Году гор посвящается…

Социально-экономическое состояние и перспективы развития горных районов РД

Горный Дагестан еще в советский период посчитали неперспективной зоной для экономического развития, и основной упор в развитии делался на равнинную и предгорную зоны.

Социально-экономическое состояние и перспективы развития горных районов РД
Село Ириб Чародинский район

В результате многие горные районы оказались под угрозой полной деградации и обезлюдения. Искусственно поддерживаемое положение хозяйства в горах в одночасье рухнуло в связи с переходом на рыночные отношения. А меры, принимаемые в настоящее время в этом направлении, недостаточны для устойчивого развития гор.

Горная зона республики включает в себя 414 сельских администраций в 25 сельских районах и 1 участке и состоит из 2 поселков городского типа и 1 057 населенных пунктов. Общая численность населения горной зоны насчитывает 576,2 тыс. человек, плотность его колеблется от 8 человек на 1 кв. км в Рутульском районе до 71 – в Акушинском.

В дагестанских горах зимний период длится 8–9 месяцев, иногда экстремальные ситуации могут возникнуть в самый разгар лета. В связи с этим жизнь горцев протекает в экстремальных условиях, и, если не создать нормальных условий, горцы перестанут быть горцами. Это, в свою очередь, влечет за собой обезлюдение горной зоны республики. Вторичное освоение этих территорий уже потребует вложения больших средств и усилий, может быть, это будет уже невозможно. Социально-экономическое положение горцев тяжелое и требует серьезного внимания.

Социальная сфера. Здравоохранение, образование, культура в горной зоне республики несравнимо отстают от остальных районов РД, а уровень жизни в горах на несколько порядков ниже. Большинство учреждений образования, культуры, социальной сферы размещены в аварийных помещениях и зданиях, а для занятий спортом и физической культурой практически никаких условий нет. О сфере услуг и вовсе не приходится говорить.

Сельское хозяйство – традиционно ведущая отрасль экономики горных районов. На долю горных районов Дагестана приходится 34% (1158,6 тыс. га) республиканских сельскохозяйственных угодий, в том числе площадь пашни – 13,7% (72,5 тыс. га), многолетних насаждений – 27,3% (18 тыс. га), 35,1% пастбищ. Некоторые высокогорные районы, такие как Тляратинский или Цумадинский, имеют лишь по несколько десятков га пашни.

Наличие огромных территорий высокогорных пастбищ предопределило характер сельскохозяйственного производства – животноводство является традиционной отраслью в горной зоне. Поголовье крупного рогатого скота здесь составляет 50%, а овец и коз – 63% от общего поголовья скота в Дагестане. Производство мяса составляет 31,5% от общего объема производства республики. В горах должны заниматься разведением и содержанием скота, для этого должны создаваться выгодные условия: налоговые скидки и льготы, а в некоторых районах и полное освобождение от налогов; заметные дотационные и компенсационные выплаты за произведенную и реализованную продукцию; создание условий закупки и размещение государственного заказа; организация переработки продукции с участием товаропроизводителей и т. п.

Земледелие в горном Дагестане имеет своеобразные черты. Отдаленность и мелкоконтурность, резко пересеченная местность, крутые склоны не благоприятствуют развитию земледелия, серьезно затрудняют механизацию, что повышает производительные затраты. Горное земледелие развивалось только в долинах рек, междугорье, на террасных склонах, где сосредоточены посевы зерновых культур и сады. В горах республики расположена 1/4 часть садов, которые дают 60% объема плодовой продукции республики. Однако уровень горного садоводства остается крайне низким. Затраты на агротехнический уход за садами не дают должной отдачи вследствие низкого уровня агротехники и нерационального использования земель. Причина, как известно еще со времен коллективизации, – в бесхозяйственности. Уже назрел вопрос передачи земли собственникам, как это сделано в соседнем Азербайджане, но для этого надо создать законодательную базу.

Промышленность горных районов представлена в основном консервными, маслосыродельными цехами, типографиями, хлебопекарнями, комбинатами, фабриками народных художественных промыслов и т. п. В горных районах расположены оборонные предприятия – Ботлихский завод ТС ЭВМ, Агвалинский завод запоминающих устройств, а филиалы промышленных предприятий перестали функционировать. Промышленными предприятиями горных районов республики в 2001 году произведено продукции на 120,3 млн руб.

Ведущей промышленностью горной зоны Дагестана является перерабатывающая консервная. В настоящее время на территории горной зоны республики расположены 19 предприятий консервной промышленности, на которых около 2 500 человек. В то же время созданные производственные мощности отрасли простаивают или используются лишь на 10%, на большинстве консервных заводов износ основных фондов достиг 65–70%, что ведет к снижению объемов переработки сырья и нарушению технологических режимов.

ГУП «Гоцатлинский художественный комбинат» и АО «Унцукульская художественная фабрика» нуждаются в обеспечении государственного заказа и финансовой поддержки. Также необходима реализация целого ряда мероприятий, направленных на развитие предприятий народных художественных промыслов, сохранение существующих и возрождение забытых народных промыслов, что в первую очередь обеспечит занятость населения в трудоизбыточных районах республики.

Энерго- и теплообеспечение. Неразвитость инфраструктуры, коммунально-бытовых условий для проживания являются главными причинами усиления миграции населения, в результате чего экономика республики несет значительные затраты и потери. Одним из условий социально-экономического развития горных районов является обеспечение топливом.

В настоящее время охват газификацией населенных пунктов по республике сетевым газом составляет 29,8%. Фактически из 22 горных районов природный газ подан лишь в Левашинский, Курахский и Дахадаевский районы, да и то с незначительным охватом. Из-за острого дефицита электроэнергии в зимний период запрещается ее использование в отопительных целях. Таким образом, основным видом топлива в структуре топливообеспечения горной зоны в настоящее время является твердое топливо. Из-за дороговизны и сложности доставки в горные районы угля и дров местные жители вынуждены использовать в качестве топлива кизяк, вырубать уникальные лесные массивы Тляратинского, Цунтинского районов.

Сегодня проблема повышения качества жизни населения в республике носит первостепенный характер, так как именно этот фактор во многом предопределяет депрессивность территории Дагестана как в экономическом, так и социальном аспектах. И особенно актуально это для горных районов. Инвестиции, вложенные в горную зону, значительно ниже, чем в равнинную. Эта ситуация продолжается из года в год. Неправильна и сама инвестиционная политика, которая составляется, лимитируется согласно подушевому критерию. При такой политике с помощью государственной поддержки скоро в горах не останется никого, а емкость равнинно-низменной зоны республики не бесконечна. Из гор в равнины, а из равнины уже имеются случаи массового выезда за пределы Дагестана в Сибирь, Дальний Восток и за границу.

 

 

Дорожные проблемы

 

Более 70% протяженности местных дорог в горной части по своим техническим параметрам не соответствуют нормативам даже пятой технической категории и требуют реконструкции. Ко многим населенным пунктам в высокогорных районах вообще не проведены автодороги, а имеются лишь вьючные тропы. В условиях становления рыночных отношений во многих районах совершенно утрачено внимание к состоянию внутрихозяйственных (сельских) дорог, и они находятся в крайне запущенном и бесхозном состоянии. Более 30% мостов на местных автомобильных дорогах по ряду критериев находятся в неудовлетворительном или же аварийном состоянии и требуют перестройки.

Между тем в горных районах республики живут и трудятся сотни тысяч жителей. Наличие дорог с твердым покрытием резко повышает активность населения, возможность оказания быстрой медицинской помощи, положительно влияет на занятость, миграционные процессы, уровень безработицы, общественно-политическую обстановку, состояние инфраструктуры и т. д. Значительным вкладом в развитие экономики республики явилось завершение строительства автомобильного Гимринского тоннеля. Простые арифметические подсчеты дают основание сделать вывод об окупаемости дороги в течение года. Не менее значительным будет экономический эффект в случае ввода в эксплуатацию бесперевальных автомобильных дорог Агвали – Шаури, Хебда – Анцух и т. д.

Одним из наиболее приоритетных проектов для горного Аваристана является строительство Аваро-Кахетинской автодороги. В 1996 году по инициативе Магомеда Кебедова она в грунтовом виде была завершена. Было проложено 55 км автодороги, в т. ч. 36 км по территории Грузии. После ее строительства между Нагорным Дагестаном и Кахетией (восточной Грузией) активизировались торгово-экономические отношения, но в 1997 году после одной из аварий пограничники закрыли дорогу.  Дабы урегулировать транспортные и людские потоки, 22 февраля 1997 года за подписью Виктора Черномырдина было принято постановление о создании на границе пункта пропуска. Еще через два месяца правительство Дагестана выделяет 500 млн руб. на обустройство пункта пропуска на границе с Грузией. Но и его как не было, так и нет.

Из всех транскавказских автотрасс, которые проходят или могут пройти через Дагестан, именно эта представляется наиболее выгодной в экономическом плане. До поворота в Гидатлинское ущелье в Шамильском районе проходит асфальтированная дорога, далее, до селения Бежта, она уже существует (от трассы Бежта – Анцух до грузинской границы – чуть больше 15 км). После ее асфальтирования и открытия официального пункта пропуска она может составить конкуренцию Военно-Грузинской дороге, которая находится в незавидном состоянии и не справляется с существующим грузопотоком. Переориентирование части грузопотока Россия – Грузия на данную автодорогу позволит Дагестану вывести на уровень самообеспечения бюджет Бежтинского участка, а также заметно активизировать экономическое развитие Тляратинского, Шамильского и еще нескольких депрессивных горных районов, через которые пройдет данная автотрасса. Кроме развития инфраструктуры (АЗС, гостиницы, торговля, общепит и т. д.) и создания новых рабочих мест для населения, обслуживающего дорогу, бюджет республики получит значительные вливания от таможенных сборов.

Такую же важность имеет строительство автодороги Тлярата – Белоканы, для окончания которой в грунтовом исполнении осталось всего лишь 7 км от села Салда до границы с Азербайджаном. Однако и здесь нужно реконструировать существующее дорожное полотно и асфальтировать его.

В обоих случаях по другую сторону границы проживают тысячи наших соотечественников-дагестанцев, и появление транспортного сообщения позволит оживить связи между родственниками по обе стороны границы, что улучшит экономическое состояние этнических дагестанцев Закавказья. Обусловлено это ожидание получением выхода нашими соотечественниками на рынки Дагестана и России со своей субтропической сельхозпродукцией. Налаживание торговых отношений между государствами позволит улучшить их материальное положение, соответственно, частично снять напряжение и снизить недовольство наших соотечественников их экономической дискриминацией в Закавказье, выражающейся в закрытии доступа на общенациональный рынок. 

 

 

Проблемы жителей кутанов

 

На землях отгонного животноводства находится более около 80 аварских селений, в которых живут около 60 тысяч человек. Это население не имеет юридического статуса, который создавал бы условия для нормальной жизни. В большинстве случаев дома жителей отгонных земель не имеют официальной регистрации. Села отгонников либо относятся к горным районам, нередко находящимся за сотни километров от них, либо вообще не имеют никакого легального статуса, то есть официально не существуют. Таким образом, есть две группы кутанов:

 – села, входящие в состав горных районов;

          – села, не имеющие никакого муниципального статуса.

По закону вопрос об аренде земель отгонного животноводства должен решаться исключительно на республиканском уровне. Механизм такого оформления прав на землю ставит кутанные села в более сложное положение, чем другие населенные пункты Дагестана. В кутанных селах вопросы о земле находятся во власти махачкалинских правительственных чиновников, к которым у жителей чаще всего просто нет прямого доступа.

Жилые постройки в кутанных поселениях имеют государственную регистрацию, как правило, только в том случае, если им присвоен статус «ведомственного жилья», принадлежащего сельскохозяйственному предприятию. Известны примеры кутанных поселений в 40–50 домов, из которых ни один не имеет госрегистрации. Чаще всего они стоят на сельхозземлях, где возведение жилых построек незаконно. По неофициально возведенным жилым постройкам невозможно заключить договор купли-продажи, страхования и т. д. Они не могут использоваться в качестве залога по кредитам. Невозможно получить вычеты при исчислении НДФЛ при строительстве дома.

Из-за статуса земель отгонного животноводства проблемой является и выделение сельским жителям участков под застройку. Глава кутанного села на территории Бабаюртовского района рассказывает, что у него около 40–50 молодых семей, которые не строятся: «В городе строиться у них нет денег, работы, а в селе – они по закону не могут. Что мне делать? Они ко мне: дай нам землю для строительства. А по закону нельзя. Последний раз строились 7–8 лет назад. У людей, когда видят, что техпаспорт, «зеленку» не дают, особого желания строиться нет. А очередь из желающих есть».

Довольно острое положение складывается с подачей газа в дома кутанных сел. Распространена ситуация, когда они не получают газа, в отличие от своих соседей, относящихся к равнинному району. К селениям, не имеющим статуса, газ могут не подвести именно из-за отсутствия статуса. Электричество в дома кутанных сел в основном проведено. Проблемы, однако, возникают с льготами по оплате электроэнергии.

Медицина здесь находится в очень проблемном состоянии. В некоторых крупных кутанных селах медицинские учреждения отсутствуют. В ряде случаев проблемой является их лицензирование (даже медпунктов): они находятся в зданиях, стоящих на земле отгонного животноводства, и в лицензировании компетентные органы отказывают, ссылаясь на то, что постройка, где находится медучреждение, незаконна.

Учет безработных жителей кутанных поселений ведется в равнинном районе. В ходе полевого исследования приходилось слышать жалобы на то, что жителей кутанов неохотно ставят там на учет, потому что «в районе есть лимит, и его отдают своим».

Институтом, обеспечивающим связь кутанных поселений с равнинным районом, является полиция. Участковые, отвечающие за кутаны, относятся к ОВД равнинных районов. Жители кутанов там практически не служат, так что чаще всего участковый – не той национальности, что жители кутана (при этом в зону ответственности участкового редко входит только одно кутанное село).

Еще один вопрос, который решить можно только через равнинный район, – это получение кредитов. За ними надо обращаться в отделения банков по месту фактического проживания. С кредитами, по мнению переселенцев с гор, у них возникают особые сложности.

Из всего сказанного очевидно, что жители кутанов испытывают сегодня значительные трудности в связи со статусом сел, в которых они живут, и статусом земель отгонного животноводства. В сегодняшнем Дагестане понимание этого приводит к поиску путей изменения статуса кутанных сел и отгонных земель. По каждому из возможных путей необходимо не только его экономическое обоснование, но и просчет политических рисков.

Возможны три варианта изменения статуса отгонных земель.

Первый вариант: включение кутанных селений и земель отгонного животноводства в равнинные районы. Плюс этого варианта в том, что он даст сегодняшним отгонникам возможность решать максимальное число вопросов, важных для их жизни, на уровне районов, на территории которых они находятся. Минус для жителей кутанных сел – в том, что им придется заново выстраивать отношения с новой для себя властью, то есть с равнинным районом.

Второй вариант: включение кутанных селений и земель отгонного животноводства в состав горных районов. Этот вариант не изменит муниципальный статус тех кутанов, которые уже входят в горные районы, и наделит таким же статусом прочие кутанные села. Однако если они будут передаваться горным районам вместе с землей, это обострит имеющиеся земельные споры.

Третий вариант: создание на землях отгонного животноводства новых муниципальных районов с включением туда кутанных сел. Этот вариант совмещает в себе риски первого и второго вариантов.

В настоящий момент земельные проблемы на равнине не оборачиваются столкновениями между различными народами. Однако политизация этих проблем может плохо отразиться на межэтнических отношениях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру