Чрезвычайная ситуация, или Несостоятельность столичных властей

Руководство Махачкалы в очередной раз показало свою несостоятельность перед проблемами города

Руководство Махачкалы в очередной раз показало свою несостоятельность перед проблемами города

«Дождь лил четыре года одиннадцать месяцев и два дня. Порой он словно бы затихал, и тогда все жители Макондо в ожидании скорого конца ненастья надевали праздничные одежды, и на лицах у них теплились робкие улыбки выздоравливающих; однако вскоре население города привыкло к тому, что после каждого такого просвета дождь возобновляется с новой силой».

Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества»

                                    Журналисты на стороне зла

          Прошло всего две недели, как человек, неуловимо похожий на Грю – героя мультфильма «Миньоны», мэр Махачкалы Муса Мусаев в полутемном задрапированном красным зале ресторана «Тао» читал наставление дагестанским журналистам. По мнению мэра, журналисты не видят в городе позитивных изменений. Не видят праздников, которые проводит мэрия. Не видят цветов, которые высаживает администрация города. Не видят скверов, разбитых вдоль некоторых улиц Махачкалы. Не видят того, что канализационные стоки не выливаются в море в районе городского пляжа и пляжа «Березка».

            Как сказал мэр Махачкалы, видят дагестанские журналисты только плохое: хаотическую застройку последних свободных мест в городе, горы мусора на улицах, многочисленные ямы и выбоины на проспектах, последовательное уничтожение деревьев, планомерное сокращение территории парков. Оригинально на этом фоне выглядят спорадические попытки мэрии украсить городские памятники, благодаря чему статуя Махача Дахадаева на Привокзальной площади неожиданно заблестела золотом.

            Прошла всего неделя, как несколько солидных государственных мужей – два заместителя мэра Махачкалы, руководитель Дагестанского отделения «РусГидро», начальник всеми горожанами горячо любимого Махачкалаводоканала (или всеми горожанами горячо любимый начальник Махачкалаводоканала) провели встречу с журналистами.

Журналисты поняли, что без воды махачкалинцы не останутся, хотя вода в город по Миатлинскому водоводу не будет поступать в течение двух недель. Наверное, не останутся. А может, кое-где будут перепады с водой. А на этот случай есть волонтеры – тимуровцы, которые, наверное, будут носить воду в квартиры ветеранов, заранее помеченные звездочками. А может, и перебоев не будет.

Итог этой пресс-конференции, этого нагромождения вариантов – горожане скупили, где могли, большие емкости для воды и запаслись ею впрок минимум на месяц. Как оказалось, зря…

                        Катаклизм

            Беда в город пришла не с севера, не с юга. Она пришла с неба – осенним бесконечным дождем. Объем выпавших за несколько дней осадков превысил месячную норму, хотя для Махачкалы такая погода в это время года – обыкновенное дело. Оказалось, что ни город, ни горожане не готовы к осени, не готовы к похолоданию, не готовы к дождю.

            Дождевая вода понеслась по улицам Махачкалы, унося с собой мусор, который забил немногочисленные ливневые канализации, очень дешево отремонтированные, по гордому утверждению мэра Мусы Мусаева. Вода начала подтапливать подвалы в некоторых районах города. Выбоины на дорогах, замазанные асфальтом во время ямочного ремонта, о котором вещал довольный собой градоначальник, вскрылись тоже очень быстро. Улицы Шамиля, Акушинского, Петра Первого, Бейбулатова превратились в бурные горные реки с порогами и перекатами. Городские проспекты встали в пробках. В столице Дагестана, миллионном городе, центре будущей Буйнакско-Махачкалинско-Каспийско-Карабудахкентско-Манасской агломерации, стало большой проблемой просто перейти дорогу, сходить в магазин за углом, отвести ребенка в школу.

            Недавние заявления главы городской администрации о том, что мэрия работает лучше всех, сменились оправданиями ее работников. Начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы Гаджимурад Абдуразаков назвал причину сложностей в городе с дождевой водой: местные системы ливневой канализации и приемники, сооруженные несколько десятилетий назад, не справляются с нагрузкой и большим объемом воды. «Застройка жилых массивов, сооружение общественных, культурных, промышленных объектов Махачкалы требуют обязательного устройства ливневой канализации. К сожалению, в Махачкале эти требования зачастую не выполняются. Более того, нерадивые застройщики умудряются перекрывать имеющиеся стоки воды. Последствия всех этих действий мы наблюдаем сегодня», – заключил начальник управления.

            Господин начальник, а кто выдает разрешения на строительство нерадивым застройщикам? Кто принимает в эксплуатацию построенные ими с множеством нарушений дома? Не мэрия Махачкалы? Или это опять прежние градоначальники виноваты?

            За день до начала бесконечного ливня в Дагестане резко снизилась температура воздуха – осень как-никак. Мы, махачкалинцы, к этому-то готовы. У нас на старте обогреватели, радиаторы, тепловые пушки, в конце концов, кондиционеры, которые можно поставить на режим «тепло».

Но не готовы к таким скачкам напряжения городские службы. В итоге начались отключения света целыми районами, причем на много часов. Результат – начинают болеть дети, замерзшие в холодных школах, промочившие ноги по пути домой, где тоже не находят тепла.

            Телефоны всех аварийных служб оказались практически недоступны. Не дозвониться никуда и никому. Рекомендации городских властей, чтобы мы в случае необходимости обращались в единую дежурно-диспетчерскую службу столицы, в этой ситуации выглядят насмешкой.

                        Транспорт

            Беда, как говорится, не приходит одна. Вторая беда зрела давно, но разразилась над Махачкалой именно в преддверии потопа.

            Много лет транспортные проблемы махачкалинцев решают маршрутные такси. Маршрутки с раннего утра до позднего вечера объезжают все закоулки большого города, останавливаясь не на остановках, как этого требуют правила, а там, где удобно пассажирам. Маршрутки и их водителей принято ругать за то, что микроавтобусы не всегда выглядят опрятно, далеко не у всех новые салоны, многие водители слишком легко относятся к соблюдению правил дорожного движения. Но ни новые автобусы, ни троллейбусы сегодня их в полной мере не заменяют, не заменят и в обозримом будущем, если не будут закуплены дополнительно транспортные средства. Хотя стоит отметить, что эти же автобусы, которые были закуплены по личной инициативе главы Дагестана, намного смягчили зависимость города от микроавтобусов.

            Непрерывно растущая цена на бензин вынудила подавляющую часть водителей установить на свои автомобили газобаллонное оборудование, что экономит практически половину расходов. Газовое оборудование служит на многих машинах долгие годы, не создавая никому проблем. Но чья-то «светлая» голова решила, что для установки газового оборудования нужно определенное разрешение, за получение которого можно потребовать деньги. Что-то запретить и что-то потребовать за получение нового разрешения – это обычный способ зарабатывания денег для наших чиновников. И закрутилось колесо власти, первый оборот которого пришелся именно на дни ненастья в Дагестане.

            Неожиданно для всех почему-то именно в эти дни высыпавшие на улицы многочисленные и вездесущие сотрудники ГИБДД начали рейдовые мероприятия – проверку наличия в техническом паспорте печати, подтверждающей разрешение на установку в машине газового оборудования. Машины тех водителей, у кого печатей не было, забирали на платную стоянку. Это вызвало первую, пробную перед дождями пробку в Махачкале на проспекте Акушинского.

            В Управлении промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства города Махачкалы под руководством начальника Саадулы Исмаилова прошло экстренное совещание, причиной которого стал транспортный коллапс, образовавшийся в течение последних дней в Махачкале, в Хасавюрте и Кизилюрте, где не хватает машин на линиях.

            Юрист компании «Автоград» Малика Узерова разъяснила, с чем связаны сложности в организации пассажирских перевозок: «Транспорт отсутствует в связи с тем, что всех проверяют на предмет наличия регистрации газового оборудования. Процедура оформления требует определенного времени, есть компании-посредники, которые собирают материал и анализы с газового оборудования для отправки в Москву, и только Москва может дать соответствующую регистрацию. Нам озвучиваются сроки оформления – от двух недель до месяца. Мы требуем, чтобы водители сняли газовое оборудование на период регистрации и ездили на бензине, дабы обеспечить горожан необходимым количеством транспорта».

            Почему городские власти не знают о неожиданных инициативах работников ГИБДД? А если знают, тогда почему власти города дают возможность ретивым сотрудникам правопорядка создавать неудобства и отнимать средства у водителей маршруток, которые решают проблемы горожан и исправно платят в казну налоги?

                        Горожане

            Во всем мире, когда что-то происходит, люди каким-то образом объединяются и начинают помогать друг другу. Во всем мире, только не в Дагестане, только не в Махачкале. Если нас ждет праздник – Ураза-байрам, Курбан-байрам, Новый год, то только в Дагестане, и нигде более, значительно поднимаются цены на продукты.  Есть редкие исключения из правил, но они настолько редки, что о таких случаях рассказывают как о чудесах, которые позже станут легендами Махачкалы. Легендой стал водитель джипа, остановивший свою машину перед группой молодых людей, которые не могли перепрыгнуть полноводную реку на обочине улицы – слишком широка была река. Он открыл задние двери своего автомобиля, и молодые люди воспользовались салоном машины как мостиком для перехода на тротуар.

            Водители маршруток разделились на несколько лагерей. Те, кто работает на бензине, по-прежнему ездят своими маршрутами. Часть тех, кто использует газ, ждет получения разрешения. Большая часть маршруток на газе стоит на приколе – их хозяева то ли бастуют, то ли ждут лучших времен. Это самый простой способ – не объясняться с теми, кто не дает работать, а наказывать тех, кто платит деньги, простых людей, которым нужно добраться на работу и вовремя вернуться домой. Крайними в этой ситуации остается рядовые жители Махачкалы.

            Те, у кого нет времени ждать редких маршрутных такси и кто не поместился в переполненные автобусы и троллейбусы, вынуждены ловить такси. А таксисты, обрадованные таким ажиотажем, удваивают и утраивают цены на свои услуги, показывая себя истинными дагестанцами, не имеющими ни чести, ни совести.

            Наверное, придет время, когда дагестанцы станут сплоченнее, когда научатся решать проблемы вместе, когда перестанут искать личную выгоду в чужой беде. Но это пока фантастика.

                        Реальность

            А реальность такова. К концу месяца кончатся дожди. В домах станет теплее. Улицы кое-как приведут в порядок. Ямки и колдобины останутся до весны. А мы будем ждать зиму, которая обещает быть очень холодной. Зима, как всегда, придет неожиданно и ударит морозом по всем нам. Будут лопаться замороженные трубы, будут снежными сугробами перекрыты улицы, махачкалинцы будут протаптывать в них дорожки, а администрация города – рапортовать о готовности к весне, к лету, к чему угодно, только не к работе.

            В том, что неожиданно наступила зима, будут вновь виноваты журналисты, которые не видят в городе хороших изменений и праздничных мероприятий, а видят только негатив. На деле журналисты видят все: и хорошее, и плохое. Только негативный эффект от мусорной кучи, растущей на обочине улицы города, перевешивает позитивный эффект от десяти праздников, устроенных для горожан.

Самое главное, что увидели журналисты – несостоятельность городских властей, их неспособность решать не только форс-мажорные ситуации, но и обычные, текущие, ежедневные задачи.

Городу нужны сити-менеджеры, которые умеют ставить задачи и решать их. Городу нужен руководитель, который остановит беспорядочное строительство в Махачкале, снесет незаконно построенные дома и заправки, восстановит городские парки, приведет в порядок улицы, решит раз и навсегда проблему мусора, избавив нас от всяких фирм типа «Эко-М». Городу нужен глава, который будет на стороне горожан, будет рядом с горожанами, который будет открыт для общения, для конструктивного диалога со всеми, в том числе и с критикующими действия мэрии журналистами.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру