Жилищно-коммунальное хозяйство – третья беда Дагестана

Подошел к середине второй цикл «Игр журналистов» – проекта Тамерлана Магомедова

Четвертая встреча состоялась 1 октября в учебной аудитории гостеприимного дагестанского филиала Южного федерального университета.

Подошел к середине второй цикл «Игр журналистов» – проекта Тамерлана Магомедова

В ней приняли участие Эдуард Уразаев, Жемилат Ибрагимова, Саид Ниналалов, Зайнаб Алимирзаева, Шамиль Зулкарнаев. Выбирал лучших игроков Альберт Эседов, модерировал игру ее автор Тамерлан Магомедов. Вопрос участникам игры был поставлен следующим образом: «Рост тарифов ЖКХ и качество предоставляемых услуг».

                        Причины плачевного состояния дел с ЖКХ

Эдуард Уразаев выступил с подробным и развернутым объяснением: «Несмотря на победные рапорты о почти 100-процентной готовности ЖКХ к зиме на ежегодных осенних заседаниях в правительстве, министерствах, а также администрациях городов и районов Дагестана, ситуация в этой сфере довольно тяжелая и связана со многими причинами.

Причины общего характера – это хроническое недофинансирование ЖКХ из республиканского и муниципальных бюджетов, что привело к высокому (до 70–80%) уровню изношенности, прежде всего, водопроводных и тепловых сетей. Во многих городах и районах высок также уровень изношенности электрических и газовых коммуникаций. Строительство и ремонт автодорог явно не успевают за возросшими грузовыми и пассажирскими перевозками. Частные инвесторы из-за высоких административных и коррупционных барьеров в ЖКХ почти не вкладываются.

            Ситуация усугубляется невысоким качеством управления сферой ЖКХ, связанным с воровством ресурсов и выделяемых денег, коррупцией, медленным внедрением современных технологий, отсутствием прозрачности и открытости в финансовой стороне деятельности компаний.

Несовершенство законодательства позволяет уходить от ответственности руководителям компаний, занимающихся услугами в сфере ЖКХ. Контролирующие и правоохранительные органы редко проверяют эффективность использования средств, направляемых организациям, призванных обеспечивать функционирование и улучшение ситуации в отраслях этой сферы.

К сожалению, за долгие годы хищений энергетических и водных ресурсов и обмана государства у значительной части населения сформировались привычки обходить закон и участвовать в коррупционных схемах, что стало еще одной причиной (фактором) нарастания проблем в ЖКХ».

Другие участники игры говорили больше не о плачевном состоянии дорог, тепловых сетей и других объектов ЖКХ, а о тотальной коррупции, пронизавшей эту систему.

По сути, ЖКХ в Дагестане – неиссякаемый источник дохода для тех, кто собирает средства с населения. Путей получения доходов существует множество:

 – попытки собрать все деньги в одном месте, в руках одного посредника, уже были – это ГЕРЦ (Городской единый расчетный центр) Саида Амирова, и, возможно, будут предприняты вновь;

– регулярная замена счетчиков за немалые деньги, вызванная переходом на новые пломбы, на систему электронных расчетов, на изменение климата, на что угодно, в любом случае население хоть и ропщет, но платит;

 – более высокая цена на электричество, газ, воду, чем в других регионах, немыслимые накрутки. Множество посредников, через которых проходят платежи, причем не факт, что эти посредники доведут деньги до непосредственного поставщика, например, электричества. Создаются новые посредники, банкротятся старые, и неимоверные средства, аккумулированные в кармане посредников, остаются многомиллиардным долгом жителей республики;

– взимание платы за несовершенные услуги. Есть немало микрорайонов, где не часто бывает горячая вода, в сезон не работает отопление, мусор вывозят не часто, но деньги за все эти услуги взимают регулярно.

            Особое отношение к расчетам за потребленное электричество у тех, кто принимает средства (названия этих организаций и их принадлежность тоже регулярно меняются). Я как-то  оплачивал за электроэнергию в новеньком здании «энерго – чего-то там» на улице Радищева в Махачкале, выстоял большую очередь, получил квитанцию, на которой почему-то была указана сумма выше, чем по счетчику. После долгих хождений по инстанциям, в конце концов, выстояв еще одну очередь, попал в третий кабинет, где получил новую квитанцию без переплаты. Но этот непонятно откуда взявшийся долг появился вновь через месяц, то есть он так и остался висеть за квартирой.

 Выходя после двухчасовых метаний по кабинетам «энерго – чего-то там», я встретил свою старенькую учительницу Ангелину Михайловну, которая со слезами на глазах пересчитывала мелочь на своей ладони. «Откуда они взяли эти цифры? Где я найду эти триста рублей?» – причитала пожилая женщина. Как оказалось, она живет одна на мизерную пенсию в однокомнатной квартире, и все до копейки у нее расписано. Ей ненасытные энергетики накрутили фейковый долг, который она и не может оплатить, и не понимает, почему должна платить.

            Параллельно со всем этим существует целая когорта людей – руководителей высокого ранга, олигархов, депутатов, чиновников, не знающих, что такое оплата за услуги ЖКХ. На их квартиры и дома автоматически начисляются огромные суммы задолженности за газ, свет, воду, но никто не решается им эти суммы предъявить, к ним не приходят бравые парни с требованием денег, им не перерезают электрические провода и газовые трубы.

            Шамиль Зулкарнаев рассказал о личном опыте, когда к нему в дом, где газовая труба отрезана несколько лет назад, пришли с многотысячным счетом за потребленное топливо. Причины такого состояния ЖКХ и высоких тарифов он видит глобально: «Изначально неправильная экономическая модель страны и отсутствие персональной ответственности чиновников за принимаемые решения и подписываемые документы».

           

                        Как будет меняться система ЖКХ и тарифы на его услуги

 

Эдуард Уразаев из теоретически возможных оптимистического, инерционного и пессимистического сценариев выбрал умеренно-пессимистический вариант развития ситуации: «Пессимизм вызван объявленным на федеральном уровне замораживанием объема бюджетных расходов в номинальном выражении на 2016–2019 годы, что в реальном выражении означает уменьшение соответствующих объемов помощи из федерального бюджета. Региональным бюджетам помогут, но ограниченно и избирательно. Соответственно, трудно ожидать увеличения бюджетного финансирования программ в сфере ЖКХ. Из-за высоких процентных ставок по кредитам вряд ли удастся увеличить и частные инвестиции в сферу ЖКХ в рамках государственно-частного партнерства.

            Частично обнадеживает то, что на инвестиционном форуме Сочи-2016 председатель правительства России Дмитрий Медведев заявил о планах повышения качества государственного управления и направлении дополнительно 48 млрд рублей на дорожное строительство. Думаю, что предстоящие в 2018 году выборы президента России вынудят несколько повысить спрос с руководителей регионов за состояние дел в сфере ЖКХ, что вызовет административный нажим на глав городов и районов, а также на руководителей предприятий, организаций и бизнес-структур по поддержанию и хотя бы некоторому улучшению состояния объектов ЖКХ. Поэтому не могу согласиться с совсем пессимистическим прогнозом, основанным на патологических привычках чиновников воровать и брать взятки, а также укорененности негативных явлений в обществе».

            Жемилат Ибрагимова привела пример, что те, кто устанавливает счетчики за воду, настоятельно рекомендуют ставить их в частных домах, где расходы воды из-за полива огородов и участков высоки, и так же настоятельно не рекомендуют ставить счетчики воды в квартирах, где расходы воды малы. Счетчики в квартирах покажут реально низкие расходы воды и снизят автоматически рассчитываемые параметры.

            Зайнаб Алимирзаева рассказала о «новых молодых людях», которые приходят в дома к гражданам, предъявляют им большие долги и предлагают полюбовно, на процентных началах решить проблему. Они берут деньги с дагестанцев, привыкших все решать через взятки, и исчезают. Через месяц-два появляются новые «новые молодые люди», которые предъявляют другие цифры и предлагают другие способы решения проблем, отличающиеся от первых только процентом того, что оседает в их карманах и что достается государству.

            Как правило, самыми законопослушными в Дагестане являются представители старшего поколения. С них и берутся деньги. И часто делаются попытки распределить общий республиканский долг на тех, кто платит, и взять с них эти деньги за «тех парней», которые не платят никогда.

Выборы закончились. Теперь можно поднимать цены. И цены будут подниматься – вместе с инфляцией, вслед за инфляцией, независимо от инфляции, при дефляции. Что бы ни менялось в стране, цены на услуги ЖКХ будут подниматься и подниматься.

            Рано или поздно, как штрафы в ГАИ, мы придем к тому, что все услуги ЖКХ можно будет оплачивать в банкоматах. Возможно, какие-то вопросы будут решать через многофункциональные центры. Будут попытки создания новых ГЕРЦев. Будут меняться посредники – по электричеству, может быть, в конце концов, отойдут от Пятигорска и создадут собственную кормушку.

            Не раз в СМИ появлялась информация о многомиллиардных долгах республики за электричество и газ. Эти долги будут только расти, если их как-то не структурируют.

            Там, где можно качать большие деньги, понятия «совесть, справедливость, честь» становятся лишними. У бюджетной кормушки толпятся власти предержащие. А у кормушки от ЖКХ будут толпиться те же, что и сегодня: сынки, спортсмены, вышибалы, которые еще не приняты в высшую власть, и цель которых – грабить безответное население.

Шамиль Зулкарнаев предложил реальные и фантастические варианты развития событий: «Первый вариант – цены будут повышаться и дальше, при этом инфраструктура будет доведена до ручки. Второй вариант – возможен референдум о социально-экономическом благоустройстве государства, после которого экономическая модель будет сменена, многие секторы экономики, в том числе и ЖКХ, будут национализированы, восстановление инфраструктуры будет идти за счет бюджета. Третий вариант – инфраструктуру будет восстанавливать народ России, но уже без Путина и «Единой России».

 

                        Предложения для властей, СМИ, общественности

 

Эдуард Уразаев разделил предложения на три группы: «СМИ – усилить внимание к проблемам ЖКХ, добиваться от органов власти и профильных организаций открытости и прозрачности своей деятельности, пропагандировать самоорганизацию граждан по осуществлению общественного контроля за расходованием финансов и качеством выполненных подрядчиками работ.

Политическим партиям и депутатам Народного и муниципальных собраний – разработать и принять законы и нормативно-правовые акты, улучшающие регулирование отношений между администрациями муниципальных образований и компаниями, получившими заказы на выполнение жилищно-коммунальных услуг, таким образом, чтобы не возникало ситуации, сходной с компанией «Эко-М». Совместно с правительством разработать и принять меры по созданию предприятий по переработке мусора, стимулированию внедрения в сфере ЖКХ современных технологий.

Общественности в лице НКО, занимающихся проблемами самоуправления, градостроительной среды и экологии, – активнее заявлять о необходимости более рационального использования бюджетных средств, защиты населения от необоснованных проектов в сфере ЖКХ».

Шамиль Зулкарнаев предложил возможные меры для журналистского сообщества: «максимальный охват населения юридическим консультированием; создание проектов в ТВ и газетах наподобие передачи «Правовое поле» на канале РГВК; всестороннее и объективное освещение процессов, которые идут в отрасли».

Жемилат Ибрагимова предложила использовать мировой опыт внедрения технологий возобновляемой энергетики. В Финляндии, в Швеции, на севере строятся «умные, пассивные, энергоэффективные» дома, в которых установлены солнечные батареи и коллекторы, ветряные электрогенераторы, тепловые насосы. Эти дома летом отдают в сети излишки электроэнергии, а зимой из сети потребляют. В Португалии, в США даже для беднейших слоев населения строят дома с солнечными батареями, чтобы в будущем не взимать с них деньги за электричество. В Дагестане уже есть такие дома, которые не берут электричество от сети. Эти батареи ставят те, кто не хочет иметь никакого дела с множеством ходоков за деньгами – «новых молодых людей». Внедрение возобновляемой энергетики сэкономило бы много сил и средств, но государству сегодня это не нужно. Есть нефть, есть газ, есть электричество, и Россия долгие годы будет оставаться в плену энергоресурсов.

Путь фантастический – убрать посредников по всем направлениям работы. Сделать цены за электричество и газ реальными и сравнимыми с другими регионами. Нещадно наказывать за накрутки и требования взяток. Собирать долги по ЖКХ с «забронзовевших людей». Перевести все платежи в электронный формат, чтобы люди не выстаивали в очередях. Сделать компьютерные «паспорта» квартир и домов, где было бы прозрачно видно, что и за что начислено и сколько и когда оплачено. Дать людям реальную обратную связь, чтобы они могли достаточно оперативно разбираться с начислением лишних долгов или за невыполненные услуги.

Но все это – фантастика. Структура ЖКХ – очень хороший насос для выкачивания денег, и никакой руководитель его не сломает – слишком сладко там зарабатывать на гражданах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру