммеда Медени Алпай Текин поведал о том, что сначала его дед приехал в Стамбул, а уже позже перевез за собой свой народ. «Правивший тогда султан Решад отдал дагестанцам деревню Султание неподалеку от Чифтликёя. Уже были выданы все документы, однако мой дед отказался, сославшись на то, что в тех краях слишком много комаров. Чуть позже со словами: «Это место похоже на мою деревню» – он принял решение обосноваться здесь», – говорит внук основателя.

Текин рассказал о том, что на момент основания деревни в ней насчитывалось около 700 хозяйств, однако количество резко уменьшилось после окончания Освободительной войны: «Мой дед умер в 1917 году, а его место занял зять Шейх Шерафеттин Бингёль. Когда греки заняли наши земли, многие жители села покинули свои дома. Вместе с жителями еще нескольких деревень они отправились на место нынешнего города Гейве в округе Сакарья. Там они прожили 1,5–2 года. Когда война закончилась, дагестанцы вернулись, чтобы посмотреть, что осталось от их родных домов. Греки пытались сжечь даже нашу мечеть, но у них ничего не вышло. Количество хозяйств в деревне упало до двухсот. Сейчас у нас насчитывается 314 домов, но почти все они пустуют. После смерти стариков молодежь уезжает в Стамбул. Только летом наши края оживляются».

Рядом с усыпальницей основателя деревни и его зятя расположен фонтан, построенный в честь Султана Решада. В прошлом году он был отреставрирован министерством культуры и туризма Турции.

«В нашей деревне почти не осталось детей и в связи с этим и школ, – добавляет Текин. – Мы стараемся сохранить нашу кавказскую культуру, бережем рецепты десертов, национальных блюд. У нас есть свои особые свадебные танцы, не похожие на танцы черкесов. Мы делаем все возможное, но численность населения с каждым днем сокращается. У меня двое детей, и оба они уехали из этих мест. Раньше молодые люди и девушки находили себе пары среди жителей деревни. Теперь они выходят замуж и покидают деревню. Мы стараемся научить наших женихов и невест старинным традициям и обрядам».

Владелица заведения с местной кухней Айше Яман рассказала о том, что, несмотря на огромное количество разнообразных рецептов, особое место занимают блюда из теста. Самые известные национальные блюда – хинкал и пиде. «Хинкал мы готовим с добавлением кисловатого фарша. Мы делаем хинкал с фаршем, зеленью, сыром, картофелем и кабачком. Также у нас есть своя дагестанская халва «бакук». Она бывает с грецким орехом, с фисташками, с кунжутом. Такую халву вы больше нигде не найдете. Все эти рецепты передали нам наши предки, и мы бережно храним их для последующих поколений», – добавила Айше.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру