Непостроенная дагестанская школа без психолога и занавесок

Какие проблемы встают перед школьниками и их родителями на протяжении всей учебы?

Из года в год родители, готовящие своих чад в школу, сталкиваются с одними и теми же проблемами.

Какие проблемы встают перед школьниками и их родителями на протяжении всей учебы?

И со временем мало что меняется в лучшую сторону: ученики начальных классов испытывают психологические проблемы, родители занимаются обустройством школы, а некоторые сельские общеобразовательные учреждения все так же находятся в аварийном состоянии.

Школа будет, но потом!

Так, например, жители села Теречного Хасавюртовского района обеспокоены тем, что средства, предназначенные на строительство новой школы для их детей, использованы не по назначению. Поводом для беспокойства сельчан является федеральная целевая программа «Юг России», согласно которой ввод в эксплуатацию образовательного учреждения запланирован на 1 ноября 2016 года. Осталось три месяца, а на выделенной территории еще даже не залит фундамент.

В то же время, по словам депутата сельского поселения Магомеда Разакова, два здания ныне действующей в Теречном школы находятся в аварийном состоянии и не подлежат эксплуатации. Они построены более 40 лет назад после землетрясения в Дагестане – в 1969 и 1971 годах. Причем первое – саманное, а второе – сборно-щитовое, которое начали эксплуатировать только с прошлого года из-за нехватки места в основной школе.

Не хватает здесь и школьных скамеек: 110 мест делят между собой более 300 учеников. А за счет открытия дополнительного корпуса директору школы Зумрат Хабибулаевой удалось довести школу до трехсменного режима обучения вместо четырехсменного. Правда, для этого пришлось частично пожертвовать набором в первые классы, который в прошлом году был ограничен и составил 15 человек.

Справедливости ради необходимо отметить, что корпуса школы были отремонтированы, правда, за счет тех же родителей школьников. Однако, согласно заключению экспертизы, проведенной сейсмологами, здания находятся не просто в аварийном состоянии, но и крайне опасны для здоровья человека и для окружающей среды. Отчет по итогам обследования технического состояния здания гласит, что в межстенном пространстве обнаружена стекловата, и она, ввиду долгого срока эксплуатации здания, превращается в пыль, которая может попасть в верхние дыхательные пути.

Как бы там ни было, ремонт родители восприняли как особый знак, говорящий о том, что новой школы в Теречном в ближайшем будущем построено не будет.

Сельчане забили тревогу, стали готовить обращения в различные инстанции, изучать вопрос. Так, уже упомянутый депутат Магомед Разаков даже наткнулся на один любопытный документ в сети Интернет. «На официальном сайте Минобра Дагестана я узнал, что, оказывается, наши дети учатся в две смены. Справка подтверждается подписью директора Теречной СОШ Хабибулаевой Зумрат. Она дала им эти данные. Видимо, из-за этого мы автоматически выпали из программы по ликвидации трехсменного режима обучения», – предположил он.

В то же время у оппонирующей стороны совсем другая информация: директор Зумрат Хабибулаева заверяет, что школа в любом случае будет построена, но чуть позже – в 2017 году.

Ответ на вопрос «Почему именно тогда?» кроется в перипетиях различных программ развития.

Дело в том, что строительство школы на 300 ученических мест в Теречном предусматривалось в рамках реализации первого этапа (2014–2016 годы) федеральной целевой программы «Юг России (2014–2020 годы)», утвержденной Постановлением РФ. При этом указанная программа реализовывалась в составе государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 года. Затем, в 2015 году, для каждого региона были разработаны отдельные подпрограммы развития. А 27 февраля 2016 года Постановлением Правительства РФ в госпрограмму РФ «Развитие СКФО» до 2025 года были внесены изменения, «предусматривающие сокращение утвержденного объема средств, в том числе на реализацию мероприятий по РД и перенос строительства начинаемых объектов, включая в с. Теречном», в два раза. Так, изначально в 2016 году планировалось выделить 1,024 млрд рублей, теперь речь идет о 475 млн рублей. Как выяснилось, этих денег в текущем году хватило только на строительство школы в с. Петраковском Хасавюртовского района.

Иными словами, с учетом ведомственных изменений как на федеральном, так и на республиканском уровне, строительство школы в Теречном начнется только в 2017 году и будет завершено в 2019 году. На это предусмотрено 229,29 млн рублей (в том числе 227 млн из федерального и 2,29 млн рублей из республиканского бюджета).

Школьный психолог в школе не нужен?

Однако, построенная школа – это еще не решение всех проблем. Особенно в городах. Если в сельской местности первоклассник сравнительно просто и быстро адаптируется к новым для себя условиям, то, попадая в городскую школу, он зачастую испытывает некоторый шок и нуждается в помощи детского психолога.

Очевидно, что на сегодняшний день работа педагогов-психологов в Дагестане выстроена неэффективно, а руководителей образовательных учреждений интересуют только вовремя сданные отчеты. По некоторым данным, в школах психологи зачастую даже не выполняют свои обязанности или же вовсе отсутствуют.

По словам психолога, некоторое время проработавшего в одной из махачкалинских школ, в этом образовательном учреждении долгое время не было работающего специалиста. По документам психолог был, только его никто не видел. «До моего прихода в эту школу дети знали, что у них есть какой-то фантом-психолог, но они в лицо его не видели. По документам числился еще один специалист, но она не работала, просто знакомая директора была. Психологическое сопровождение детей не осуществлялось, это, конечно, пагубно отразилось на учениках», – сказала психолог.

Кроме этого, в школах, как правило, нет условий для работы педагогов-психологов, а бюрократия просто выходит за рамки разумного. И хотя премьер-министр России Дмитрий Медведев на прошедшем в начале июня в Новосибирске форуме партии «Единая Россия» поручил законодательно уменьшить число отчетов, которыми должны заниматься преподаватели, они по-прежнему завалены бумагами. «Огромную часть времени приходится уделять отчетам и документации. На работе у меня не было времени составлять отчеты, поэтому приходилось после работы весь вечер сидеть у компьютера и печатать их. Конечно, я обожаю работать с детьми, помогать им, но в таких условиях трудиться невозможно, поэтому грамотные специалисты в школах долго не проработают», – отметила детский психолог другой столичной школы.

Сегодня в махачкалинских школах на 500 человек приходится один психолог, что, конечно, очень мало. По мнению специалистов, в психологической службе должны быть не один и даже не два-три человека, а минимум семь. Необходима командная работа, причем вместе с родителями учеников и другими учителями.

Не забудьте сдать на занавески!

В то же время у родителей, как правило, немало проблем, которые начинаются со сборов ребенка в школу и продолжаются в ходе всей их учебы.

В регионе, где средние зарплаты считаются одними из самых низких по стране, цена «школьной корзины» для одного ребенка практически равняется средней зарплате по республике.

К тому же довольно весомая доля родительских денег должна быть потрачена на приобретение учебников. Давно уже не секрет, что у учебных заведений нет возможности обеспечить учеников бесплатным комплектом книг, что означает лишь одно – какую-то часть учебников надо покупать родителям. Количество книг, которые они должны купить, зависит от состояния библиотечного фонда школы, причем в некоторых школах родители вынуждены приобретать весь комплект учебников самостоятельно. Средняя стоимость одного учебного пособия в Махачкале составляет примерно 400 рублей. Поэтому родители стараются выбирать книги, бывшие в употреблении, стоимостью от 200 рублей.

Не является секретом и то, что родителям приходится принимать материальное участие в решении различных школьных проблем хозяйственного характера, начиная от покупки занавесок в классы и заканчивая сборами на увеличение жалования работникам службы охраны.

Родительница, отправившая свою дочь в первый класс одной из школ Каспийска, рассказала, как директор образовательного учреждения накануне Дня знаний предложила внести в ремонтный фонд школы 10 тыс. рублей. А на состоявшемся в первые дни учебного года родительском собрании педагог заявила, что всем родителям необходимо сдать еще по 3 тыс. рублей.

Вопрос незаконных школьных поборов лежит в плоскости пресловутой коррупции и может быть решен путем обращений в правоохранительные органы республики. К тому же с прошлого года на сайте министерства образования Дагестана функционирует горячая линия, куда жители республики могут обращаться по фактам поборов в школах.

Безусловно, это не все проблемы, с которыми сталкиваются ученики и их родители в период обучения. Но даже они являют собой нелицеприятную картину современной школы. Причем далеко не все родители и бывшие работники школьной системы соглашаются на то, чтобы были озвучены их имена. Оно и понятно, ведь их детям еще предстоит учиться в этих школах и под присмотром этих же педагогов. Других пока нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру