Уникальному Самурскому лесу грозит уничтожение

Во вторник в дагестанском филиале Южного федерального университета прошла вторая встреча второго сезона проекта Тамерлана Магомедова «Игры журналистов»

Обсуждалась вероятность столкновений протестующих жителей поселка Самур с полицией как информационная угроза.

Во вторник в дагестанском филиале Южного федерального университета прошла вторая встреча второго сезона проекта Тамерлана Магомедова «Игры журналистов»
Водозаборный узел на реке Самур

В игре приняли участие Магомед Магомедов («Черновик»), Саид Ниналалов, Жемилат Ибрагимова, Шамиль Зулкарнаев, Руслан Луговой и Эдуард Уразаев. Отбирали лучших игроков и раздавали жетоны судьи Альберт Эседов, Шафи Акушали и Джангиши Гадисов, по совместительству рефери игры.

 

                        Причины волнения жителей поселка Самур                                                                                  

            Несмотря на то что 96% водосбора реки Самур приходится на Дагестан, в соседний Азербайджан уходило до 70% воды через водосбор «Самур – Апшерон», который находился на территории России, но почему-то контролировался южным соседом. Только с 2010 года согласно международному соглашению вода начала делиться поровну с Азербайджаном, а водосбор перешел в совместную собственность. Однако для южного соседа договор, исполнение которого легко не проверить, является простой бумажкой. И Азербайджан бесконтрольно в том количестве, которое считает нужным, качает воду из реки и из скважин, пробуренных вдоль берега Самура. Благодаря этому мелеет Самур, уменьшается территория Самурского леса, нет воды для полива в селах Южного Дагестана.

Мы видим с одной стороны региональные интересы держав – России и Азербайджана, которые описаны первым президентом Дагестана Муху Алиевым в книге «Самур». С другой стороны – коррупционно-финансовые интересы лиц, желающих построить новый водовод до Дербента, вне зависимости от того, будет нанесен ущерб лиановому лесу и вообще экосистеме района или нет. А с третьей стороны мы видим безысходность. Безысходность местных жителей, понимающих, что если с водой будут проблемы, то они в скором времени могут остаться без средств к существованию, так как люди в той местности в основном заняты сельским хозяйством.

Строительство Самурского водовода в Дербент и Избербаш от Присамурского месторождения подземных вод начато в конце 80-х годов. Проект прошел экспертизу Госстроя РСФСР. За 2008–2013 годы выделено более полумиллиарда рублей. К началу 2013 года завершено около 80% строительных работ. Объект должен был быть введен в 2013 году. Но завершению строительства препятствуют жители села Самур. Прошло минимум 6 крупных акций протеста, где собирались от 300 до 3000 человек. В 2013 году они сопровождались противостоянием с милицией, арестами людей, угрозами активным противникам строительства.

Городам Дагестана нужна питьевая вода. В Дербенте очень тяжело с водой. А жители сел Юждага не понимают, почему воду нельзя брать из устья Самура, почему надо нарушать экологию Самурского леса и лишать их родников, уже пересыхающих из-за произвольной выкачки воды Азербайджаном. Предполагается вероятность и того, что некоторые из активистов вовлекают жителей Самура в противостояние строителям водовода в Дербенте в надежде добиться платы за воду или каких-то других прерогатив.

Возможное столкновение с жителями поселка Самур является для властей информационной угрозой. А для населения, активно пользующегося Интернетом, получающего информацию из самых различных независимых источников, это будет очередным сигналом, показывающим, что добиваться от местных и республиканских властей защиты своих прав, своего будущего – практически нереально. Косвенно данная информация, как один из сотен факторов, может повлиять и на настроения максималистской молодежи, что может выразиться и в «лесной» тематике и в каких-либо других незаконных действиях, отрицании органов власти и управления. Проблему Самура раздувают и провокаторы.

 

            Варианты развития ситуации

 

Не стоит, наверное, говорить о тех, кто разыгрывает национальную карту. Опасность представляют политики, приезжающие в Самур за баллами и обещающие передать все Путину. Эта мнимая поддержка вызовет новую волну протестов, которую власть может подавить еще жестче, чем три года назад. В любом случае ситуация затянется – одни будут пиариться на ней, другие – пытаться отвлечь внимание, а народ и дальше продолжит возмущаться.

К сожалению, те, кто намерен провести водопровод до Дербента, имеют больше возможностей защитить свои права, чем те, кто отстаивает Самурский лес. Пословица «Вы знаете законы, а я судей (прокуроров, начальников полиции)» – в данном случае очень даже применима. Современная правовая система с большой неохотой наказывает чиновников и сотрудников силовых структур, особенно высокопоставленных. Поэтому небольших локальных конфликтов с перекрытием дорог и стычек с полицией в Самуре не избежать. В крупный протест с многотысячными митингами ситуация, конечно же, не выльется, ухудшение обстановки будет выражаться в другом – в трудовой миграции, падении доходов местного населения, росте криминальных и/или нигилистских настроений и пр.

Вариант реальный: власти сделают передышку и снова продолжат строительство. Выступления будут подавлены, так же как в 2013 году, задержаниями активистов и уже более серьезными их обвинениями. Если провокаторы добьются сильных волнений, строительство может быть приостановлено. Дербент останется без воды еще на несколько лет. Потом строительство возобновится.

Возможно, что конфликт будет просто тлеть, не угасая, но и не переходя во что-то большее. Водовод построят, в Дербент поступит вода, часть людей, имеющих жилье в Дербенте, перестанет возмущаться. Правительство примет программу по спасению и сохранению уникального лианного леса, часть средств осядет в карманах, часть уйдет на спасение леса. Все будут счастливы.

Есть несколько менее вероятных путей развития событий:

1. Работа властей с активными противниками строительства водовода путем уговоров и подкупа. 2. Решение социально-экономических проблем селения Самур. 3. Водовод строится заново, но в устье Самура – у самого выхода реки в Каспийское море.

Вариант фантастический: конфликт примет глобальный масштаб, резонанс будет за пределами России, все дагестанцы проявят солидарность с жителями Южного Дагестана и поддержат самурцев. Власть пойдет им навстречу, закроет проект и начнет поиски других решений для обеспечения Дербента и Избербаша водой. Например, для снабжения Дербента можно будет использовать воду строящегося водохранилища в районе Шурдере между Дербентом и Сулейман-Стальским районом, бурение артезианских скважин в самих городах – Дербенте и Избербаше.

Вернемся к реальным прогнозам: после окончания строительства водовода Самур – Дербент – Избербаш вполне вероятно обострение экологических проблем Самура и Самурского леса. Значит, власти смогут громко объявить об окончании этого долгостроя и начать разработку и реализацию множества новых масштабных проектов: возрождение реликтового Самурского леса, спасение реки Самур, строительство каскада ГЭС на Самуре, социально-экономическое развитие Магарамкентского района, снабжение питьевой водой городов Дербента и Избербаша и так далее и тому подобное.

 

                        Проект водовода Самур – Дербент

 

Геологоразведочные работы в районе Самура проводились в 1973–1974 годах Азербайджанским геологическим управлением и Дагестанской геологоразведочной экспедицией. ОАО «Дагестангеология» пробурило около 60 скважин, был проведен мониторинг по всем 120 водопунктам, было изучено изменение уровня, химического состава как по скважинам, так и по 30 родникам и колодцам. В 2005–2007 годах ГУП РЦ «Дагестангеомониторинг» провело поисково-оценочные работы на питьевые подземные воды для водоснабжения г. Дербента на 2 км южнее, в сторону гор, подальше от лесного массива селения Самур.

Самурское подземное месторождение является северо-восточной окраиной самого крупного на Кавказе артезианского бассейна размерами 120 х 60 км. 85% его территории находится в пределах Азербайджана. Мощность водоносных горизонтов в среднем составляет 220 м, на краях – 40 м, в центральной части – 320 м, то есть это единый артезианский бассейн, имеющий единые уровни по горизонтам.

В этом районе, как в пределах водозабора, так и на прилегающей территории, проводятся режимные наблюдения на скважинах, родниках и колодцах. Большинство из 49 водопунктов на этой территории находятся под режимным наблюдением при проведении геологоразведочных работ с 1976 года. Геологи уверяют, что утверждение местных жителей о высыхании родников и лесного массива и снижении уровней колодцев необоснованно. Они признают наличие только сезонных колебаний, которые всегда есть и будут, причем самый минимум наблюдается в феврале. По их словам, снижение уровней, особенно нижележащих водоносных горизонтов, не наблюдается.

Водовод планируется тянуть не из самой реки Самур, а из подземного моря, которое и так сбрасывает излишки воды в Каспий. Отметим, что проект водовода Самур – Дербент был разработан в 80-е годы прошлого века. С тех пор утекло немало воды. Реальные цифры по ее запасам могли сильно измениться. Подземные бассейны могут неожиданно менять свои параметры, такие случаи в Дагестане бывали.

 

            Варианты решения ситуации и снятия инфоугрозы

 

Есть несколько шагов, которые могут как-то повлиять на ситуацию с Самурским водоводом. Первое: провести открытое обсуждение с участием специалистов в области геологии – ученых Дагестанского научного центра, Дагестанского государственного университета, а также чиновников и активистов, протестующих против строительства водовода.

Второе: привлечь внимание российской и международной общественности к проблеме Самура. Печатать материалы в прессе и на сайтах, создавать фильмы о Самуре и Самурском лесе и распространять везде, где можно.

Третье: провести независимую полномасштабную гидрологическую, геологическую, экологическую, правовую и экономическую экспертизу проекта. Разработать долгосрочную схему водоснабжения Дербента и Избербаша, сохранения природного комплекса «Самурский лес» и обеспечения Магарамкентского района водой. Пригласить для исследований независимых специалистов, которым будут доверять и власти, и население. Опубликовать выводы экспертизы и провести всенародное обсуждение проекта. Все шаги делать открыто, с максимальным освещением в средствах массовой информации.

Четвертое: единственный источник воды, который мог бы покрыть потребности южной части Дагестана – река Самур – по международным соглашениям разделен таким образом, что Дагестан оказался в ущемленном состоянии. Воды объективно не хватает для местного населения. Но переломить ситуацию в этом плане – это значит поднять вопрос о пересмотре соглашений между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, но автоматически это означает ухудшение обстановки с южным соседом. С учетом того, что наиболее влиятельные представители дагестанской политической элиты завязаны на Азербайджан и могут лоббировать свои интересы в федеральных органах власти, вариант пересмотра водораздела Самура можно отнести к фантастическому.

Но осуществить реальный контроль за тем, что происходит у соседей с юга, сколько они качают воды из Самура и скважин у реки – это в силах российских властей, потому что не противоречит соглашению 2010 года.

Пятое: разработать программы обеспечения городов Дербента и Избербаша питьевой водой без ущерба для экологии.

Страшная экологическая катастрофа может случиться с рекой Самур и реликтовым Самурским лесом только из-за бесконтрольного забора воды Азербайджаном. Строительство нового водовода в Дербент и Избербаш может ускорить ее. Жизненно важно сегодня, сейчас принимать меры. Остановить стройку водовода, ограничить водозабор южного соседа в соответствии с международным соглашением, остановить обмеление Самура и высыхание Самурского леса.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру