Ираклий II и Мухаммад-нуцал

Эпистолярные источники по взаимоотношениям правителей Грузии и Аварии

В статье даются переводы и описания 3 писем, отправленных царем Кахети (17441762), а позднее – Картли-Кахети  (17621798) – Ираклием II (1720-1798) и его моурави Джимшером Чолакашвили правителю Аварского нуцальства Мухаммад-нуцалу (1730/31–1774).

Эпистолярные источники по взаимоотношениям правителей Грузии и Аварии
Мухаммад-нуцал

После переводов нами даны характеристики лицам, упомянутым в письмах, и описаны исторические процессы, что позволяет понять содержание эпистолярных источников, ставшим предметом нашего исследования. 

При изучении писем, видно, что для секретаря-письмоводителя было более привычным использование персидского языка, нежели арабского, что проявляется в некоторых нарушениях норм грамматики арабского языка. Это обстоятельство делает подстрочный перевод трудным для понимания и вынудило нас давать в некоторых случаях смысловое, а не буквальное звучание отдельных фраз и предложений.

Анализ содержания писем позволяет нам сделать вывод о том, что между правителями Грузии и Аварии преобладали добрососедские отношения, а в переписке царило взаимоуважение. В то же время необходимо признать существование отдельных конфликтных ситуаций, которые, однако, не носили долговременного характера и чаще всего выражались в деструктивных действиях отдельных антигосударственных элементов. Близость культуры, древние традиции дружбы и взаимовыручки, тесно взаимоувязанные формы хозяйствования в соседних регионах, общие интересы и необходимость борьбы с иноземными захватчиками, определяли необходимость налаживания добрососедских отношений между Грузией и Аварией, что воплощали их общепризнанные лидеры. Это мы видим в приводимых ниже письмах и сведениях, это же вытекает из анализа дагестанских источников, в том время как в иноземных источниках дается искаженная картина отношений между грузинами и аварцами.

 

Послание Джимшера Чолокашвили Мухаммад-нуцалу

 

Оригинал послания содержится в рукописном собрании Али Каяева (1878-1943) – известного собирателя и исследователя арабоязычного письменного наследия Дагестана. Хранится оно у одного из авторов данной статьи – его внука И. Каяева, проживающего в гор. Махачкала. Письмо написано на арабском языке, на который оказало сильное влияние привычка секретаря-письмоводителя к персидскому языку, почерком, представляющим собой смесь сульса с насхом.

Перевод:

Да будут над Вами мир, милость Аллаха и Его благословение!

От моурави (маврав) Тушети (Туш) и [по совместительству] эристави (иристав) Арагвского (Къаракъалхъан) – Джимшер-бека, послание амиру благородных амиров, правителю (вали) страны (вилаят) [именуемой] Дагестан, Его высочеству – Мухаммад-нуцалу, сыну Умма-хана.

Да хранит его Всевышний Аллах!

Мое желание таково: я уже стал моурави Тушетии, а страна эта зависит от тебя. Я соответственно, являюсь одним из вассалов, зависящих от тебя. Поэтому я постоянно прошу, чтобы появилась возможность послужить тебе [Мухаммад-нуцалу], как-то я прошу службы моей у господина и царя – патрона Ираклия (Иракли). Я нахожусь в союзе с тобой, так отдавай же мне приказы, что бы проявилась моя служба тебе. Я буду выполнять их, ибо вышеупомянутая страна [Тушети] зависит от тебя.

У меня появится, таким образом, возможность послужить тебе [Мухаммад-нуцалу]. Ты же ведь, как правитель Дагестана, давно являешься большим человеком. Мало того, братские отношения между тобой и царем Ираклием, который является моим патроном, стали ныне крепкими. Союз ваш – прекрасен! Поэтому я обязан служить тебе и с нашей стороны каких-либо измен не будет.

Если что случится, то прикажи мне, чтобы я стал одной из единиц, находящихся в зависимости от тебя и тогда проявится мое чистосердие по отношению к твоему Высочеству.

Приветствие мое тем, кто следует верному пути.

 

Джимшер Чолокашвили (груз. ჯიმშერ ჩოლოყაშვილი) – представитель древнего рода Чолокашвили, традиционно управлявшего северо-восточной частью Кахети и прилегающим к ней горным регионом Тушети. Родовой их замок располагался в сел. Матани, что в нескольких км севернее города Ахмета, у выхода из Панкисского ущелья. Отсюда они веками управляли горным регионом Грузии на границе с Аварией.

Точная дата рождения Джимшера неизвестна, хотя можно предположить, что он был ровесником Ираклия II, родившегося в 1720 г. В 1737-39 гг. он в свите тогда еще царевича Ираклия II участвовал в походе Надир-шаха на Индию. В начале 1740-х гг. он назначен управляющим (моурави) Тушети. В 1743 г. после убийства восставшим населением наследственного управляющего Арагвским эриставством (долина реки Арагви выше города Мхцета; ныне Душетский район Грузии) – Бежана Эристави, картлийский царь Теймураз II формально передал его в управление своему внуку Вахтангу. Но поскольку он был еще  несовершеннолетним, фактическим правителем эриставства стал Джимшер Чолокашвили.

Официальный историограф Ираклия II – Папуна Орбелиани неоднократно упоминает «Джимшера – моурави Тушети», как верного сподвижника грузинского царя. В условиях своеволия и сепаратизма удельных князей, Ираклию пришлось укреплять северные рубежи страны с самого начала своего царствования. В 1744 г., когда при поддержке Надир-шаха Ираклий II стал царем Кахети, а его отец Теймураз II – царем Картли, они подчинили своей власти эриставства Ксани и Арагви, для чего даже были использованы наемные отряды аварцев из Анцуха, Тлебела и Караха (ныне Тляратинский и Чародинский районы РД). Встав лагерем в Ананури, Ираклий II собрал отряд и выдвинулся в верховья Арагвского ущелья, где осетины не желали подчиняться центральной власти. Как пишет Папуна Орбелиани, Ираклий «во главе войска Арагвского эриставства поставил моурави тушин – Джимшера, определил правое и левое крыло войска, а сам последовал позади. Осетины преградили им путь, и разразилась жестокая схватка. Войска Ираклия подоспели, и тогда осетины отступили и закрепились в крепостях и башнях. Их окружили, взяли, разрушили и сожгли сорок башен. Ираклий вернулся победителем в Ананури». Джимшер был незаменимым помощником Ираклия II при усмирении бунтов в горных регионах на севере страны в 1746 г., в действиях против отрядов Абдулла-бега в 1747 г. или очищении крепостей от кизилбашских гарнизонов в начале 1748 г. Грузинские источники отмечают его как храброго солдата и талантливого полководца.

Как пишет исследователь истории Тушети: «Особенно большим почетом у царей Теймураза II и Ираклия II пользовался моурав Джимшер, сопровождавший царевича Ираклия в походе на Индию, предпринятом шахом Надиром. В жалованной грамоте Теймураза II о назначении моуравом Тушети отмечаются эти его заслуги. Ему предоставляется право пользования третьей частью собранных податей, а также другие выгоды, общие для всех моуравов». Известно, что в 1751 г. он построил крепость и дворец в Душети. Как установил Г. Джамбуриа, Джимшер Чолокашвили был убит, будучи эриставом на управляемой им территории в 1756 г.

Таким образом, письмо датируется именно тем промежутком времени, когда Джимшер Чолокашвили являлся эриставом Арагви. Скорее всего, оно было написано в конце 40-х – начале 50-х гг. XVIII в. (до 1752 г.), к совершеннолетию Мухаммад-нуцала, когда между ним и Ираклием II были установлены тесные отношения.

 

Послание Ираклия II Мухаммад-нуцалу (1749 г.)

 

Оригинал послания хранится у одного из авторов данной статьи (И. Каяева). Письмо написано на арабском языке, подвергшемся влиянию  персидского языка, почерком, представляющим собой смесь сульса с насхом. Анализ почерка позволяет утверждать, что как это письмо, так и вышеприведенное (от Джимшера Чолокашвили) было написано одним и тем же лицом, видимо являвшегося секретарем-письмоводителем Ираклия II.

Перевод:

Да будут над Вами мир, милость Аллаха и его благословение!

От Его высочества царя (хана) Ираклия, являющегося правителем (вали) великих правителей, послание Его высочеству Мухаммад-нуцалу, являющемуся правителем великих правителей, амиром амиров и господином (саййид) Дагестана. Я имею в виду моего любимого друга, которому я полностью доверяю, и мало того, считаю своим дражайшим и почтеннейшим братом.

Да пребудут во веки веков: величие Мухаммад-нуцала и его счастье!

На твой возможный вопрос о вестях, которыми мы обладаем, отвечаю так:

Мой отец царь (хан) Теймураз (Тагьмурас), уже пришел из страны (вилаят) Иран, и вступил на землю Грузии (Гуржистан). Он в полном здравии и добром состоянии.

Мало того царь Теймураз написал тебе письмо, в котором просит, чтобы ты пришел к нам, ибо он желает увидеть тебя и достойно одарить. Мы рады видеть тебя, чего, кстати, желали и раньше.

Наша взаимная симпатия, и даже больше – любовь и братство – стали ныне прочными и крепкими. Поэтому, когда письмо наше настигнет тебя, приходи ты к нам, что бы могли мы приятно побеседовать в те дни, которые ты [Мухаммад-нуцал] захочешь.

Сделай это, однако после того, как снег сойдет с гор.

Наша страна (вилаят) зависит от тебя [Мухаммад-нуцал]. В отношениях, существующих между нами перемен, поэтому, быть не должно.

Через несколько дней я, [то есть царь Ираклий], отправлю к тебе  моих людей или если можно так сказать, – еще одно письмо. Люди эти скажут тебе нечто и ты сделай, пожалуйста, что-нибудь похожее на то, что они скажут.

Мои любимые друзья были обрадованы приходом моего отца из Ирана. Поэтому я [царь Ираклий] сообщая тебе об этом событии, написал данное письмо.

Мой дорогой брат! Тысяча извинений, но не задерживайся со своим прибытием. Если даст Всевышний, будет наше братство крепким, да, причем на века вечные.

Привет тому, кто следует правильному пути.

 

 Послание Ираклия II Мухаммад-нуцалу

 

Оригинал послания хранится в рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (Ф. 6. Оп. 1. Д. 68/2506). Письмо написано на арабском языке, подвергшемся влиянию персидского, почерком насх. Судя по почерку, в отличие от первых двух писем, это послание написано другим лицом.

Перевод:

Сердечный привет и лучшие пожелания идут из уст царя (хана) Ираклия, который является амиром опирающихся на Владыку мира, а адресованы они моему дорогому брату Мухаммад-нуцал хану, обладающему прекрасной степенью.

Да хранит его всевышний Аллах – от бед и испытаний, существующих в обоих мирах, а так же – от брани со стороны врагов!

Аминь.

А далее.

Величайшим желанием и огромной целью, которые преследуемы через написание этого послания, является здесь любовь.

Теперь о другом. К нам пришли Шихамир-ака (…-акъа) и Мустафа-ака и принесли твое послание, наполненное любовью. Содержание данного письма мы поняли и как результат полностью узнали то, что содержится в нем. Мы также полностью согласились с теми словами, которые ты внушил двум названным выше лицам и, мало того, растолковал им.

Эти двое, Шихамир-ака и Мустафа-ака, вначале изложили нам [все], затем объяснили от начала до конца. Ты имел желание прислать Ахалава. Его, однако, пока не было. Мы поэтому предположили, что ты не отправил [ко мне] Георгия (Геворги) по той лишь причине, что Ахалав до сих пор не пришел к тебе. Мы, однако, [вскоре] пришлем этого Ахалава, но уже совместно с Шихамир-ака, Мустафой-ака и Шахавом.

Знай, что между нами и тобой были изначально завет о братстве и великая любовь. Мы и сейчас твердо стоим за соблюдение этого. Соответственно, мы изложили все, что есть в сердце и что скрыто в глубине нашей души Ахалаву, Шихамиру-ака и Мустафа-ака. Если даст Всевышний Аллах, указанные лица дадут тебе возможность узнать без каких–либо [своих] добавок, сделав это на литературном, красивом языке. Произойдет же это во время их прихода к тебе.Все.

Ираклий II

Пояснения к письмам

Мухаммад-нуцал (1730/31-1774) стал номинальным правителем Аварского нуцальства с 1735/36, после смерти отца – Умма-хана. К моменту смерти отца, Мухаммад-нуцалу было всего лишь 5 лет. Согласно дагестанскому автору ХIХ в. Хайдарбеку Геничутлинскому, после смерти Умма-хана «власть находилась в общем распоряжении Мухаммад-нуцала и Мухаммадмирзы –  детей Умма-хана. Оба они, будучи родными братьями, пребывали в мире и согласии, делились друг с другом думами и действовали, словно бы один человек. Внешне, однако, ханская власть принадлежала лишь Мухаммад-нуцалу». К сожалению, мы не знаем младшим или старшим его братом являлся Мухаммадмирза, хотя известно, что старшинство в правлении принадлежало Мухаммад-нуцалу. Мухаммад-нуцал был убит в 1774 г. в Шемахе во время переговоров с Фатали-ханом Кубинским, заманившим его на переговоры, а затем давшим сигнал заранее подготовленным убийцам.

Мухаммад-нуцал провел большую работу по укреплению внутреннего единства различных регионов Аварии, по внутренней спайке сложного конгломерата общин, составлявших страну, известную им самим как Маарух. К примеру, вo время правления Мухаммад-нуцала Хунзах заключил с Гидатлем соглашение о союзе, они «согласились делить удачу и беду, объединившись и став как бы одним обществом». Заодно были обозначены условия выдачи преступников, разграничения сферы судебной юрисдикции на преступления совершенные на их территориях и т.д.

Подобные отношения были налажены с обществом Анцух (в него входил и Хванал/Бежта), жители которого активно участвовали в его походах и служили ему посредниками в налаживании отношений с грузинскими царями. Лидеры приграничных обществ часто выступали в роли послов Аварского нуцальства к грузинским царям. К примеру, первые два лица, упомянутые в письме, Шихамир и Мустафа – видимо влиятельные аварцы из Джара или Билкана и вместе с тем – посланники аварского нуцала. На взгляд Г.Д. Даниялова, Ахалав из региона Хванал (вероятно из села Гарбутль), находился в «близких отношениях» с Ираклием II, являясь видным военачальником Аварского нуцальства и выполнял функции дипломата в сношениях с Грузией. В то же время, это имя (Ахалав) традиционно распространено и в центральном селении Анцуха (ЧIадаколоб), выходцем из которого был другой посланник аварского нуцала к Ираклию II – Шахав (Шагьав). Очевидно, что оба лица – Ахалав и Шахав – влиятельные лица Анцуха – аварского региона – влиятельной общины, включавшей также Цунта/Дидоэти.

По сведениям, собранным в 1832 г. русским офицером: «По рассказам жителей, Анцух и Хуанал в прежние времена составляли одно общество под названием Анцуха. Общество сие было тогда самое сильное в Антк-Ратле и славилось во всем Дагестане своим могуществом и богатством. Дидойские племена были им подвластны вроде крестьян и платили ежегодно дань. Впоследствии времени начались несогласие и распри между деревнями находящимися на Шара-Ор, и теми, которые расположены на Кудаб-Ор, так что сии последние отделились и составили особое общество под названием Хуанала. Сим разделением Анцух сделался гораздо слабее, и на прочие общества Антк-Ратля уже не имел прежнего влияния.

Видя несогласие между своими владельцами, дидойцы хотя еще явно не смели отказаться от платежа наложенной на них дани, но постепенно отклонялись от исполнения своих обязанностей и только ожидали благоприятного случая, чтобы совсем освободиться от ига анцухцев. Таковой случай вскоре после разделения Анцуха представился им. Жители о том рассказывают следующим образом. Тому лет назад около 80 или 100 свирепствовала в Дагестане какая-то повальная и заразительная болезнь (по словам жителей, не чума), от которой умирало очень много людей. Смертность была очень велика, особенно в Анцухе и Хуанале, где народонаселение уменьшилось до того, что некому было работать, и скот пропадал без присмотра. Дидойцы, видя бедственное положение анцухцев и капучинцев и чувствуя себя не слабее своих владельцев, воспользовались сим случаем и отказались от платежа дани, предъявив тому причину, что боятся заразы; прошел год, другой, и они вовсе отказались от исполнения прежних обязанностей... С тех пор дидойцы составляют отдельное общество, ни от кого не зависимое.

При царе Ираклии деревни Сабуй, Шильда, Алмати и еще два селения платили капучинцам с каждого двора ежегодно по 5 абазов, одной курице, десяти хлебов и одной тупке водки, а деревни Кварели, Гавази, Чеканы и Кочетаны платили такую же подать анцухцам. За то сии два общества по востребованию царя Ираклия должны были из своей среды сформировать ополчение и действовать оным там, где царь прикажет. Правилом было положено, что в таковых случаях выходили все старше 15 лет, исключая стариков. Такое ополчение было обязано само в исправности содержать свое вооружение; провиант и порох получалось от царя во время нахождения на службе».

Датировать вышеуказанные события, мы можем благодаря выявлению одной арабоязычной памятной записи, согласно которой «в благословенном месяце раби ал-аввал, в начале лета величайшая чума поразила: вначале селение Хашархота и из числа их умерло сто двадцать душ верующих; затем она поразила селение Бежта и из числа их умерло в тому году триста [душ], а переболев, вылечилось благодаря Аллаху сто душ; в том году она поразила также и Гарбутль (Гъарбулъ). Остальные селения области Аллах избавил [от нее]. Тысяча сто восемьдесят третий год (1769) от хиджры пророка». Таким образом, до 1760-х гг. Анцух, как автономный регион Аварии, включал в свой состав северную часть Тляратинского района, весь Цунтинский район и Бежтинский участок Республики Дагестан. Разделение его на Анцух, Бежта и Гунзиб произошло, скорее всего, в 1760-е гг., а Цунта отделилась – в 1770 г.

Из источников видно, что большую часть времени Ираклия и Мухаммад-нуцала связывали добрососедские отношения, которые даже можно назвать союзническими. К примеру, Ираклий II в письме к графу Н. И. Панину от 4 июня 1770 г. пишет, что «все лезгинцы, кроме Кунзухского владельца, будучи подкуплены с турецкой стороны великими подарками, сильные на нашу землю воровским образом чинят нападения и разоряют». «Кунзухский», т.е. хунзахский «владелец», это конечно Мухаммад-нуцал, с которым у Ираклия II сохраняются добрососедские союзнические отношения, а «лезгины» – это дагестанцы в целом. В том же письме Ираклий II пишет, что до того времени джарские аварцы («чарские жители, лезгинцы») находились с Картли-Кахетинским царством «в дружбе и согласии».

Такая же информация содержится и в письме Мухаммад-нуцала к Ираклию II, написанному, судя по всему в мае 1770 г. В нем аварский нуцал ставит в известность восточно-грузинского царя о том, что Османская империя предлагала ему прибыть с войском в Ахалцихе и о том же просил его и Мухаммад-хан Газикумухский. Видимо эти мероприятия имели антигрузинский характер, поскольку Ираклий II не хотел, чтобы Мухаммад-нуцал двинулся с войском в Ахалцихе и убедил его этого не делать. Нуцал повторно извещает Ираклия II, что несмотря на уговоры турок и газикумухского хана он отказался от похода, поскольку «между нами и между ханом Ираклием утверждена братская верная дружба и мы не можем ее нарушить до скончания века».

Известно также, что 20 апреля 1770 г. в битве при Аспиндза в регионе Месхети (юго-запад Грузии) Ираклий II разбил объединенное войско турок и аварцев, которыми командовал известный предводитель (белади) Малачилав из сел. Унцукуль. В грузинских источниках он также известен под прозвищем КIохт, т.е. «элегантный». Согласно рапорту кн. А. Моуравова графу Тотлебену (командующий русским экспедиционным корпусом в Грузии) «Ираклий сам убил вышеописанного славного предводителя Малачила и одного еще турка». Также сообщается, что после сражения были обнаружены трупы нескольких руководителей отряда турок и аварцев, среди которых «главной… предводитель лезгинский» «Малачил, которого голову послал Ираклий лезгинскому Кунцахскому владельцу, ибо оной Малачил часто нападение делал на оного владельца Кунцахскаго», т.е. аварского правителя Мухаммад-нуцала. Здесь можно также добавить, что в дагестанских памятных записях неоднократно встречается упоминание о смерти «известного храбреца Малачилава» в 1184 году хиджры (1770-71 г.).

Вместе с тем, известно и о кратковременном периоде охлаждения отношений между Мухаммад-нуцалом и Ираклием II в 1752-55-х гг. и о двух походах, совершенных аварским нуцалом в Грузию в возрасте около 25 лет. Скорее всего, отношения между Мухаммад-нуцалом и Ираклием II испортились после похода в июне 1752 года грузинского войска на территорию Джарской «республики» – государственного образования аварцев, живущих в Алазанской долине. Поскольку Джар был связан с Аварским нуцальством союзническими отношениями и признавал Мухаммад-нуцала как сюзерена, то вероятно, последний посчитал этот поход недружественным шагом. 

 В памятных записях, собранных Казанби Арадерихским, содержится интересная запись по интересующему нас периоду: «1168 (1754-55) г. – дата вступления Мухаммад-нуцала со своим войском в Мухираниб. В конце того же года он вступил в Къурилиб». Что же скрывается за двумя скупыми предложениями хронографа?

Согласно источнику XVIII в. – «ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих» – в 1754 г. Мухаммад-нуцал, собрав отряд из Хванал (Бежтинский участок), «являвшегося его вилаятом» отправился в Грузию. Его войско около местечка Кунбур имело сражение с грузинским войском и потерпело поражение («было рассеяно»). Согласно грузинским источникам, «хундзахский (аварский) владетель Нурсал-бек», т.е. Мухаммад-нуцал со значительными силами вторгся в 1754 г. в Грузию. По приказанию Ираклия все кахетинское население укрылось в крепостях, а грузинское войско было приведено в боевую готовность. Отряды Ираклия II и Мухаммад-нуцала столкнулись возле крепости Мчадисджвари, к юго-западу от города Душети. Первоначально аварская пехота начала теснить грузинское войско. Тогда Ираклий II приказал всему дворянскому отряду спешиться и приготовить ружья и пушки. Благодаря усиленному обстрелу аварской пехоты грузинам удалось переломить ход сражения и заставить аварцев отступить от крепости. Поняв, что дальнейшее продолжение военной кампании бесполезно, Мухаммад-нуцал повернул свое войско в сторону Джарской республики, надеясь получить новое войско и продолжить поход на Ираклия II. Мухаммад-нуцал с войском вынужден был отойти в Билкан, где запросил войска у аварцев, однако те, сославшись на имеющийся мирный договор с грузинами, уклонились от военной помощи нуцалу. Тот вернулся в Хунзах, заручившись обещанием джарцев выступить с ним в поход в конце лета следующего года (август-сентябрь 1755 г.).

В августе 1755 г. Мухаммад-нуцал, пройдя через Хванал в Кварели, занял это крупное селение и осадил находившуюся там крепость. К Мухаммад-нуцалу на помощь прибыли джарские аварцы, елисуйский султан Мухаммад-бег и шекинский хан Агакиши. Согласно донесениям русских резидентов, союзные войска прибыли в Кварели 30 августа 1755 г., а их общее количество достигало 18 тысяч человек. Все они 20 дней осаждали Кварельскую крепость, где засело население самого Кварели и близлежащего Гавази и возможно других населенных пунктов. Однако из-за отсутствия пушек и других осадных орудий (у осажденных имелась артиллерия) союзным войскам не удалось взять Кварельскую крепость.

Отсутствие успеха, тем более в свете приближающейся зимы, заставило снять осаду и уйти из-под крепости джарских аварцев, шекинского хана и елисуйского султана. В Кварели остался только Мухаммад-нуцал с 2-3 тысячами войска, которые он расположил в лесистом предгорье севернее крепости. Грузинское войско, несмотря на неоднократные попытки, не смогло его оттуда выбить и вынуждено было снова укрыться в крепости. Однако дальнейшая осада крепости уже была бесперспективной, и Мухаммад-нуцалу пришлось ее снять. Он с войском перешел через реку Алазани, далее через Ширакскую степь, переправу на реке Куре и другой удел картли-кахетинских царей – местность Казах, которую подверг разорению и далее ушел в Гянджу. Отсюда он двинулся в Шеки, куда к началу зимы 1755 г. прибыл газикумухский Мухаммад-хан с небольшим войском в одну тысячу человек. Проведя здесь около 20 дней, нуцал и хан вернулись к себе в столицы – Мухаммад-хан через перевал Динди, а Мухаммад-нуцал через шемахинскую дорогу.

 

ჯამბურია გ. ჯიმშერ ჩოლოყაშვილი // ქსე. თბ., 1987. ტ. 11. გვ. 148.

Папуна Орбелиани. Амбавни Картлисани / изд. Е. Цагарейшвили. Тбилиси, 1981. С. 109, 113, 133, 146 (на груз. яз.).

Там же. С. 113.

ჯამბურია გ. ჯიმშერ ჩოლოყაშვილი // ქსე. თბ., 1987. ტ. 11. გვ. 148.

Шавхелашвили А.И. Из истории горцев Восточной Грузии (Тушетия XVI – первой половины XIX вв.). Тбилиси, 1983. С. 255.

Закарая П. П. Древние крепости Грузии. Тбилиси, 1969. С. 61.

ჯამბურია გ. ჯიმშერ ჩოლოყაშვილი // ქსე. თბ., 1987. ტ. 11. გვ. 148.

Датируется временем возвращения Теймураза II из Ирана осенью 1749 г., о котором упомянуто в данном письме.

Айтберов Т.М. Материалы по хронологии и генеалогии правителей Аварии (VIII-XIX вв.) // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986. С. 154.

Хапизов Ш.М. Ума-нуцал (Умахан) Великий (очерк истории Аварского нуцальства второй половины XVIII в.). Махачкала, 2013. С. 43.

Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / пер. Т.М. Айтберова. Махачкала, 1992. С. 46-47.

Хапизов Ш.М. Ума-нуцал (Умахан) Великий... С. 35-37.

Там же. С. 8.

Адаты горских конфедераций / пер. М.Д. Саидова. // Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V – начала XX в. Т. 1: До присоединения к России. М., 2009. С. 172.

Хапизов Ш.М. Ума-нуцал (Умахан) Великий… С. 8-9.

Даниялов Г.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Махачкала, 1970. С. 46-47.

Норденстам И.И. Описание Антль-Ратля. 1832 г. // ИГЭД. М., 1958. С. 323.

Айтберов Т.М., Абдулкеримов М.М. Обзор некоторых рукописных собраний Дагестана // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988. С. 61.

Грамоты и другие исторические документы XVIII века, относящиеся к Грузии / под ред. А.А. Цагарели. Том 1, с 1768 по 1774 года. СПб, 1891. С. 119-120.

Там же.

Там же. С. 326-327.

Там же. С. 107-109.

Айтберов Т.М. Из дагестанских памятных записей // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980. С. 121; Хайдарбек Геничутлинский. Указ. раб. С. 145; Айтберов Т.М., Нурмагомедов А.М. Койсубулинский союз и шамхальство в первой четверти XVIII в. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в ХVIII – нач. XIX в. Махачкала, 1981. С. 137.

О термине см.: Хапизов Ш.М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье). Махачкала, 2011. С. 7-8.

Айтберов Т.М. Из дагестанских памятных записей… С. 121.

ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих / хIадур гьабуна Т.М. Айтберовас. МахIачхъала, 1996. Гь. 119-121 (на авар. яз.).

Бердзенишвили Н., Джавахишвили И, Джанашиа С. История Грузии. Ч. I. С древнейших времен до начала XIX в. Тбилиси, 1950. С. 406.

ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих… Гь. 119-121.

Там же. Гь. 119-120.

Там же.

Там же. Гь. 120-121; Хапизов Ш.М. Ума-нуцал (Умахан) Великий… С. 14.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру