Дороги смерти

Кто виноват в ДТП на дагестанских дорогах, и почему в текущем году так много летальных исходов?

25 сентября на трассе Махачкала – Буйнакск произошла автокатастрофа с участием «газели» и легкового автомобиля. В результате ДТП погибли семь пассажиров, 17 человек с тяжелыми травмами были доставлены в медицинские учреждения.

Кто виноват в ДТП на дагестанских дорогах, и почему в текущем году так много летальных исходов?

К сожалению, это не первый случай, когда на дорогах Дагестана гибнут люди. Причем даже простые обыватели отмечают высокую смертность, которую можно наблюдать в текущем году, особенно в авариях с участием общественного транспорта.

Так в чем же причины увеличения ДТП с летальными исходами?

Цифры и жизни

За восемь месяцев 2016 года Управлением ГИБДД по РД зафиксировано 11 ДТП с участием автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющего автобусные перевозки, в которых погибло 12 человек. Примечательно, что, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество аварий сократилось, а число погибших, напротив, увеличилось в 3 раза.

Что касается причин аварий, приводящих к летальным исходам, то они чаще всего случаются в связи со столкновением автомобилей. Таких с января по август было зафиксировано 522 (из общего числа аварий – более 1 000), в которых погибло 176 человек (всего в авариях погибло 287 человек). С техническими неисправностями автомашин связано 28 ДТП с 18 летальными исходами. Плохое состояние дорог привело к 250 автокатастрофам, в которых погибло 74 человека. Причем все эти цифры значительно превышают показатели прошлого года.

Однако каждая человеческая жизнь уникальна и не может быть измерена статистическими выкладками. И пока на дорогах погибают люди, любой показатель, даже самый незначительный, должен быть тщательно проанализирован властями для принятия соответствующих мер.

Наркотики, телефоны и тахограф

Итак, с чем же связано увеличение количества летальных исходов в ДТП?

Можно по-разному оценивать причины, вызвавшие то или иное происшествие, но очевидно, что к авариям почти всегда приводит человеческий фактор.

В целом по стране основным фактором, приводящим к ДТП, в том числе и с человеческими жертвами, является употребление спиртных напитков. Согласно официальным статистическим данным, процент таких ДТП равен 40. В нашей республике официально этот показатель меньше, но если учесть незарегистрированные случаи, то он также будет приближаться к упомянутому числу. Правда, стоит отметить, что с ужесточением наказания за езду в нетрезвом виде водители стали в этом плане дисциплинированнее. Однако в то же время встречается немало нарушителей, находящихся под воздействием различных наркотических веществ.

Другой фактор – отвлекающий, то есть пользование за рулем телефоном. Посторонние предметы снижают концентрацию и способствуют рассеиванию внимания, невозможности вовремя среагировать и принять верное решение на дороге. Доказано, что общение по мобильному и написание СМС повышают риски аварии в 3–6 раз.

Другой причиной аварий является экстремальная манера вождения. Лихачество не только повышает риски ДТП, но и приводит к увеличению шансов летального исхода почти до 40%.

Также определенным фактором риска является усталость водителя. Прежде всего, это касается дальнобойщиков, которые, согласно законодательству, имеют право находиться за рулем не более девяти часов в сутки, после этого они обязательно должны отдохнуть. Для отслеживания соблюдения закона в кабинах фур устанавливаются тахографы – специальные приборы, которые позволяют инспекторам ГИБДД проследить, насколько водитель соблюдает правила режима сна и работы. Однако эта практика стала внедряться только в этом году. А учитывая то, что еще не весь транспорт оборудован тахографами, можно не удивляться, если мы и далее будем наблюдать на дорогах усталых водителей, которые стремятся поскорее доставить груз до пункта назначения в ущерб безопасности дорожного движения.

Оторвавшийся прицеп

Что касается Дагестана, то в нашей республике особо стоит выделить такой фактор как пренебрежение правилами безопасности. Самый простой пример – осознанный отказ от использования ремня безопасности. Само по себе это, безусловно, не является причиной аварии, однако повышает риски серьезных травм, увечий, летального исхода. Подтверждением этого факта являются всевозможные краш-тесты. Отдельно необходимо отметить беспечность многих родителей, пренебрегающих установкой автокресла для ребенка, в то время как его наличие снижает детскую смертность до 50–70%.

Ярким примером пренебрежения правилами безопасности является катастрофа, которая произошла в Тарумовском районе Дагестана в ночь на 13 июля. Тогда пассажирский автобус, следовавший по маршруту Дербент – Анапа, врезался в прицеп, который оторвался от КамАЗа и вылетел на полосу встречного движения. В результате столкновения погибли 9 человек, 28 получили ранения и были госпитализированы. В ходе следствия было установлено, что ДТП могло произойти из-за перегруза прицепа. Незадолго до происшествия на посту в Кочубее транспортная инспекция составила на водителя КамАЗа протокол, однако тот продолжил движение.

Штамп в «путевке»

Другая больная тема, как для водителей, так и для пассажиров общественного транспорта нашей республики, – проведение предрейсового медицинского осмотра водителей. А точнее – его непроведение.

Дело в том, что каждый водитель перед выходом в рейс должен пройти медосвидетельствование. Медики должны провести обследование на предмет заболеваний, которые могут помешать трудовой деятельности водителя. Порядок прохождения медосмотра довольно прост. Медицинский работник перед выездом проводит визуальный осмотр водителя, состояние его кожных и слизистых покровов, измеряет артериальное давление и пульс. В случае подозрения на алкогольное опьянение врач может обязать водителя транспортного средства сдать анализ мочи. Кроме того, медики должны проанализировать состояние не только в плане его физического самочувствия, но и на предмет выявления следов наркотического или токсикологического опьянения. Аналогичным проверкам водители должны подвергаться и после завершения рейса. При этом в путевой лист должен ставиться штамп о прохождении медосмотра, который вместе с подписью врача будет подтверждать, что водитель готов к работе.

Нельзя сказать, что такие штампы не стоят в путевых листах наших водителей. Но с трудом верится, что они действительно как положено проходят процедуру медосвидетельствования.

Ситуация усугубляется и тем, что медицинскому осмотру должны подвергаться не только наемные водители, но и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие принадлежащим им транспортом. При этом расходы на проведение медицинских осмотров возлагаются непосредственно на работодателя, то есть на самого водителя. И если для большого транспортного предприятия иметь кабинет и специалистов для проведения предрейсовых осмотров водителей вполне разумно, то для мелких фирм и индивидуальных предпринимателей это нерентабельно. Индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников вряд ли сможет организовывать и обустроить кабинет медицинского осмотра. Он не пойдет на дополнительные расходы.

Купленные права

Однако не все упирается в безответственность водителей. Зачастую и сами пешеходы провоцируют ДТП. К сожалению, не обходится и без участия органов, которые призваны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Не секрет, как сдают (точнее, не сдают) экзамены в автошколах наши земляки. А ведь совершению аварий способствует также низкий уровень мастерства водителей. Недостаточно просто получить водительское удостоверение, необходимо уметь анализировать ситуацию на дороге и быстро принимать решение, правильно определять состояние дороги, выбирать режим движения, безопасный для окружающих и пассажиров, соблюдать дистанцию, правильно тормозить и многое другое. Причем это должны быть не какие-то случайные действия, а именно постоянная практика управления автомобилем.

Катализатором, способным еще больше усугубить ситуацию с получением водительских прав, могут стать вступившие в силу с 1 сентября новые правила сдачи экзаменов.

Усложнилась теоретическая часть экзамена. Теперь, если ученик допускает одну ошибку в тематическом блоке, он получает пять минут и пять дополнительных вопросов. Если в ответе на дополнительные вопросы также будут допущены ошибки, то человека ждет пересдача. Если будущий водитель допустит две ошибки в разных тематических блоках, то его ждут еще 10 минут и 10 дополнительных вопросов. Допускать ошибку тут уже нельзя. Если будет три ошибки в разных блоках – сразу пересдача.

Что касается практического занятия, где ученик должен продемонстрировать свои навыки управления автомобилем, то оно также претерпело некоторые изменения. В частности, стало больше упражнений для обязательного выполнения. Раньше их было три, теперь – пять. Кроме того, ограничено время на весь экзамен. Скоростное маневрирование необходимо выполнить в строго отведенный промежуток времени.

Безусловно, новые правила призваны упорядочить езду на дорогах, допустить к дорожному движению еще более подготовленных участников. Но, к сожалению, нововведения, скорее всего, приведут к увеличению таксы, а уровень безопасности на дорогах останется прежним.

Ситуация, сложившаяся сегодня на дорогах Дагестана, показывает, что борьба за жизнь каждого участника дорожного движения требует слаженной, комплексной работы. Необходимо принятие множества мер, начиная с искоренения коррупции при выдаче водительских удостоверений и прохождения водителями общественного транспорта медицинского освидетельствования и заканчивая упорядочением культуры вождения. Возможно, тогда удастся довести число смертей на дорогах до минимума и сделать поездку гражданина действительно спокойной и безопасной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру