Ахалтекинцы против частного инвестора

Какая судьба ждет заводскую конюшню «Дагестанская»?

История и традиции народов Республики Дагестан самым тесным образом связаны с лошадьми и их бытом. Скачки, джигитовка – в крови нашего народа, это его культура. Поэтому и все, что связано с лошадьми, можно назвать национальным достоянием дагестанцев.

Какая судьба ждет заводскую конюшню «Дагестанская»?

В этом свете новости о ликвидации ипподрома и конно-спортивной школы «Джигит» в Махачкале вызвали горячие споры в обществе. А весть о закрытии заводской конюшни «Дагестанская», где несколько десятилетий разводили племенных лошадей ахалтекинской породы, и вовсе вызвала бурю недовольства, выразившуюся в написании открытых писем и петиций в различные инстанции.

С чем же на самом деле связаны столь неприятные для дагестанцев события?

Немного истории

В начале 70-х годов прошлого века, на пике успехов ахалтекинского отделения Терского конезавода, в управлении конных заводов министерства сельского хозяйства РСФСР было решено это отделение перевести в другое место, для того чтобы оно не мешало развитию арабского отделения завода. И уже в 1971 году ахалтекинские лошади были переведены в Дагестан.

На новом месте не было ни условий, ни традиций племенного коннозаводства. Все пришлось создавать на пустом месте, с чем блистательно справился Владимир Шамборант – один из известнейших селекционеров XX века.

К тому же и место для разведения ахалтекинцев было выбрано идеально. «Я весь Кавказ объездил, – рассказывал в то время Шамборант, – ездил в Баку, Майкоп, Черкесск. Потом Дагестан выделил 530 га пустоши в Турали, прямо на берегу моря. Чем хороша Турали? Тем, что здесь природа такая же, как на родине текинцев в Туркмении, но есть еще и море. Что может быть лучше?»

С тех пор в ГБУ «Заводская конюшня “Дагестанская”» около 50 лет серьезно занимались селекционной работой и разводили ахалтекинскую породу лошадей. Дагестан превратился в один из центров разведения этой древнейшей породы. Наши ахалтекинцы три раза становились чемпионами мира и 10 раз чемпионами России на выставках, пять раз побеждали в призе «Русский Аргамак» в день скачек на Приз Президента Российской Федерации. Сейчас на заводе содержатся 84 лошади, более 50 из которых – маточное поголовье породистых ахалтекинцев.

Проблемы с финансированием

Однако, в последние несколько лет бюджет предприятия стал сокращаться. Сначала с семи миллионов рублей до пяти, а затем еще на 1,5 млн. На 2016 год было выделено 4,8 млн рублей. При этом на один только корм лошадям в год необходимо два миллиона рублей. Кроме того, 28 работникам, состоящим в штате предприятия, также необходимо платить зарплату. В итоге, по мнению специалистов, чтобы удержаться на плаву предприятию необходимо хотя бы 15 миллионов рублей в год.

Понятно, что все эти годы заводская конюшня бедствовала, средств хватало только на бедное существование. Соответственно, и дохода она не приносила, так как перестала продавать лошадей – вывозить скакунов на соревнования не было возможности, а если у лошадей нет наград, покупателей на них не будет.

Нерентабельность и частный инвестор

Как следствие, в марте текущего года было принято решение ликвидировать заводскую конюшню «Дагестанская» из-за нерентабельности конезавода.

В то же время в Минсельхозпроде РД тогда опровергли закрытие завода и пообещали, что заводскую конюшню ждет реорганизация. Ее собирались объединить с ГУП «Теречное» Кизлярского района, которое занимается заготовкой кормов. Туда же планировали перевести и махачкалинский ипподром, на месте которого реализуется проекта «Порт-Петровск».

Заместитель министра Шамиль Бахарчиев так пояснил ситуацию. «Все знают, какая сейчас ситуация в стране – дефицит бюджета. Пять миллионов накапливается там, пять в другом месте – по республике таких предприятий много. В результате образуется 100–150 миллионов рублей, потраченных впустую. Финансово-контрольное управление Республики Дагестан проанализировало деятельность таких предприятий, и было принято решение многие из них закрыть», – сказал он.

Также замминистра посетовал на то, что питомцы конезавода не участвуют в скачках и не реализуют поголовье. По его мнению, необходимо, чтобы предприятие зарабатывало само, чтобы была хотя бы самоокупаемость.

В то же время Шамиль Бахарчиев поспешил успокоить любителей лошадей. «Завод со всеми помещениями никуда не денется. Мы планируем найти инвестора и передать ему территорию завода с условием, что не будут изменены направление и специализация предприятия».

Прибрежные земли и снова частный инвестор

Однако не всех удовлетворила версия, согласно которой «Дагестанская» ликвидировалась лишь по причине нерентабельности. Так, директор конюшни Наби Джабуков предположил, что кому-то приглянулись прибрежные земли. «Мы сами не знаем, почему закрывают. Почему вдруг предприятие стало невыгодным, нам также интересно. Думаю, причина в том, что территория завода – это прибрежные земли. Возможно, они кому-нибудь понадобились», – сказал руководитель предприятия.

Безусловно, данная позиция не лишена смысла, особенно учитывая сегодняшний дагестанский строительный бум. Поэтому неудивительно, если кому-то понадобилась территория завода. К слову, ООО «Койсу» уже выделено на территории «Дагестанская» 115 га.

Об этой компании мало что известно, но по открытой информации в сети «Интернет» ООО «Койсу» зарегистрировано в селе Большой Гоцатль Хунзахского района, с апреля 2012 года занимается животноводством и другими видами деятельности (какими именно – не уточняется). Генеральным директором предприятия является Патимат Гаджиева.

По всей видимости, это и есть тот инвестор, о котором говорил еще в марте заместитель главы Минсельхозпрода РД Шамиль Бахарчиев. К слову, во вторник, 30 августа, в ведомстве заявили, что информация о закрытии конного завода «Дагестанский» не соответствует действительности, и снова подтвердили, что в ближайшее время предприятие перейдет в частно-государственную собственность. «В ближайшее время там появится частный инвестор, который готов вложиться в этот бизнес. Там будут проходить спортивные мероприятия, появятся детские секции. Все на этом предприятии сохраняется», – сказал руководитель Информационно-консультационной службы Минсельхозпрода республики Магомед Абдулаев.

Дагестанская общественность вряд ли будет возражать против частного инвестора у руля конного завода. Но лишь в том случае, если он действительно будет развивать конный спорт в республике, разводить ахалтекинскую породу лошадей, которой около 5 тысяч лет. К сожалению, народ не раз был обманут в подобных ситуациях, и можно понять тех, кто полагает, что на месте завода «Дагестанский» будут воздвигнуты очередные жилые дома и торговые центры, а от былой славы дагестанских ахалтекинцев останется лишь несколько строк в «Википедии».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру