Лица Махачкалы как такового нет – есть множество лиц. В центральной части города есть небольшие островки благополучия, а на окраинах города – где разруха, а где строительный бум.
В Махачкале роскошные дворцы нуворишей и чиновников благополучно уживаются с мусорными кучами. Широкие зеленые проспекты с дополнительными второстепенными транспортными коридорами застроены торговыми павильонами и многоэтажными жилыми домами. От немногочисленных парков города чуть ли не каждый день откусываются, отрезаются кусочки. Город с каждым днем становится все менее упорядоченным, и проблемы в столице только нарастают. Строительство, дороги, ЖКХ, бизнес, экология – в каждой сфере ворох проблем, решать которые власти города не хотят или не могут.
Жилищное строительство
В свою бытность министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан градоначальник Махачкалы Муса Мусаев не раз заявлял, что более чем 140 многоквартирных домов строятся в городе без необходимых разрешительных документов. Есть ли сегодня объекты, строительство которых запретила мэрия? Есть ли решения о сносе таких зданий? Если есть, выполняются ли они?
Насколько мы видим, нет. Многоэтажные несуразные дома растут по всему городу как грибы, лепятся друг к другу, окна в окна с соседними домами, нарушая все нормы градостроительства. Особенно отличаются скученностью новостройки в районе моста по Шоссе Аэропорта, где расстояние между 5–6-этажными домами составляет около 5 метров. В районе Сепараторного завода та же картина. В непосредственной близости от озера Ак-Гель, там, где нельзя строить вообще, дома стоят плотными рядами. Та же картина вдоль обеих каспийских трасс, они будто соревнуются, кто ближе друг к другу пристроит многоэтажки.
Вдоль Канала им. Октябрьской революции творится что-то невообразимое. Канал накрывают плитами и строят чуть ли не поверх плит 9-этажные дома в районе улицы Генерала Омарова (Венгерских бойцов), 3–4-этажные дома строятся в двух метрах друг от друга в районе прохождения канала между улицами Адильгерея Магомедтагирова (Казбекова) и проспекта Акушинского (Карла Маркса). Дети, которые живут в таких домах, видят вместо солнца или глухую сторону соседнего дома, или внутреннее убранство и жизнь его обитателей.
Удивительно, что дагестанцы покупают квартиры в таких домах. Причина, скорее всего, в наплыве населения, приезжающего в Махачкалу в поисках работы, которой нет в горах. Тем, кто переехал в город из горных районов, нужно жилье, и они готовы ухватиться за любой, главное – дешевый вариант.
За городом, вдоль берега Каспия и на других удобных участках растут коттеджные поселки. Дома окружаются высокими заборами, но улочки в таких поселках, как правило, напоминают тесные улочки в горах. Отдельная тема – берег моря, который категорически нельзя перекрывать, но к которому не подступиться в некоторых районах Махачкалы, Каспийска, Дербента. Тут нужно иметь характер и волю, чтобы взять бульдозер, проехать вдоль берега моря и снести незаконные постройки и заборы.
Выступая на форуме в Архызе в июле этого года, тогда еще полномочный представитель президента России в Северо-Кавказском федеральном округе вопрошал общественников: «Почему вы молчали, когда в Махачкале много лет не принимался градостроительный план города, который утвердили только в мае 2016 года? Почему вы не требовали наведения порядка от того, прежнего мэра?» Не молчали, требовали, говорили. И при том мэре, и при этом. Беда в том, что не слышат нас градоначальники, или не хотят слышать. Кто участвовал в общественном обсуждении Градостроительного плана? Кто вообще его из общественников видел? Нет ответов.
Город мусора
Не первый год приезжает в Махачкалу известный блогер Илья Варламов, организатор программы «Городские проекты» и, метеором пролетая по городу, успевает найти грязь и мусор там, где и махачкалинцы его уже не замечают в силу своей зашоренности. Для нас кучи пакетов, сложенных у дорог или у мусорных контейнеров – обыденность, для московского гостя – диковинка.
Притчей во языцех стала история борьбы городских властей с предприятием «Эко-М», с которым заключен контракт на вывоз мусора. Забастовка работников клининговой компании сменяет забастовку. За невыплату заработной платы отстраняют директора «Эко-М» от работы. Работники предприятия проводят пикеты и демонстрации на площади перед зданием администрации города. Администрация города покупает какую-то технику и контейнеры для мусора, выплачивает «Эко-М» какие-то суммы и сообщает, что ничего клининговой компании не должна. Клининговая компания отвечает: «Нет, должна и много». Цифры даются каждый раз новые, и ни разу не было показано единой, цельной картины. Сколько должна получать от городских властей компания «Эко-М», сколько от горожан, сколько она получает в реальности? Нет ответа.
В городе с завидной регулярностью случается мусорный коллапс. И с такой же регулярностью мэрия созывает жителей Махачкалы на субботники, которые по старой коммунистической привычке продолжают отвечать на призывы руководства и приходят выполнять чужую работу в свои выходные дни.
Однако существует мнение Роспотребнадзора о том, что без генеральной схемы санитарной очистки территории проблему мусорного коллапса в Махачкале не решить. На многих улицах города контейнеры для сбора твердых бытовых отходов изношены, разбиты, имеют неприглядный вид, не моются и не дезинфицируются. На улицах мало мусорных урн. Замусорены дворовые территории. Не пора ли разработать такую генеральную схему? Один раз навести порядок, пусть даже с помощью горожан-добровольцев, и дальше поддерживать его.
Горы мусора оставляют за собой отдыхающие на немногочисленных пляжах столицы и в других местах отдыха. Мы приглашаем в Дагестан туристов и краснеем, когда они видят этот кошмар на пляже. Надо что-то решать. Только сингапурский вариант – огромные штрафы за выброшенную жвачку – может заставить нас, дагестанцев, изменить своему менталитету: «Дома должно быть чисто, а за домом пусть будет все что угодно».
Коммерческие объекты
Огромные магазины, супермаркеты, гипермаркеты с нарушением всего, что можно и нельзя нарушать, выстроенные в последние годы вдоль ул. Ирчи Казака, проспекта Акушинского и многих других улиц, перекрывают свет жителям домов, построенных еще в 70–80-е годы, – во времена, когда все делалось в соответствии с Генеральным планом города.
Каждый год администрация Махачкалы рапортует о коммерческих объектах, обнаруженных ее работниками, не зарегистрированных в должном порядке и не платящих никакие налоги. Тут и магазины, и банкетные залы, и автомобильные заправки. Неужели у администрации нет рычагов, чтобы закрыть объект до того момента, пока его хозяин не представит разрешительные документы и не погасит накопившиеся за время его функционирования налоги? Неужели у администрации нет желания увеличить собственную налоговую базу? Или важнее то, что тот или иной объект принадлежит чиновнику или местному олигарху, который предпочитает работать вчерную и платить никаких налогов не собирается?
«МК в Дагестане» писал о беде, которая произошла в банкетном зале «Лайли». Что нужно сделать, чтобы все банкетные залы были зарегистрированы, чтобы там была отлажена система безопасности? По городу идет масштабная проверка всех залов. Будет ли опубликован список с указанием, какие из них зарегистрированы и платят налоги?
До каких пор мы все будем говорить о заправках в центре Махачкалы? На улице Мира, 1в, ровно в одном метре от стены 12-этажного дома находится АЗС. Пока мы говорим об этом, заправка расширяется. Сегодня там строится какое-то дополнительное помещение, перекрывая въезд во двор 12-этажки. Нам нужно ждать очередного ЧП, чтобы ее оттуда убрать?
Взрыв газа на АЗС на углу проспектов Шамиля (Калинина) и Акушинского, приведший к гибели человека, не вызвал никаких последствий. Сколько должно погибнуть людей, сколько судеб должно быть покалечено, чтобы администрация занялась этим вопросом?
«Зеленый» город
Каждый день из разных средств массовой информации мы слышим одно и то же: в Эльтавском парке вырублено столько-то деревьев; в парке имени Ленинского комсомола для строительства музея истории России вырублено столько-то деревьев; на Родопском бульваре строится новое кафе; на границе Парка имени 50-летия Октября строится 4-этажное здание; в Парке афганцев строится коммерческий объект. И снова рубят и рубят деревья. Нового мэра города Мусу Мусаева некоторые средства массовой информации за глаза окрестили Дровосеком за редкое упорство в уничтожении деревьев.
В городе давно нет крупных предприятий, загрязняющих воздух. Завод имени Гаджиева переводит свой гальванический цех за город. Но улицы миллионного города, рассчитанные ранее не более чем на 300 тысяч жителей, сжатые новыми магазинами и жилыми домами, задыхаются от потока машин, которые не озонируют воздух. В шесть утра, если подняться на гору Тарки-Тау, можно увидеть, как вдоль улиц тянется дымка выхлопов. А количество зеленых насаждений в городе, которое в десятки раз ниже нормы на одного человека, все уменьшается и уменьшается. Большие деревья рубят с маниакальным упорством.
Вместо «зеленых легких» в Махачкале создаются мини-скверы на нескольких участках вдоль дорог – на проспекте Акушинского, на проспекте Петра I (Насрудинова или Комсомольском – наверное, есть удовольствие в регулярном переименовании улиц), на каких-то клочках земли. Это не даст махачкалинцам никакого облегчения.
В парке имени Ленинского комсомола, в бывшем Вейнерском саду, территория которого начиная с 90-х годов прошлого века уменьшилась почти вполовину, планируется строительство исторического парка-музея «Россия – моя история» площадью более чем 6 тыс. кв. м. Идея о создании музея, конечно, очень хороша. Мы должны знать свою историю. Но когда ее опять обсуждают без общественников и когда опять вырубают участок в парке, хотя в городе есть десятки мест для размещения музея, поневоле задумаешься, какие цели преследует администрация Махачкалы, уничтожая остатки зелени?
Дороги и направления
Когда-то была в столице Дагестана одна-единственная улица, по которой можно было ехать, не ища глазами под колесами ям и рытвин. По ней ровно в 9 утра в одну сторону и ровно в 6 вечера в обратную пролетал, заранее разогнав все, что может помешать движению, эскорт всемогущего и всевидящего тогдашнего мэра города Саида Амирова. Сегодня и эта улица (имени М. Гаджиева) понемногу приходит в упадок. Что можно говорить о других? Проспект Имама Шамиля местами напоминает стиральную доску. Улица Ярагского (26 Бакинских комиссаров), проспекты Расула Гамзатова (Ленина), Гамидова (Кирова), Акушинского, во-первых, представляют собой латку на латке, а во-вторых, в часы пик по этим улицам никуда не добраться вовремя.
Попытки мэрии расширить улицы, сделать карманы для остановки машин вызывают дополнительное их скопление. И как было, так и остается по одной полосе движения по улице Ярагского у перекрестка с проспектом Гамзатова, как были, так и остаются огромные пробки по пятницам на проспекте Шамиля в районе Джума-мечети, где правоверные бросают свои автомобили как попало, не зная, что ислам требует от людей, помимо всего прочего, уважения друг к другу.
Постоянные пробки наблюдаются в районе Цумадинского рынка на проспекте Акушинского и по улице Ирчи Казака от проспекта Гамидова до Восточного рынка. Эти пробки связаны с тем, что вдоль дороги идет активная торговля, постоянное движение продавцов, разгружающих свой товар, и покупателей, загружающих купленный.
Существует план переноса рынков за город. Выделены большие участки земли, уже поставлены первые торговые павильоны. Но они пока пустые. Разговоры о переносе рынков за город продолжаются, и, по-видимому, будут продолжаться и дальше. Когда в реальности это произойдет, неизвестно.
Мы обозначили только небольшую часть проблем большого растущего города, которые надо решать безотлагательно. Решать методично, обсуждая вопросы с привлечением общественников и выбирая решения, которые устроят все стороны – и мэрию, и, самое главное, жителей столицы Дагестана.