Треугольник «Имарат Кавказ» – «Исламское государство» – аш-Шишани

Каковы отношения «Имарата Кавказ» с так называемым Исламским государством и насколько была важна для террористов фигура Тархана Батирашвили?

Жители нашей республики не понаслышке знакомы с проблематикой терроризма, от которой в то же время с 90-х годов прошлого века они успели отвыкнуть.

Каковы отношения «Имарата Кавказ» с так называемым Исламским государством и насколько была важна для террористов фигура Тархана Батирашвили?

Однако сейчас терроризм снова принял вполне «осязаемую» форму, не просто организации, а скорее небольшого государства, со своей экономикой и армией. Точно так же, как и другие страны, это государство распространяет свое влияние и идеи для привлечения сторонников, и результаты этого распространения можно периодически наблюдать в Западной Европе и на Кавказе.

ИК и ИГ

С каждым новым терактом, ответственность за который берет на себя так называемое Исламское государство, становится очевидным функционирование некой террористической системы на Кавказе, причем не той, которая была известна раньше под именем «Имарат Кавказ», а той, что представляет собой полноценный, пусть и немногочисленный, филиал ИГ.

Несмотря на то что отдельные лидеры ИК начали присягать ИГ еще в 2014 году, днем оформления северокавказской ячейки «Исламского государства» можно считать 21 июня 2015 года, когда на сайте YouTube появилось сообщение о присяге «в полном составе» боевиков, входящих в подразделения «Имарата Кавказ», лидеру ИГ Абу-Бакру аль-Багдади. Согласно этому сообщению, все боевики Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии едины в своем решении и не имеют разногласий. «Исламское государство» охотно приняло присягу боевиков и заявило о создании своего филиала на Кавказе, лидером которого был назначен руководитель дагестанских боевиков Рустам Асильдеров (Абу Мухаммад аль-Кадари).

«Имарат Кавказ», доселе выживавший за счет вливаний и поддержки «Аль-Каиды», которая сейчас, по большому счету, лишилась прежнего влияния, вынужден был найти нового «куратора». И эту свободную нишу заняло «Исламское государство», которое сейчас имеет прямое влияние практически на все крупные бандформирования на Северном Кавказе.

Скорее всего, ИГ сегодня не осуществляет жесткого контроля над ячейкой, раздавая заказы и прорабатывая акции. Боевики местных формирований прекрасно знают территорию и вполне в состоянии действовать автономно, иногда консультируясь и выслушивая рекомендации. Кавказские боевики попросту используют бренд «Исламское государство», ограничиваясь лишь перепиской с реальными членами этой организации.

Аш-Шишани

В то же время выходцы с Северного Кавказа играют немалую роль в самом ИГ. Поэтому новость о том, что вечером 13 июля «Исламское государство» сообщило о гибели Тархана Батирашвили (Абу Умар аш-Шишани) во время столкновений в иракском городе Ширкат, стала расцениваться многими специалистами как событие, способное кардинальным образом изменить ход событий на Ближнем Востоке и Кавказе. Отметим, что сообщение о смерти аш-Шишани стало, по меньшей мере, 13-м. Однако в этот раз его впервые распространили сами боевики, и по этой причине есть основания ему доверять.

Смерть Батирашвили стала серьезной потерей для «Исламского государства», потому что он был известным и раскрученным харизматиком, к нему тянулись люди. Ввиду этого ИГ теперь попытается посмертно героизировать аш-Шишани в целях рекрутирования новых сторонников. Организация уже пытается распространить мифы о нем. Так, на одном из ресурсов активно распространяется фотография, судя по которой Батирашвили после одного из боев якобы перебинтовывает ногу Хаттабу. Однако на распространяемом фото не аш-Шишани, а совершенно другой боевик.

ИГ без аш-Шишани

Кроме того, вопреки бытующему мнению, смерть Тархана Батирашвили не станет причиной выхода кавказских группировок из ИГ. В состав террористической организации входят несколько бригад с русскоговорящими боевиками, но они не на 100% «кавказские». И, прежде всего, надо понимать, что не все эти русскоговорящие бригады находятся в одном месте. Они есть и в Ираке, и в Сирии, у каждой бригады есть свой лидер. Поэтому смерть аш-Шишани вряд ли каким-то образом повлияет на повседневную жизнь этих бригад.

К тому же нет достоверной информации о каких-то расколах в организации, произошедших в последнее время. Зато очевидно, что в последнее время был серьезно ограничен приток новых сил в ИГ. Это связано, во-первых, с тем, что граница с Сирией сейчас везде перекрыта, во-вторых, с тем, что сама идеология организации потеряла свое очарование из-за своей дискредитирующей практики.

Поэтому многие сторонники сейчас покидают организацию. За последние несколько месяцев не было ни одного обратного случая, чтобы представители других группировок или целых бригад примкнули к ИГ.

 

Таким образом, ИГ со временем теряет свои позиции как на Ближнем Востоке, так и на Кавказе. И связано это, прежде всего, с продуманной политикой властей. Поддержка традиционного кавказского ислама в альтернативу радикальным джихадистским течениям, а также разъяснительные работы среди местного населения, по всей видимости, дают свои плоды. А люди, решившие связать свою жизнь с так называемым Исламским государством, должны четко понимать, что они лишены поддержки своей общины и их деятельность идет вразрез с каноническим исламом и традиционными ценностями.

*«Исламское государство» – запрещенная организация на территории Российской Федерации

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру