В начале пути
Обращаясь к теме его жизненного пути, было бы банальным и малоинтересным просто пересказать его биографию, которую все желающие могут прочитать в многочисленных материалах про него, опубликованных в книгах, журналах, газетах и на просторах интернета. Важнее остановиться на наиболее ключевых эпизодах и рассказать скорее о том, что оказало влияние на его становление как человека и как политика, что поможет нам лучше понять феномен Абдулатипова. И в самом деле, даже на первый взгляд, исходя из стартовых условий, в которых оказался Рамазан Гаджимурадович, невозможно было бы разглядеть в нем будущего политика федерального масштаба, одного из архитекторов строительства в начале 1990-х годов нового государства – Российской Федерации.
И в самом деле – представьте себе голодные годы послевоенной разрухи и тяжелую жизнь в маленьком высокогорном селении, состоящем из десятка домов, приютившихся на высоком горном отроге. В это горное гнездо после победы в Великой отечественной войне возвращается простой горец Гаджимурад, в многодетной семье которого через год, 4 августа 1946 года, рождается еще один ребенок. Понятно, что в условиях послевоенной разрухи Гаджимурад вряд ли мог даже мечтать, что один из 9 его детей, достигнет таких высот и станет одним из первых лиц огромной страны. Также очевидно, что Рамазану Абдулатипову вряд ли чего-то удалось бы в жизни без тяжелого и упорного труда, не выкладываясь на все сто в любом деле – будь то это наука, работа или какое-либо еще занятие. Отсюда и осознание того, что человек всего должен добиваться сам и требовательность к себе и другим.
И в самом деле, прочитав начальный этап биографии, понимаешь, что Рамазан Абдулатипов не строил свою карьеру, а проходил своего рода школу жизни, постигая все тонкости жизни рядового дагестанца, будь то колхозника далекого горного селения или рабочего в небольшом промышленном городе. В 1963 году окончив семилетнюю школу, поступил в Буйнакское медицинское училище, которое закончил в 1966 году по специальности «фельдшер». Работал заведующим медпунктом селения Цумилух, затем заведовал фельдшерско-акушерским пунктом Тляратинской районной больницы. С 1966 по 1970 годы проходил службу в Советской Армии, Вооружённых Сил СССР, старшиной медицинской службы. После увольнения в запас работал кочегаром, позже возглавлял учебно-спортивный отдел Дагестанского областного совета спортивного общества «Урожай», заведующим медицинским пунктом Чирюртовского завода фосфорных солей в Кизилюрте.
Однако в душе Рамазан Абдулатипов видимо хотел чего-то другого – заняться наукой, послужить Родине (у молодежи эти слова могут вызвать скептическую улыбку, однако необходимо понимать, что для его поколения они были устоявшимися жизненными принципами), трудно сказать, что еще им двигало в этом стремлении вырваться на просторы России. В итоге – работа в Мурманске, научная деятельность с постепенным переходом в политическую сферу и в результате ко времени развала СССР он уже состоявшийся политик, ставший позднее депутатом парламента, министром Российской Федерации по национальным отношениям и занимавший иные ответственные посты. Об этом периоде его биографии также написано столь много, что здесь сложно выдать что-то новое и оригинальное.
Во главе республики
Наиболее интересным периодом его биографии для меня лично являются последние 3,5 года с момента его прихода на пост руководителя республики. Время его управления республикой еще не прошло и потому окончательные выводы делать, безусловно, рано, но какие-то промежуточные итоги подвести можно.
В первых числах января 2013 г., еще когда не было окончательно известно, подписан указ о назначении Рамазана Абдулатипова и.о. Президента Республики Дагестан или нет, я писал о том, что «наблюдая за политической карьерой, опытом закулисной и публичной политики, можно с уверенностью сказать, что он удержит власть в Дагестане и у него хватит чутья быть на вершине дагестанской власти. Но трудно предсказать, насколько успешной для Дагестана будет это правление, какие будут у него отношения с одиозными лидерами дагестанских кланов, с которыми у него сегодня равноудаленные или равноприближенные отношения. Вектор политики в регионе определяет Москва и судьба дагестанских кланов будет зависеть от запросов Абдулатипова по отношению к ним. Пойдет ли он на резкие меры по их искоренению, сказать трудно. На радикальные меры – вряд ли, но вернуть в единое правовое поле, думаем, что сможет. Успешность Абдулатипова будет зависит от метода его прихода к власти. Если он идет исключительно по представлению Президента России с широкими полномочиями и поддержкой центра, то Абдулатипову удастся привести республику в цивилизованное русло. Иные способы и методы вряд ли будут продуктивны как для самого Абдулатипова, так и для республики в целом. И он будет выглядеть солидно среди глав СКФО, благодаря опыту публичной политики, узнаваемости в стране и умению работать более масштабно по сравнению с другими главами. Резюмируя, можно сказать, что успешность будущего главы Дагестана в большей степени будет зависеть от федерального центра, оказанной им поддержки и его видения дальнейшего развития республики. Рамазан Абдулатипов же в любом случае остается государственным человеком или системным политиков федерального уровня, который строго нацелен на выполнение поставленных перед ним задач».
Сегодня могу с уверенностью сказать, что на 95% мои прогнозы сбылись – Абдулатипову удалось добиться управляемости республикой и более того – вернуть ее единое со страной правовое поле. Это было достигнуто после 20 лет постепенного превращения республики в территорию, поделенную между кланами и бандитскими группировками. Одним из важных достижений изменений последних 3 лет можно считать слом старых правил политической борьбы, когда одним из важных аргументов в борьбе с оппонентами являлся тротил или снайперская винтовка. В данный момент общественно-политическая ситуация в Республике Дагестан в целом стабильна, особенно относительно предыдущих лет, когда взрывы и теракты стали обыденными явлениями в жизни региона. Однако текущая обстановка и анализ ее, диктует необходимость принятия ряда мер для снятия угроз, имеющих перспективу дальнейшего роста и грозящего возможным осложнением обстановки. Здесь имеются в виду, прежде всего, усиление работы с несколькими политико-финансовых группами, ставящими перед собой задачу смены руководства республики. Последнюю установку они вначале пытались реализовывать путем дестабилизации ситуации, путем проведения митингов и усиления террористической активности.
В последнее время, несмотря на эпизодические «взрывы» активности очевиден тренд постепенного смещения вектора работы, изменения методики работы, которая приобрела более скрытый характер противодействия. Эти изменения в первую очередь обусловлены продолжением работы по очищению политического поля республики от наиболее одиозных фигур. Дальнейшее развитие ситуации в этом направлении повлечет за собой слияние существующих и возникновение новых центров противодействия данной политике, которая инициирована Президентом России и осуществляется в Дагестане в первую очередь Рамазаном Абдулатиповым.
Если раньше собранная толпа, вовремя организованный теракт или покушение были одними из основных политических инструментов давления на оппонентов или ситуацию, то сейчас все происходит в тиши кабинетов, без нарушения законодательства и дестабилизации общественно-политической ситуации. Свое рода высший пилотаж Абдулатипов продемонстрировал и в ходе подготовки к выборам в НС РД и Госдуму РФ. Сегодня уже можно с большой долей уверенности прогнозировать, что несмотря на ожидания некоторых экспертов и политологов, желавших поражения «Единой России» на предстоящих в сентябре выборах в Госдуму РФ и НС РД, на деле она с явным преимуществом их выиграет и в первую очередь благодаря Рамазану Абдулатипову, который без давления и шума сумел «нейтрализовать» основных ее соперников. Причем достигнут этот результат без какого-либо вклада в это руководителя регионального отделения «Единой России» Хизри Шихсаидова, который воспользовавшись положением, решил свои конъюнктурные задачи, не внося никакого вклада в укрепление авторитета правящей партии.
При этом, активность Абдулатипова не ограничивается лишь политическим полем, еще будучи временно исполняющим обязанности главы Дагестана Абдулатипов назвал 10 приоритетных проектов, к реализации которых намерен приступить во главе республики. Среди них: «Эффективное государственное управление», «Безопасный Дагестан», «Новая индустриализация», «Предприниматель — опора Дагестана», «Диаспора — сила Дагестана», «Привлечение федеральных инвестиций», «Антикоррупция», «Эффективное территориальное развитие», «Просвещенный Дагестан» и «Бренд Нового Дагестана». По каждому из них в «МК в Дагестане» был размещен целый цикл статей, содержание которых здесь не хочется дублировать, однако очевидно, что по большинству из них заметен явный прорыв, который заметно улучшил положение в отдельных сферах жизни республики. Среди них можно отметить почти полное очищение процесса сдачи ЕГЭ выпускниками школ от коррупционной составляющей, что удалось добиться в рамках одного из вышеуказанных проектов. Активная работа идет в плане создания нового бренда Дагестана, работе с дагестанской диаспорой и привлечения ее потенциала в экономических проектах, реализуемых на территории республики. Удачным примером можно назвать и реализацию программы «Безопасный Дагестан», что мы ощущаем в реальной жизни.
P.S. В конце хочется поздравить Рамазана Абдулатипова с юбилеем и пожелать ему помимо обычных «здоровья, удачи, счастья и прочего», прежде всего успехов в работе, поскольку это будет не только его личным достижением, но и прогрессом для всего Дагестана.