Среднее образование в Дагестане

Средний балл дагестанских выпускников намного ниже общероссийского результата

О коррупции в Дагестане не говорит только ленивый. В каждом шаге, в каждом поступке, в каждом решении чиновника многие ищут коррупционную составляющую.

Средний балл дагестанских выпускников намного ниже общероссийского результата

Благодаря этой составляющей Дагестан был одним из лидеров России по сдаче Единого государственного экзамена, количество 100-балльников превышало все вероятные и невероятные пределы. В 2014 году в республике исчезла возможность списать или получить каким-либо образом ответы на тестовые вопросы во время сдачи ЕГЭ. Жесткий контроль во время проведения экзаменов уничтожил коррупционный фактор. С этого года дагестанские дети вынуждены учить, зубрить, заниматься, готовиться к экзаменам. Их родители из самых разных имущественных слоев знают, что никакая взятка не поможет их чаду списать, что ребенок вынужден опираться только на свои знания.

                        Единый государственный экзамен

            Конечно, результаты ЕГЭ учеников дагестанских школ стали соответствовать их реальным не самым глубоким знаниям. К огромному сожалению, средний балл дагестанских выпускников намного ниже общероссийского результата. Например, в 2015 году средний балл по русскому языку составил 46,9, что больше результата 2014 года на 2,8 балла, но меньше среднего балла по России на 19 единиц. По другим предметам результаты тоже неутешительные. По литературе средний балл в РД вырос с 29,9 до 37,1, что ниже среднего по России показателя на 19,8 единицы, по физике – с 30,7 до 35,3 балла (в РФ – 51,2). В общем, наблюдается положительная динамика, но отставание по многим предметам от среднероссийских показателей составляет около 15 баллов. Отметим резкое снижение среднего балла по информатике – с 28,8 до 23,6 (в РФ – 53,6).

Как сообщил заместитель министра образования и науки Республики Дагестан Ширали Алиев, в 2016 году планируется дополнительно усовершенствовать технологическую составляющую ЕГЭ. Равные условия сдачи экзаменов для всех участников ЕГЭ обеспечит установка видеонаблюдения на всех участках сдачи экзаменов, система подавления сигналов сотовой связи. Как известно, введена уголовная ответственность за незаконное вмешательство в проведение ЕГЭ и обработку его результатов, а также административная ответственность для работников пунктов приема экзаменов, нарушивших порядок проведения экзамена.

Еще велик процент учеников, не преодолевших минимальный порог: из 20 045 учеников, пришедших сдать ЕГЭ по русскому языку, не сдали экзамен 12,7%, математику профильного уровня сдавали 6 543 ученика, не сдали – 29,7%, по математике базового уровня из 14 707 сдававших остались за бортом 27,2%. Одна из самых востребованных в мире и в России специальность – информатика – дагестанским ученикам, видимо, пока не нужна: из 694 выпускников не сдали экзамен 493 участника ЕГЭ, или 71%.

Важный момент для мотивации выпускника заниматься не только по тем предметам, по которым он планирует сдавать ЕГЭ и которые будут нужны ему для поступления в вуз, заключается в том, что в проходной балл в вузы включаются не только результаты ЕГЭ, но и данные портфолио ученика, его средняя оценка в аттестате.

            Одаренные дети

Как рассказал Ширали Алиев, в рамках Государственной программы «Развитие образования в Республике Дагестан на 2015–2020 годы» реализуется подпрограмма «Одаренные дети». С 2012 года ведется электронный банк данных «Одаренные дети Республики Дагестан», включающий данные о детях – победителях или призерах соревнований, конкурсов, олимпиад не ниже республиканского уровня и об их педагогах. Сегодня в банке содержится информация о 1 649 школьниках.

Система всероссийских предметных олимпиад и конкурсов является важнейшим механизмом выявления одаренных и мотивированных детей. Всероссийская олимпиада школьников – основное звено в поиске талантливых детей.

Для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет в рамках реализации приоритетного проекта «Образование» в республике ежегодно присуждаются премии по пяти номинациям: социально значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество, любительский спорт.

Кроме того, в Дагестане ежегодно присуждаются гранты главы республики на развитие интеллектуального потенциала учащихся общеобразовательных и специальных средних и высших учебных заведений – победителей республиканского этапа всероссийских олимпиад, всероссийских и международных конкурсов.

                        Майские указы президента России

            Дагестан – регион России, в котором население растет за счет естественного прироста, один из немногих регионов, где молодежь составляет около трети населения. Как рассказал министр образования и науки Республики Дагестан Шахабас Шахов, за три последних года в республике введены 74 детских сада и более 26 тысяч дополнительных мест, но в очереди на устройство в дошкольное учреждение до сих пор состоят более 22 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет.

            Всего в Дагестане около 348 тысяч детей дошкольного возраста. Дорожная карта или план мероприятий по «повышению эффективности в сфере образования в Республике Дагестан» предусматривает мероприятия по ликвидации очереди в детские дошкольные учреждения. Из федерального бюджета было привлечено 3,15 млрд рублей, из республиканского – 900 млн, что позволило ввести почти 6 200 мест. Доступность дошкольного образования в Дагестане составляет сегодня 78,7%, что на 26,1% превышает данные 2013 года.

            Большим подспорьем в организации дошкольного образования являются частные детские сады, которых в Дагестане сегодня около 20. Шахабас Шахов отметил, что часть заработной платы воспитателям частных детских дошкольных учреждений выплачивается из республиканского бюджета. Эта мера поддержки делает частные детские сады достаточно выгодным видом малого бизнеса.

            Более 104 тысяч школьников (27,7% от общего количества школьников) обучается во 2-ю и 3-ю смены. «Снижающиеся ежегодно объемы финансирования не позволяют обеспечить ранее запланированное строительство школ для ликвидации трехсменного режима обучения, – отметил Шахабас Шахов. – Несмотря на высокую инфляцию, бюджет министерства ежегодно снижается на 2 миллиарда рублей, что сокращает наши и без того не особо сильные возможности».

            Отток населения из сельской местности в города вызывает большой рост количества учеников в школах. Темпы строительства не отвечают потребностям в школах, а ограниченность бюджета не позволяет достичь необходимого уровня материально-технического обеспечения школ.

            Несмотря на жесткую бюджетную экономию, за последние 3 года в Дагестане построено 17 школ на 6 466 ученических мест. Заканчивается строительство еще 2 школ на 2 100 мест. «Республика Дагестан выиграла конкурс в рамках программы “Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016–2025 годы”, – рассказал министр образования и науки Дагестана. – Запланировано строительство школы в новом строящемся микрорайоне «Анжи-Арена» города Каспийска на 1 224 места».

                        Пожары в школах

            Как сообщил Ширали Алиев, за последние 5 лет в Дагестане 11 общеобразовательных организаций пострадали от пожара. Реконструированы и работают в прежнем режиме Маджалисская СОШ №1 Кайтагского района, СОШ с. Цугни Акушинского района, Цебаринская СОШ.

В помещениях других школ или в уцелевшей части сгоревших зданий занимаются ученики Карамахинской СОШ с. Карамахи Буйнакского района, СОШ с. В. Джалган Дербентского района, МКОУ «Ашильтинская СОШ», Кутлабская СОШ, Гигатлинская СОШ Цумадинского района.

В частных домах занимаются ученики МКОУ «Сикарская СОШ» Тляратинского района, МКОУ «Цихокская СОШ», присоединенного к МКОУ «Шауринская СОШ», и МКОУ «Кимятлинская СОШ».

            «В селении Шаласи Дахадаевского района в ходе проверки с выездом на место представители Минобрнауки подтвердили факт обучения в 3 смены учеников местной школы, которые в настоящее время действительно занимаются в кабинетах фельдшерско-акушерского пункта», – подчеркнул Ширали Алиев.

            Шахабас Шахов рассказал о возможности строительства новых школ в рамках частно-государственного партнерства. Несколько школ в республике уже строится силами частных инвесторов, которые получают свои деньги обратно в течение нескольких лет в качестве оплаты за аренду помещений школы.

            В селении Джули Табасаранского района ночью 21 апреля состоялась вылазка боевиков так называемой южной бандгруппы, которые подожгли старую пустующую школу. Площадь пожара в здании составила 400 квадратных метров. Выгорел старый корпус школы, в котором дети не учатся. Прибывшим на место происшествия пожарным удалось отстоять новый корпус.

                        Религия и школа

            Рост количества представителей так называемого салафитского течения ислама, усиление экстремистских настроений среди некоторых представителей молодого поколения вызвано религиозной пропагандой, которой сегодня школа не противопоставляет ничего. К сожалению, для того чтобы обратить в «свою веру» молодого человека, который имеет слабое понимание основ религии, много сил не надо. А адепты этого религиозного течения работают адресно, находя среди молодежи самых слабых и обращая их в свою веру.

            Необходима масштабная, огромная работа по правильному воспитанию школьников, по организации им «прививок» от ложной религиозной идеологии, работа со всеми учениками и работа с каждым учеником, адресная работа. И этим должны заняться все – и родители, и учителя.

            Не менее важным является отделение религиозного обучения от светского, надо пресекать замену светского образования религиозным, которое может только дополнять основное образование. «В Дагестане немало религиозных учебных заведений, преподаватели которых не имеют специального профессионального образования, зато у них за спиной Сирия, Ирак или Египет, – отметил министр. – Мы совместно с Духовным управлением мусульман Дагестана работаем над вопросами закрытия или переформатирования такого рода учебных заведений».          

            Работа ведется и с вновь открытыми религиозными «вузами». Многие из них не имеют образовательной лицензии и учат, в основном, основам ислама, не давая ученикам комплекса необходимых светских знаний. Как рассказал Шахабас Шахов, из всех институтов, дающих религиозное образование, в будущем останется только Дагестанский гуманитарный институт, в котором основы теологических знаний сочетаются с обычными для любого светского вуза предметами.

                        Охват детей обучением

            Среди представителей так называемого традиционного направления в исламе встречаются и такие, которые считают достаточным, если их ребенок в школе отучится 2–3 первых года. Для многих дагестанцев необходимость получения среднего полного образования, к сожалению, перестала быть очевидной.

Работа по охвату всех дагестанских детей обучением находится под усиленным контролем структур, отвечающих за обучение и воспитание детей.

            Постоянно проводятся встречи и беседы с родителями, чьи дети бросают учебу, их посещают социальные педагоги, психологи, представители администрации населенного пункта. В целях координации совместных действий по выявлению детей, не посещающих школу, и охвату их обучением Министерство образования и науки РД ежегодно проводит республиканские благотворительные акции «Забота» и «Помоги собраться в школу».

            За последний учебный год удалось вернуть в школы 38 учеников. Общее количество детей, не посещающих школу, составило на 1 марта 2016 года 129 человек.

            Дети постарше, окончившие 9 классов, которые не идут учиться дальше, обучаются на различных курсах – от парикмахерских до компьютерных. Многие из них поступают в средние специальные учебные заведения – в технические училища и колледжи по разным направлениям.

            Потихоньку в сознание дагестанцев проникает мысль о необходимости дать детям современное комплексное образование. Сегодня хорошие специалисты в той или иной области в республике наперечет. И мы видим, как шаг за шагом, год за годом растет уровень знаний дагестанских выпускников, меняется в лучшую сторону отношение к образованию. Многое сделано, гораздо больше сделать предстоит, но работа в направлении повышения уровня образования, в увеличении материально-технически обеспеченных ученических мест в республике ведется стабильно, последовательно и устойчиво.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру