Последняя игра первого сезона

Разговоры о культуре

Последняя игра первого сезона проекта Тамерлана Магомедова «Игры журналистов» прошла 25 июня традиционно в кафе «Джага». Тема, которая набрала наибольшее количество голосов – «Создание, реконструкция и уничтожение историко-культурных объектов как информационная угроза».

Разговоры о культуре

Обсуждались не только вопросы, связанные с юбилеем Дербента, но и другие события в республике, тем или иным образом связанные с культурой.

            Приняли участие в игре четверо журналистов: Альберт Эседов (партия «Яблоко»), Шарапудин Магомедов, Саид Ниналалов, Зайнаб Алимирзаева (мэрия Махачкалы). В качестве судьи выступил Джангиши Гадисов. Выбирало лучших игроков жюри в составе Эдуарда Уразаева и Алика Абдулгамидова.

            Задачей участников обсуждения было рассказать о своем видении ситуации с историко-культурными объектами Дагестана, о прогнозах ее развития и наилучших путях для руководства республики в целях наведения порядка и снижения объема негативной информации в СМИ.

           

                        Реконструкция Дербента и новые павильоны в парках

 

Последняя грандиозная по российским и республиканским масштабам реконструкция объектов, носящих историко-культурную ценность, прошла не так давно в дагестанском Дербенте с более чем 5000-летней историей.

По поводу возраста Дербента мнения журналистов разделились. «Аппетиты чиновников одержали верх над многовековой историей. Один чиновник в надежде на многомиллиардные преференции из федерального центра выбил празднование юбилея города. И в данном вопросе он был более чем политкорректен, правда, не в пользу нашей истории, а мыслил геополитически: и уже на этом этапе в угоду соседу и неизвестным причинам город омолодился сразу на 3000 лет. Не думаю, чтобы мнение одного ученого могло просто так и на пустом месте перечеркнуть все предыдущие изыскания и мнения всех других ученых, занимавшихся историей и археологией Дербента», – заявил Альберт Эседов.

«Около 5 000 лет назад на месте Дербента было древнее поселение. Сам Дербент как город начал формироваться от 2 700 до 1 700 лет назад. Все версии возраста Дербента имеют право на существование, это зависит от того, из каких принципов исходить. Достоверных методов анализа нет – радиоуглеродный метод неточен, записей, которые можно было привязать к датам, например, солнечных затмений, не сохранилось. Возраст определяется по обнаруженным при раскопках предметам быта и особенностям построек, – высказал свое мнение Саид Ниналалов. – Мне видится научно обоснованной позиция Муртазали Гаджиева о том, что Дербенту около 2000 лет».

            Мнения журналистов о том, как проходила реставрация древней крепости Нарын-Кала и городских стен Дербента, совпадают.

«К омоложению под кодовым названием «реконструкция» в операции «Подготовка к 2000-летнему юбилею города» приступили очумелые ручки чиновников и реставраторов», – отметил Альберт Эседов.

«Качество кладки реставрируемых стен древнего Дербента ввергло в ужас профессионалов-строителей. По их мнению, на выделенные более 600 млн рублей проведены работы на уровне ремонта стены шабашником-халтурщиком», – подчеркнул Шарапудин Магомедов.

«Реставрация крепости Нарын-Кала проводилась в спешке и варварски, для того чтобы успеть к назначенной дате юбилея. Настоящая реставрация требует использования камней, выточенных по древнему образцу, цементирующих растворов, похожих на старинные, и многих лет кропотливого труда. Новые участки стен должны выглядеть точно так же, как старые», – сказал Саид Ниналалов.

В качестве еще одной из причин варварской реставрации древних сооружений журналисты назвали выделенные из федерального бюджета деньги, пусть и гораздо меньше запланированных. Их надо было оперативно отработать, а часть, как давно стало естественным, отмыть.

Шарапудин Магомедов остановился также на вопросе о краеведческом музее, который в 2013 году со всеми имеющимися более 100 тыс. экспонатами  спешно  переехал с площади столицы в старинное здание по улице Даниялова.  «Третий год не могут из-за проблем проведения конкурсных торгов завершить реконструкцию этого здания. Остается надеяться, что строить здание для музея легче, чем его реконструировать», – отметил он.

            «В парке Ленинского комсомола собираются в рамках федерального проекта построить  двухэтажное  здание и  разместить в нем необычный музей «Россия – моя история», оснащенный  мультимедийными экспонатами. Беспокоит отношение чиновников к строительству и реконструкции подобных объектов», – высказал свое мнение Шарапудин Магомедов.

            Зайнаб Алимирзаева рассказала о предстоящей реконструкции улицы Буйнакского и переводе ее в пешеходную зону, затем перешла к обсуждаемым темам. Место, куда перешел Дагестанский объединенный музей, по мнению Зайнаб Алимирзаевой, гораздо удобнее и просторнее, и в нем музей будет смотреться органично. Реконструкция и строительство объектов должны проводиться максимально прозрачно, вплоть до того, чтобы в Интернете в онлайн-режиме можно было видеть, сколько потрачено и на какие цели.

 

                        Прогнозы развития ситуации

           

            Как обычно, журналисты по-своему поняли задачу, поставленную Тамерланом Магомедовым в игре. Надо рассказывать о том, как будет развиваться ситуация, однако некоторые участники игры продолжали говорить о причинах и процессах.

            «После начала реконструкции сменилась власть в республике и проявила интерес к контролю финансовых потоков. Создали дирекцию и посадили ее в Махачкале, а не в том городе, где готовилось освоение полутора миллиардов рублей из федерального бюджета. Работы в цитадели Нарын-Кала проведены лицами, далекими от знаний, умений и компетенций для проведения подобного рода работ. Тендер выиграла некая московская контора, а работы производили местные умельцы, имевшие незначительный опыт в строительстве. С древними стенами делали все, что приходило в голову горе-реставраторам: их перестраивали, надстраивали на современный лад. В итоге пиленые кирпичи с местного карьера, цемент и раствор песка и извести обошлись бюджету более чем в 600 млн рублей. Странно, что представители ЮНЕСКО, проверявшие ход реконструкции, ничего дурного не увидели», – высказал мнение Альберт Эседов.

            Шарапудин Магомедов: «В разрушенных фрагментах крепостной стены реставраторы клали не грубый бутовый камень, как в «материнской» кладке, а свежевыпиленный кирпич из ближайшего карьера, а затем мазали все это на три километра раствором желтушного цвета. Не были привлечены  независимые эксперты-искусствоведы, реставраторами  были назначены друзья и родственники чиновников путем скоростного  проведения конкурса, хотя по архитектурным нормам на это должно отводиться не менее полугода. Тендеры на реставрацию выигрывали неизвестные фирмы-однодневки, за которыми стояли близкие к их организаторам люди – единственные участники проводившихся торгов. И все это безотказно работало, потому что Минкультуры РФ было в одном лице и заказчиком, и приемщиком выполненных работ».

            «Дело арестованного заместителя министра Пирумова продолжается. Дойдут и до реставрации Дербента.

            Праздник хорошо или плохо, но прошел. Дербент стал одним из брендов Дагестана, туристической визитной карточкой, местом обязательного посещения туристами, приезжающими в республику. Количество туристов будет расти – медленно, но верно. Точка минимума пройдена, и это успех республиканской власти.

            Президент Владимир Путин 22 июня дал поручение правительству России представить предложения по системе контроля в сфере охраны объектов культурного наследия, что дополняет пакет поручений, данных на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству 25 декабря 2015 года.   Таким образом, внимание к истории и культуре будет только усиливаться и на российском и на республиканском уровнях», – представил оптимистический прогноз Саид Ниналалов.

По мнению Шарапудина Магомедова, еще одну зиму  экспонаты самого главного музея Дагестана из-за отсутствия экспозиционного оборудования будут складированы. Если учесть возможности бюджета, то придется смириться и с потерянными  средствами, и с загубленными  историческими ценностями.

            Чиновники  выбрали место для музея «Россия – моя история» в парке имени Ленинского комсомола, несмотря на то что приходится вырубить  множество  деревьев. Здание будет строиться на 140 млн рублей из местного бюджета, но на федеральный проект деньги, видимо, наскребут, и музей откроют к намеченному 2017 году. Есть немало других мест в городе, где можно создавать музеи, экспозиции и презентации. Однако тут установка правительства России, наши чиновники уже отрапортовались и вряд ли пойдут на поиски нового места.

            Зайнаб Алимирзаева рассказала о том, что музеи «Россия. Моя история» будут строиться во всех городах России по федеральной программе. Деньги на строительство мэрии придется искать, свободных денег в городе нет. Вообще стоит проблема приведения парка Ленинского комсомола в порядок, так как он понемногу становится похожим на пустырь. Раньше там высаживались деревья, парку была присуща определенная культура, в нем собиралась интеллигенция. Аттракционы разрушены. Есть проект реконструкции парка, но нет на него средств.

            С другой стороны, гостей Махачкалы сегодня кроме Музея изобразительных искусств повести практически некуда, новый музей в парке может стать площадкой для посещения туристов. Что касается улицы Буйнакского, то при правильном подходе, если сделать все по аналогии с Грузией, выложить тротуары брусчаткой, она станет местом паломничества туристов.

 

                        Что делать?

 

Альберт Эседов поставил вопрос о том, как проводить реставрацию в будущем: «При вторжении в историю стоит дилемма: с одной стороны, города должны отвечать требованиям населенных пунктов XXI века; с другой – в особых случаях, как с Дербентом, нужно сделать все, чтобы сохранить старину, облик, архитектуру. При планировании реставрационных проектов нужно также учесть и тлетворное участие в них ненасытных чиновников. Главным тут все же должно быть: «Не навреди! Сохрани!».

            При реставрации объектов наследия всем активным гражданам, патриотам необходимо брать на общественный контроль работу реставраторов. Не только море и горы интересно посмотреть туристам и гостям республики. Море и горы есть и в других регионах. Но там нет тех историко-культурных объектов, которые есть в Дагестане».

            Шарапудин Магомедов вернулся к реставрации Дербента: «Известный архитектор Валентин Гаврилов предупреждал о том, что реставрация стен Дербентской крепости ведется с грубейшими нарушениями и что это может грозить их обрушением.  За год до начала активной реконструкции стен был отстранен от ведения работ известный археолог Александр Кудрявцев. Эти обстоятельства  вместе со схемой проведения реставрационных работ говорят о целенаправленной вредительской деятельности дагестанских и федеральных «культурных» чиновников.

Реставрационные работы в Дербенте в этом году коснутся еще трех древнейших исторических памятников, и необходимо поставить вопрос о пересмотре всех конкурсов по определению для этих объектов реставраторов».

Шарапудин Магомедов предложил оригинальный ход для ускорения реконструкции главного краеведческого музея, где три года «сгорает» огромное число экспонатов, в пожарном порядке перевезенных и складированных в  неприспособленных помещениях, – «без конкурса скинуться всем сановным чиновникам республики и минимизировать этот свой позор».

            «По парку Ленинского комсомола принято проектное решение, и он будет приводиться в надлежащий вид теми средствами и силами, которыми располагает мэрия, – рассказала Зайнаб Алимирзаева. – По каждому объекту, по каждой работе будет все происходить максимально открыто, вплоть до веб-камер на участках, где производятся работы».

            Путь один – продолжать направление, начатое в 2013 году. Театр поэзии – прекрасная идея, чуть ли не каждый день в нем проходят культурные мероприятия. Переезд Дагестанского государственного объединенного музея в старинный особняк Барятинского – тоже хорошая идея. Создается целый музейный комплекс – рядом Дагестанский музей изобразительных искусств, там же будет этнографический музей «Дагестанский аул».

            Дальнейшие шаги, которые уже намечены, и, насколько я знаю, на это изыскиваются средства – реставрация здания Дагестанской филармонии в Махачкале, создание Дагестанского института культуры.

            Очень хотелось бы участия руководства республики в мероприятиях, организованных дагестанцами, например, в ежегодной книжной ярмарке «Тарки-Тау», проекте журналиста и художника Марата Гаджиева.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру