Дагестанцы и калмыки – к истории взаимоотношений

Дагестано-монгольские связи в свете арабоязычных и местных источников

Дагестано-монгольские связи в свете арабоязычных и местных источников
Авары

Более или менее ощутимые контакты между дагестаноязычным «миром» Восточного Кавказа и носителями монгольских языков – этническими группами, продвигавшимися из Центральной Азии, – начинаются, по всей видимости, в эпоху раннего Средневековья, когда выходит на арену кавказской истории центральноазиатское племя авар//абар.

Калмыки в XIX веке

Имперские авары

Обратим здесь внимание первым делом на то обстоятельство, что в пределах Восточного Кавказа фиксируется сирийцами 1-й половины VI в. н. э. этнический термин «авар». Последний отмечается ими при этом как этнополитическая реалия, присутствующая на землях Терско-Сулакского междуречья, большинство населения которого представлено в настоящее время дагестаноязычными аварцами; самоназвание членов аварской элитарной общины – хунз («хунзахцы»), при том, что в арабографических текстах обозначаются они авар. В данной связи нельзя не отметить того, что утверждала грузинская средневековая историография в лице, например, Леонтия Мровели (ХI в. н. э.). Дело в том, что, в соответствии с концепцией, которую пропагандировала последняя, именно дагестаноязычные этносы, чьим общественно-политическим центром обозначила она (в Х–ХI вв.) аварский населенный пункт Хунзах, являются древнейшими (со II тыс. до н. э.) обитателями названного междуречья и прилегающих территорий.

Другое средневековое упоминание термина «авар» с локализацией его в дагестанских горах относится к рубежу IХ–Х вв. Происходит же оно из мусульманской арабоязычной среды. Это – текст  знаменитого Ибн Руста (самое начало Х в.), где указывается, что в центральной части Нагорного Дагестана существует сильное государство, известное как «Сарир»; с арабского –  «горное плато с высокими обрывистыми краями», каковым, кстати, и является Хунзахское плато. Там, кстати, и стоит Хунзах (Хун+з+ахъ) – древняя столица аварского народа, которую еще на рубеже ХVIII – начала ХIХ вв. обозначали чужеземцы словом «Авар-кент». Это при том, что «Авар» в местных письменных материалах, составленных на арабском языке, – «Хунзахская община», состоявшая из нескольких населенных пунктов, в которых имелось тогда порядка 2 тыс. дворов.

Так вот, названный мусульманский арабоязычный автор эпохи Средневековья (нач. Х в.), причем писавший для населения Ближнего и Среднего Востока, сделал в своем труде пояснение, гласящее, что «царство» Сарир, являвшееся одним из врагов для мусульман тогдашнего Кавказа, называют также и «Авар». Отождествление терминов «Серир» и «Авар» присутствует, между прочим, и в тексте одной из поэм персоязычного закавказского поэта XV в. (Бадр Ширвани), который пишет: южнодагестанский Табасаран всегда служит «вратами для Сарира – Авара». В свете приведенного факта, как нам думается, маловероятным является широко известный вариант перевода данной части текста Ибн Руста: сарирского «царя именуют Авар».

Отметим далее, что в пределах ХV–ХIХ вв. единственными во всем мире носителями этнонима «авар» были кавказские горцы (обобщенное самоназвание магIарулав – авар. – «горец»), традиционно ориентированные на Хунзах // Авар-кент, а также – восточно-кавказские аристократы хунзахского происхождения (Чечня, Южный Кавказ). Сразу после этого напомним, что аваров, перекочевавших из Центральной Азии в Восточную Европу, где создана была ими великая империя (VI – конец VIII вв.; в начале IX в. королевство в составе империи Каролингов), считают многие научные авторитеты монгольским народом – по крайней мере в своих истоках. Это при том, что годами популяризируется, причем самым активным образом, идея о тюркоязычии имперских аваров. Данную «философскую» позицию расшатывает, однако, текст «Жития Константина» (более 50 списков, старейший датируется ХV в.), который предпочитают игнорировать тюркисты. Это и не удивительно, ибо Житие не оставляет сомнений в том, что имперские авары VIII–IХ вв. не были тюркоязычными (как вариант: чувашеязычными ), что, в свою очередь, заставляет относиться с особым доверием ко мнению западных исследователей (например, О. Прицак, К. Менгес), доказывающих, что центральноазиатский элемент в этносе имперских аваров Европы представлен был монголами.

По-видимому, этноним «авар» проник на Восточный Кавказ – первоначально в Закавказье, а позднее в Нагорный Дагестанчерез эфталитов, прорвавшихся в V в. на территорию зороастрийского Ирана. Часть последних могла сохраниться к началу VI в. в восточном Закавказье, а затем быть переселена оттуда в пределы Дагестана иранскими шахами из династии Сасанидов для защиты иранских границ (VI в. н. э.) от сабиров и «голубых» тюрок. Данное переселение, результатом которого было привнесение в дагестанские горы этнонима «авар», можно, наверное, рассматривать, опираясь на разработки западных ученых Х1Х–ХХ вв., в качестве древнейшего контакта между носителями дагестанских языков (прежде всего, аварского языка – магIарул мацI – «язык гор») и монгольским языковым и военно-политическим миром.

Александр Поваев. Портрет хана Аюки. 2006 г.

Монголо-татары и Дагестан

Как известно, многочисленные письменные источники, составленные на Востоке в эпоху Средневековья, а также основанные на них дагестанские исторические сочинения (XVII–ХIХ вв.), написанные арабской графикой (по-тюркски, по-арабски и на различных дагестанских языках), упоминают при описании ситуации в дагестанской части Западного Прикаспия VI–VIII вв. любопытные топонимы. Знаменитый ориенталист (1-й половины ХХ в.) Зеки Валиди Тоган, увязывая некоторые из них с монгольским языковым миром Северного Кавказа «послегуннской» (V–VI вв.) эпохи, озвучивал их: как Балунгар // Барунгар (в арабографической традиции – «Беленджер») и как Чунгар. Им давал он значения «Левое» и «Правое крыло» племенного войска. Локализуются же указанные здесь прикаспийские топонимы в двух военно-стратегических местностях: а) Чунгар – вблизи современного кумыкского селения Эндирей, откуда начиналась древняя дорога, связывавшая Западный Прикаспий (Терско-Сулакское междуречье) с восточным Закавказьем; б) Балунгар // Барунгар – на выходе р. Сулак из дагестанских гор, где столетиями стоят аварские селения, известные ныне как Верхний Чирюрт и Бавтугай.

Данная часть монгольского, предположительно, этноса была переселена «голубыми» тюрками в эпоху существования Каганата с Северного Кавказа в только-только захваченные иранские крепости (построены в середине VI в., при Хосрове Ануширване), что сделано было с военно-стратегическими целями. Оба данных опорных пункта Каганата, думается, что имевшие в составе своих гарнизонов этнических монголов, исчезли в эпоху арабо-хазарских войн, в VIII в., но при этом допустимо предполагать, что какая-то часть тех монголов (?) укрылась в горах среди этнических дагестанцев. Подразумеваются под последними, прежде всего, аварцы Сарира-Авара (их столица – Хунзах), которые были в ту эпоху ярыми врагами арабо-мусульман. С течением времени мог указанный элемент ассимилироваться в аварской среде, но образовав в ней при этом особые элементы. Они были предположительно такие, для которых оказались приемлемыми в ХV–ХVI вв. этнополитические контакты с тюркизированными (?) монгольскими воинами, составлявшими в ХIII–ХIV вв. особый (прикаспийский) тумен золотоордынского войска.

Следующий контакт между этническими дагестанцами (носители «самурских» языков и лакского языка) произошел в ХIII в., в эпоху великих монгольских завоеваний. В дагестанских арабоязычных источниках того времени монголы зафиксированы как «татары» (подлинная надпись ХIII в., вырезанная на камне) и как «тюрки». Это при том, однако, что в дагестанских письменных источниках – даже в начале ХIХ в. – передавалось термином, который указан последним, не название этноса, говорящего на каком-либо из тюркских языков, а понятие «варвары; люди, поступающие со своими врагами не по-человечески»; так называли в Дагестане, например, русских солдат начала ХIХ в.

Оба названных здесь термина употреблены этническими дагестанцами при описании по-арабски похода монгольского эмира по имени Букдай (у дагестанцев аристократического происхождения, живших в ХVI–ХVII вв., употреблялось данное имя в форме Бугъдай, но позднее трансформировалось оно, согласно законам языкознания, в Будай), который предпринят был по приказу Бату-хана. Суть его приказа была такова: захватить в 1239 г. и подчинить все мусульманские укрепления, имеющиеся в горной зоне Дагестана, составлявшие тогда единый комплекс, ориентированный на крепость Дербент, а после этого захватить и подчинить Аваристан (Авир // Авгьар), где ислама еще не было. Итак, войско Букдая, начав свой путь к югу от г. Дербента, пошло в глубь дагестанских гор через территорию современного Курахского района РД, а затем, перейдя через перевал Керен в пределы Агульского района (РД), осадило там мусульманскую крепость Рича (по-арабски Баб ал-кист – «Врата справедливости»). Последняя захвачена была примерно после месячной осады, но тут наступили холода, которые заставили монголов вернуться в дербентскую зону, то есть в Прикаспий. Весной, однако, они вернулись на агульские земли и, пройдя Ричу и старинное даргинское сел. Чираг, вошли через горный перевал Кокма в пределы Лакии. В дагестанских письменных источниках (старейший список относится к ХVII в.) говорится, что главный бой произошел в 1240 г. при прорыве монголов на Кумухское плато, когда погибло большое количество местных мусульман, говоривших по-лакски. Мусульмане эти хотя и знали, что они имеют дело с «татарами», но поведение монгольских воинов заставило назвать последних «тюрками», то есть варварами.

Вторую часть приказа Бату-хана, а именно, захватить и подчинить Аваристан (Авар // Авир // Авхар), у Букдая исполнить не получилось. Аварские земли, где тогда не было еще ислама, были, однако, подвергнуты монголами долговременной (XIII–XIVвв.) экономической блокаде, которая вызвала, в конце концов, сильное сокращение там народонаселения – за счет оттока относительно покладистого элемента в те или иные экономически процветавшие места Кавказа.

Итак, Северный Лезгистан – его равнины и горы – и земля лакцев, как и даргинский Кайтаг, вошли после 1240 г. в состав Великой Монгольской империи, что позволило им вписаться в ее экономическое и культурное пространство, что, как хорошо известно, породило расцвет в названных частях Дагестана.

Памятник полководцу Убуши-хану в Элисте

В 1240-м г., хотя и не пропустили аварцы войска Букдая в глубь своей чрезвычайно труднодоступной, но при этом и благодатной территории, однако вскоре самому центру их земли пришлось все же увидеть монгольские войска. Речь идет о тех, которые в 50-е годы ХIII в. в рамках ожесточенной борьбы, проходившей на Востоке между золотоордынцами и иранскими монголами, вынуждены были, согласно грузинскому средневековому тексту, отступать на северо-восток. Спасая свои жизни, двинулись золотоордынские монголы в направлении Поволжья (?) с территории Закавказского Аваристана (ныне Белоканский район Азербайджанской Республики) через Главный Кавказский хребет по Белоканской дороге, следуя здесь – с боями – через Нагорный Дагестан (мимо Хунзаха (?)) в пределы Западного Прикаспия и дальше.

Данное событие XIII в., как видно, отложилось в памяти населения Приалазанья (РА). Дело в том, что одного из монгольских полководцев XIII в., служивших хану Золотой Орды, звали Ала-Тимур, а одно из тюркоязычных поселений указанной зоны, построенных в начале XIX в. на земле авароязычных аристократов-елисуйцев (илуса), называется «Ала-Тимур».

Через некоторое время после этого события удалось иранским монголам включить западную часть Горного Аваристана, составлявшую особый геоморфологически обособленный регион, расположенный в верховьях р. Сулак, в состав Гуржистанского вилаята своей великой империи.  Факты из истории Восточного Кавказа, о которых сказано будет ниже, позволяют предполагать при этом, что в верховьях Сулака, а также в искони в авароязычной зоне Присамурья (выше сел. Цахур) были построены тогда монгольские укрепленные пункты. В них, причем, были рассажены воины с самоназванием «монгол» (по-аварски мугъал).

Укрепление Авар

Авароязычные мугалы

После падения Хулагуидов, в ХIV в., часть этих «монголов» осталась в дагестанских горах, но превратилась с течением времени в аварцев второго как бы уровня под названием «мугал» – занятых поддержкой в бою «чистокровных» воинов, которых называли лезгинами (лезгиял). Когда горные аварцы, изгнав грузинских феодалов из восточного Приалазанья (АР), расселились в XVII в. в названной здесь благодатной зоне, которую, кстати, называли «Садом Закавказья, пришли они туда в виде единого этноса, состоявшего из «лезгинов», их «рабов» и авароязычных «мугалов». Данная часть аварского народа упоминается, между прочим, в арабоязычной «Хронике войн Джара», созданной в ХVIII в., причем, как часть аварской армии, воевавшей в 1734 г. с турками-османами («мугальский» отряд понес особенно большие потери), а в 1735 г. – против иранцев (большая часть заложников общим числом 300 чел., которых выдали тогда аварцы Закавказья иранскому полководцу Надиру, состояла из авароязычных «мугалов» и из «рабов»).

Как результат специфического развития этнических процессов на Восточном Кавказе фиксировались русскими на территории Приалазанья в ХIХ – начале ХХ вв. две группы европеоидных «мугалов». Первые – авароязычные, приведенные туда из гор Дагестана в пределах ХVI–ХVII вв. Вторые – тюркоязычные, приведенные аварскими войсками в ХVIII в., по большей части из-под Тбилиси, где стояли при Хулагуидах монгольские отряды, и из Казахской зоны (АР).

Авароязычные «мугалы» еще в 60–70-е годы ХХ в. именовали себя в азербайджанском г. Баку не аварцами, а «лезги-мугъал» – для выделения, таким образом, своего этнического сообщества на фоне кюринцев, которых советская этнографическая наука назвала лезгинами, что зафиксировано было в паспортах. Они при этом показали и показывают себя более преданными аварской идее, чем авароязычные переселенцы советской эпохи, пришедшие в Азербайджанскую ССР из Дагестана.

Только в Белоканском районе АР таких авароязычных «мугалов» сейчас не менее 30 тыс. человек, и примерно 15 тыс. их проживает в соседнем Закатальском районе АР. Хотя пантюркисты работали и работают над ними особенно активно, опираясь на тот факт, что их предки носили названный старинный этноним, – мешают, а то и запрещают изучать в школах аварский язык, причем даже в начальных классах, но у них мало что получается. В эпоху Перестройки, например, в нескольких аваро-мугальских селениях (по несколько тысяч человек в каждом) удалось все же открыть преподавание аварского языка в начальных классах.

Армия Чагатайского улуса, на базе которой создал свою армию эмир Тимур-гурган, состояла, как известно, из разноплеменных монголов-мусульман, сохранявших ряд старомонгольских обычаев. В дагестанских арабоязычных источниках говорится, что в 1395 г. имели место «приход Тимурленга» через территорию Кайтага (?) в бассейн речки Акушинки (ДР), разрушение «даргинского» (дарга) селения Муги (МухIа), избиение в ходе «сражения» мугинских «юношей, детей и стариков». В дальнейшем удалось разгром «Даргинии» (Дарга) приостановить в связи с прибытием «помощи» от аварцев (авар) и лакцев-казикумухцев (гъумукъ), результатом чего стало, в конечном счете, подчинение даргинцев. Большие бои между «джагатаями» и этническими дагестанцами произошли, кстати, и в Закавказье, которые закончились для первых, – пишет католический деятель XV в. И. де-Галонифонтибус, – неудачей; «Тимурленг приказал отступить», память о чем сохранилась еще в начале XVIII в. и была зафиксирована российским немцем И.-А. Гербером (1728 г.). Немаловажно для нашей темы, наверное, и то, что память о Тимуре «Самаркандском» (происходившем, как известно, из монгольского племени барлас»), причем в увязке с проблемой «мугалов» Закавказья, сохранялась среди закавказских аварцев-«лезгин» еще в 60-е гг. XIX в.

Символ европейских авар

Дагестан и Золотая Орда

Золотоордынская империя была создана, как известно, монголами, и именно они составили ее политическую и военную элиту. Это хорошо видно при чтении давно известных, например, и уже проанализированных средневековых текстов, а также в результате знакомства с племенной номенклатурой ногайцев и татар, хотя они и говорят сейчас по-тюркски. Как свидетельство дагестано-монгольских контактов эпохи Золотой Орды, внимания заслуживает здесь прикаспийская община тумен («тюменские татары» русских документов), которая в ХVI в. (?), вынужденно покинув равнинные земли, лежащие к югу от р. Сулак, перешла, согласно преданиям, которые записаны были во 2-й половине ХIХ в., в старинное аварское селение Гельбах (Гелбахъ; тюрки называли его «Верхний Чирюрт»), которое стоит на месте раннесредневекового Балунгара // Барунгара // Беленджера. Затем, видимо, в самом конце ХVI в., перешли эти тумены – вместе, причем, с дагестанскими князьями, спустившимися из гор Лакии, – на левый берег р. Сулак, в район расположения аварского сел. Старые Миатлы (авар. Миякьуб). Там, кстати, стоял тогда «татарский» Эндирей (Старый), рядом с «татарским» укреплением Коюн-кала. Оттуда уже перешли эти северо-восточнокавказские тумены, происходящие, как нам видится, от монгольских воинов, служивших со 2-й половины ХIII в. Чингизидам, на берега Акташа (2-я пол. XVII в.), откуда расселились они затем (XVIII–XIX вв.) по селам Терско-Сулакского междуречья. Данная община, именуемая тумен, фиксируемая русскими ХIХ в. в качестве уже тюркоязычной, упоминается в сочинении «Гюлистан-и Ирам», созданном ранее 1846 г., и в дагестанских арабоязычных документах ХIХ в.

От тюркизированной монгольской (татар) орды, которая кочевала первоначально в кабардино-осетинской (с современной точки зрения) части Северного Кавказа, но ушла позднее (в XV в. - ?), по кавказским преданиям, в Крым, остались этническим дагестанцам интересные социальные термины. Это будут, например: «карачи» (от монгольского харачу – «чернь»), которые представляли собой слой дагестанской аристократии, объявлявшей себя хунзахцами (хунз), но происходящих в реальной жизни от золотоордынских чиновных лиц, базировавшихся ранее в аварском сел. Аргвани (Аргъван+иб); «уздени» (озден, от монгольского усттен – «стражники» – ?) – княжеские воины, имевшие обширные земли в горах и на равнинах Дагестана, которые числились либо в общинном (например, даргиноязычные акушинцы, авароязычные салатавцы), либо в частном (сала-уздени и их соседи – Казбековы, Клычевы и т. д.) владении; «чагары» (чагъар – термин для Северного Кавказа монгольский, но имеющий согдийские корни). От этих же, наверное, «татар» проникла в дагестанские языки и иная лексика, к примеру, названия разновидностей оружия; авар. кIалдун – «кривая сабля».

 

Пришествие калмыков

Монгольский народ «калмыки» хотя и потерпел крупное поражение от кабардинцев, но сохранил авторитет на Северо-восточном Кавказе в качестве обладателей большой военной силы. В русских архивных материалах ХVII – начала ХVIII вв. содержатся упоминания о походах калмыцких войск в направлении Тарков, то есть современной Махачкалы.

Калмыцкий фактор получил свое отражение в топонимии Терско-Сулакского междуречья и в преданиях, которые записали русские в ХIХ в. Пример здесь – публикация И. Бахтамова, сделанная в 1863 г. Предания аргванийских аварцев, имевших в ХVIII в. большие земельные владения по правому берегу Терека (ныне Чечня), которые были записаны по-арабски (XIX в.) и получили известность как «История Аргвани», также содержат информацию по разбираемому здесь вопросу. Так вот, согласно названным преданиям, в числе врагов аргванийцев был этнос по названию «гармук» (гъармухъ), то есть калмыки. Сохранились, наконец, подлинные арабоязычные послания дагестанцев XVIII в. с упоминанием калмыков. Например: от правителей кумыкского «города» Эндирея (поблизости от г. Хасавюрта) направленное правителю (нуцал) Аварии по имени Мухаммад, которое датируется началом ХVIII в. В нем сообщается, что эндиреевцы находятся в опасности из-за вторжения калмыков на их территорию, и выражается надежда, что аварское войско им поможет.

Возможно, что дальнейшие разыскания в дагестанских текстах, составленных в арабской графике (как по-арабски, так и на других языках, употребляемых мусульманами Дагестана), позволят выявить и иные свидетельства тех или иных контактов, имевших место в ушедшие столетия между монгольскими народами и этническими дагестанцами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру